1200 90

«Старая, старая сказка». Олег Даль отказывался сниматься с Мариной Нееловой, но творческий тандем состоялся

Почему Олег Даль отказывался сниматься с Мариной Нееловой в фильме «Старая, старая сказка», но творческий тандем состоялся, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Dal

О чем кино

Возвращаясь с многолетней службы, солдат освобождает от колдовства Черного кота, который оказывается волшебником и вручает служивому чудодейственное огниво.

Попав в королевство, где правитель беден, а его дочь мила, но зла, солдат пытается изменить девушку, завоевать ее сердце, но понимает: ни волшебство, ни деньги не приносят счастья.

Шутники в сборе

valerij frid i yulij dunskij

Валерий Фрид

Сценаристы таких фильмов, как «Экипаж» (1979), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979), Валерий Фрид и Юлий Дунский — люди необычной судьбы. Первый родился в семье директора Белорусского института микробиологии и эпидемиологии. У второго отец работал в Высшем совете народного хозяйства СССР. Будущих писателей жизнь потрепала, но не сломила. Писать на эзоповом языке они научились, когда в 1944 году получили по 10 лет сталинских лагерей. Работать в кино продолжили после реабилитации в 1956-м. Их сценарии только на первый взгляд казались невинными. На деле были иносказательны, полны лукавства и подвохов. Чего стоят только диалоги в этой картине, которые разобрали на цитаты:

— Мы тебя будем судить. Я, к твоему сведению, главный судья королевства.

— Вот это неправильно. Я требую этого… прокурора.

— Пожалуйста. Я и прокурор.

— Вот так порядочки!.. Дай мне хоть адвоката.

— Ты будешь смеяться, но адвокат — это тоже я. Королевство у нас маленькое, толковых людей не найдешь. Так и мучаюсь: все сам да сам.

— Интересно, может, ты еще и палач?

— Нет. Палач у нас есть настоящий и, между прочим, очень хороший. Я вас потом познакомлю.

123

Юлий Дунский

Или:

— Папа, как тебе не стыдно!

— Стыдно быть королем без денег. Господи, были бы у нас деньги, я сразу стал бы богатым и благородным, может быть. Что мне, жалко? А сейчас, извини уж, не могу. Бедность проклятая.

Конечно, остальные работавшие над фильмом были в ужасе от таких намеков на современность и не сомневались, что картину положат на полку. Но ее пропустили не глядя. Ведь это всего лишь сказка… Тем более на основе произведений Ханса Кристиана Андерсена «Огниво», «Дорожный товарищ», «Свинопас» и «Ганс Чурбан». Глупо их цензурировать. Ведь писатель жил давно и не у нас, а в Дании. А у них там всегда были перегибы на местах. Вспомните, что они с бедным Гамлетом сделали! Шекспир давно сорвал с них маску и показал истинное обличье!

Режиссером фильма выступила Надежда Кошеверова. Она начинала на «Ленфильме» еще в 1929 году. К моменту съемок в 1968-м ей исполнилось 67 лет. За плечами десятки лент, например «Золушка» (1947) и «Укротительница тигров» (1954). После «Старой, старой сказки» она проработает еще 20 лет и снимет семь фильмов!

Языком ультиматумов

Кошеверова заметила Олега Даля еще в его студенческие годы. Предлагала роли. Но студентов театральных вузов почти не отпускали на съемки. К моменту работы над картиной Олегу уже исполнилось 27. Он был сложившимся актером и охотно согласился поработать. Кошеверова вспоминала, что Даль превзошел все ее ожидания. Импровизировал, в неожиданном ракурсе видел повороты, заложенные в сценарии.

w1500 42276574С исполнительницей роли принцессы долго не могли определиться. Отсмотрели не один десяток претенденток. В какой-то момент обратили внимание на студентку одного из ленинградских театральных вузов Марину Неелову. Ей был 21 год. В кино она ни разу не снималась. Зажималась и стеснялась перед камерой. Тогда ассистент режиссера посоветовал ей сделать выбор: поставить крест на кинокарьере или немедленно показать все, на что она способна. И тогда, как вспоминала актриса, она показала: кривлялась, обезьянничала, почувствовав от страха полную раскованность. Оператор даже подивился ее наглости, а Даль объявил ультиматум: «Берите кого угодно, но только не эту». Вскоре и художественный совет «Ленфильма» отверг кандидатуру Нееловой. Даль, привыкший плыть против течения, тут же изменил свою позицию. Встал на ее сторону. От него услышали новое категорическое заявление: если Неелову не берут, то он отказывается от роли! Так на кинонебосклоне вспыхнула новая звезда! Еще одну версию этой истории рассказал Георгий Штиль, исполнивший роль телохранителя принцессы. По его словам, вместе с Кошеверовой и Далем он пришел на худсовет, и режиссер заявила, что не будет снимать кино, если Неелову не утвердят. Ленфильмовские старички почесали затылки и отступили.

Vera Titova

Вера Титова

Актриса Вера Титова рассказывала, как, пройдя кинопробы на роль ведьмы, уехала в Ригу на гастроли. Решение об утверждении обещали сообщить телеграммой. В один из дней в гостиничном номере раздался вкрадчивый стук в дверь. Вошла чем-то напуганная горничная, с дрожью в голосе сообщая: «Вам телеграмма». Это было послание от режиссера. Актриса раскрыла его и прочла: «Поздравляю! Ты — ведьма!» Глаза горничной округлились, когда Титова обрадовалась прочитанному. Работница отеля ведь не знала, что речь о роли в кино.

Не только сценаристы, но и советские артисты, невзирая на статус, любили похулиганить в киносказках. Например, у короля, которого сыграл Владимир Этуш, немало двусмысленных реплик.

Роман без продолжения

Часть съемок проходила в 4-м павильоне «Ленфильма», а большинство сцен — в новых павильонах, выстроенных на окраине Ленинграда в районе Сосновая Поляна. Сейчас это муниципальный округ Красносельского района города.

В дни переезда актеров готовили к роли в ленфильмовских гримерных и полдня везли через всю северную столицу в автобусах. Часто случались простои в связи с тем, что кто-то забывал захватить с собой важный реквизит, без которого нельзя входить в кадр. Пока реквизит доставляли, съемочный день заканчивался.

Еще накануне работы Кошеверова предупреждала Неелову: «Не влюбись в Даля». Актриса удивлялась: «В кого там влюбляться, щупленький, маленький…» Но, когда познакомилась, заглянула в его синие глаза и… Как вспоминала Марина, в него самого, в его талант, отсутствие менторства невозможно было не влюбиться. Он помогал юному дарованию, подсказывал, поддерживал. Рабочие отношения переросли в личные. И если бы не своенравность Олега, могла бы состояться семья. Но роман закончился сразу после съемок.

Фильм получил диплом на Венецианском фестивале 1969 года.

Сегодня эта светлая и в то же время грустная история, рассказанная на экране, — один из символов «Ленфильма», да и в целом конца эпохи 1960-х.

Еще материалы рубрики:

«Хроника пикирующего бомбардировщика». Во время съемок одного актера переехал тяжелый автомобиль

«Выйти замуж за капитана». Почему сценарий фильма 5 лет пролежал на дальней полке

Елена Яковлева наотрез отказалась сниматься в откровенных сценах. История создания фильма «Интердевочка»

Ужастики, любовные драмы, боевики… На что чернобыльская катастрофа вдохновляет кинематографистов

Звезды кино голышом купались в Останкинском пруду. Что происходило на съемках «Здравствуйте, я ваша тетя!»

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора