«Старая, старая сказка». Олег Даль отказывался сниматься с Мариной Нееловой, но творческий тандем состоялся
Почему Олег Даль отказывался сниматься с Мариной Нееловой в фильме «Старая, старая сказка», но творческий тандем состоялся, – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Возвращаясь с многолетней службы, солдат освобождает от колдовства Черного кота, который оказывается волшебником и вручает служивому чудодейственное огниво.
Попав в королевство, где правитель беден, а его дочь мила, но зла, солдат пытается изменить девушку, завоевать ее сердце, но понимает: ни волшебство, ни деньги не приносят счастья.
Шутники в сборе
Сценаристы таких фильмов, как «Экипаж» (1979), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1979), Валерий Фрид и Юлий Дунский — люди необычной судьбы. Первый родился в семье директора Белорусского института микробиологии и эпидемиологии. У второго отец работал в Высшем совете народного хозяйства СССР. Будущих писателей жизнь потрепала, но не сломила. Писать на эзоповом языке они научились, когда в 1944 году получили по 10 лет сталинских лагерей. Работать в кино продолжили после реабилитации в 1956-м. Их сценарии только на первый взгляд казались невинными. На деле были иносказательны, полны лукавства и подвохов. Чего стоят только диалоги в этой картине, которые разобрали на цитаты:
— Мы тебя будем судить. Я, к твоему сведению, главный судья королевства.
— Вот это неправильно. Я требую этого… прокурора.
— Пожалуйста. Я и прокурор.
— Вот так порядочки!.. Дай мне хоть адвоката.
— Ты будешь смеяться, но адвокат — это тоже я. Королевство у нас маленькое, толковых людей не найдешь. Так и мучаюсь: все сам да сам.
— Интересно, может, ты еще и палач?
— Нет. Палач у нас есть настоящий и, между прочим, очень хороший. Я вас потом познакомлю.
Или:
— Папа, как тебе не стыдно!
— Стыдно быть королем без денег. Господи, были бы у нас деньги, я сразу стал бы богатым и благородным, может быть. Что мне, жалко? А сейчас, извини уж, не могу. Бедность проклятая.
Конечно, остальные работавшие над фильмом были в ужасе от таких намеков на современность и не сомневались, что картину положат на полку. Но ее пропустили не глядя. Ведь это всего лишь сказка… Тем более на основе произведений Ханса Кристиана Андерсена «Огниво», «Дорожный товарищ», «Свинопас» и «Ганс Чурбан». Глупо их цензурировать. Ведь писатель жил давно и не у нас, а в Дании. А у них там всегда были перегибы на местах. Вспомните, что они с бедным Гамлетом сделали! Шекспир давно сорвал с них маску и показал истинное обличье!
Режиссером фильма выступила Надежда Кошеверова. Она начинала на «Ленфильме» еще в 1929 году. К моменту съемок в 1968-м ей исполнилось 67 лет. За плечами десятки лент, например «Золушка» (1947) и «Укротительница тигров» (1954). После «Старой, старой сказки» она проработает еще 20 лет и снимет семь фильмов!
Языком ультиматумов
Кошеверова заметила Олега Даля еще в его студенческие годы. Предлагала роли. Но студентов театральных вузов почти не отпускали на съемки. К моменту работы над картиной Олегу уже исполнилось 27. Он был сложившимся актером и охотно согласился поработать. Кошеверова вспоминала, что Даль превзошел все ее ожидания. Импровизировал, в неожиданном ракурсе видел повороты, заложенные в сценарии.
С исполнительницей роли принцессы долго не могли определиться. Отсмотрели не один десяток претенденток. В какой-то момент обратили внимание на студентку одного из ленинградских театральных вузов Марину Неелову. Ей был 21 год. В кино она ни разу не снималась. Зажималась и стеснялась перед камерой. Тогда ассистент режиссера посоветовал ей сделать выбор: поставить крест на кинокарьере или немедленно показать все, на что она способна. И тогда, как вспоминала актриса, она показала: кривлялась, обезьянничала, почувствовав от страха полную раскованность. Оператор даже подивился ее наглости, а Даль объявил ультиматум: «Берите кого угодно, но только не эту». Вскоре и художественный совет «Ленфильма» отверг кандидатуру Нееловой. Даль, привыкший плыть против течения, тут же изменил свою позицию. Встал на ее сторону. От него услышали новое категорическое заявление: если Неелову не берут, то он отказывается от роли! Так на кинонебосклоне вспыхнула новая звезда! Еще одну версию этой истории рассказал Георгий Штиль, исполнивший роль телохранителя принцессы. По его словам, вместе с Кошеверовой и Далем он пришел на худсовет, и режиссер заявила, что не будет снимать кино, если Неелову не утвердят. Ленфильмовские старички почесали затылки и отступили.
Актриса Вера Титова рассказывала, как, пройдя кинопробы на роль ведьмы, уехала в Ригу на гастроли. Решение об утверждении обещали сообщить телеграммой. В один из дней в гостиничном номере раздался вкрадчивый стук в дверь. Вошла чем-то напуганная горничная, с дрожью в голосе сообщая: «Вам телеграмма». Это было послание от режиссера. Актриса раскрыла его и прочла: «Поздравляю! Ты — ведьма!» Глаза горничной округлились, когда Титова обрадовалась прочитанному. Работница отеля ведь не знала, что речь о роли в кино.
Не только сценаристы, но и советские артисты, невзирая на статус, любили похулиганить в киносказках. Например, у короля, которого сыграл Владимир Этуш, немало двусмысленных реплик.
Роман без продолжения
Часть съемок проходила в 4-м павильоне «Ленфильма», а большинство сцен — в новых павильонах, выстроенных на окраине Ленинграда в районе Сосновая Поляна. Сейчас это муниципальный округ Красносельского района города.
В дни переезда актеров готовили к роли в ленфильмовских гримерных и полдня везли через всю северную столицу в автобусах. Часто случались простои в связи с тем, что кто-то забывал захватить с собой важный реквизит, без которого нельзя входить в кадр. Пока реквизит доставляли, съемочный день заканчивался.
Еще накануне работы Кошеверова предупреждала Неелову: «Не влюбись в Даля». Актриса удивлялась: «В кого там влюбляться, щупленький, маленький…» Но, когда познакомилась, заглянула в его синие глаза и… Как вспоминала Марина, в него самого, в его талант, отсутствие менторства невозможно было не влюбиться. Он помогал юному дарованию, подсказывал, поддерживал. Рабочие отношения переросли в личные. И если бы не своенравность Олега, могла бы состояться семья. Но роман закончился сразу после съемок.
Фильм получил диплом на Венецианском фестивале 1969 года.
Сегодня эта светлая и в то же время грустная история, рассказанная на экране, — один из символов «Ленфильма», да и в целом конца эпохи 1960-х.
Еще материалы рубрики:
«Хроника пикирующего бомбардировщика». Во время съемок одного актера переехал тяжелый автомобиль
«Выйти замуж за капитана». Почему сценарий фильма 5 лет пролежал на дальней полке
Ужастики, любовные драмы, боевики… На что чернобыльская катастрофа вдохновляет кинематографистов
Смотрите также: