Елена Яковлева наотрез отказалась сниматься в откровенных сценах. История создания фильма «Интердевочка»
Елена Яковлева наотрез отказалась сниматься в откровенных сценах ленты «Интердевочка». История создания самого нашумевшего фильма эпохи перестройки — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Медсестра из Ленинграда Таня Зайцева, которая зарабатывает на жизнь древнейшей профессией, получает от судьбы фантастический по тем временам подарок. Руку и сердце ей предлагает интеллигентный обеспеченный швед. Но долгожданная эмиграция в Европу счастья не приносит.
Вслед за классиками
Всё началось с того, что в 1988 году в журнале «Аврора» опубликовали повесть Владимира Кунина «Интердевочка». Сначала предлагались названия «Проститутка», «Фрекен Танька», но редакторы не были готовы оперировать табуированными словами. Хотя перестройка в стране шла полным ходом, в кабинетах начальников сидели всё те же скромные советские люди.
Повесть вызвала у читателей неоднозначную реакцию. Шли бурные обсуждения. Стало ясно: экранизация принесет успех.
Кунин обратился к супруге режиссера Петра Тодоровского Мире. В Москве знали, что Петр Ефимович по природе своей художник, а не администратор. А Мира была своего рода импресарио мастера и решала все оргвопросы.
Она ознакомилась с материалом, который произвел на нее впечатление.
Но Петр Ефимович — фронтовик, работавший совсем в иных жанрах. И снимать кино о драме проститутки наотрез отказался. Уговаривать режиссера пришлось долго. Одним из аргументов стало то, что русские классики Лев Толстой в романе «Воскресение», Федор Достоевский в своих произведениях тоже исследовали тему девушек, как сейчас говорят, с пониженной социальной ответственностью.
После согласия постановщика Мира пошла на беспрецедентный шаг, став одним из первых русских продюсеров. Поехала в Стокгольм и добыла половину суммы бюджета на ленту в компании Filmstallet AB. Вторую часть средств дал «Мосфильм».
Спасение шведа
Сначала претендентками на главную роль были Наталья Андрейченко и Татьяна Догилева. Под последнюю Кунин писал сценарий, тем более что после фильма «Блондинка за углом» она стала знаменитой. Но режиссера не устраивали актерские навыки обеих. Однажды актер Всеволод Шиловский, друг Тодоровского, предложил ему обратить внимание на Елену Яковлеву, с которой был знаком по ее театральным работам. Петр Ефимович сходил в Московский театр «Современник» на спектакль «Снег. Недалеко от тюрьмы» по пьесе Н. Климонтовича: она играла проститутку-лимитчицу. В представлениях Петра Ефимовича продажная женщина должна иметь пышные формы, которых не наблюдалось у Елены, но после кинопроб ее утвердили безоговорочно.
Сам Всеволод Шиловский должен был сыграть шведа Эдварда Ларсена, но в последний момент отказался. Роль отца Тани, который вымогает у нее деньги за согласие на выезд за рубеж, оказалась ему ближе. Ведь в ней есть судьба: Николай Платонович — пьющий человек с маленькими детьми и больной супругой на руках. И его негативный образ не так однозначен.
Сложно поспорить с тем, что не только для Елены Яковлевой, но и для Ингеборги Дапкунайте, Ирины Розановой, сыгравших валютных проституток Кисулю и «Симу-Гулливер», картина стала поворотной в судьбе. Их начали узнавать на улицах, посыпались предложения от режиссеров.
Анастасия Немоляева, ставшая на экране Лялькой, соседкой Тани, родилась в семье известных в Москве театральных деятелей и кинематографистов. Поэтому ей было легче реализовать себя в актерской профессии. Но сыграв в этой картине и в фильме «Курьер» (1986), в дальнейшем она явно не в полной мере воспользовалась возможностями. Или не захотела.
Водителем-дальнобойщиком стал на экране латвийский актер Мартиньш Вилсонс. Советские телезрители знали его по картине «Мираж» (1983).
Главного врача больницы, где Татьяна работает медицинской сестрой, сыграл наш земляк Зиновий Гердт.
Актер Томас Лаустиола, по его собственному признанию, в молодые годы злоупотреблял спиртным. Потерял семью, работу в театре. Прошел лечение, взял себя в руки, и предложенная роль мужа Тани Эдварда Ларсена сильно выручила его. Открылось второе дыхание. Только полушутя жалеет, что у него с Еленой толком не было постельных сцен!
Совсем не об этом
От откровенных эпизодов Елена наотрез отказалась. Волшебная сила монтажа сделала свое дело. Например, сцену вынужденного секса с японцем, который щедро выдал Татьяне на поездку недостающие 750 долларов, снимали без участия Ментая Утепбергенова, который, собственно, и исполнял роль японца. При специально выстроенном свете мужская часть группы, сдерживая смех, раскачивала кровать, тумбочку, светильник, а Елена трясла головой с лицом, намазанным глицерином.
Съемки проходили летом 1988 года в Ленинграде, Москве и Швеции. Бюджет позволил воспользоваться пленкой «Кодак», что тогда было исключением в советском кино. Благодаря этому фильм и сегодня можно увидеть в отличном колере.
Поскольку снимали в ленинградской гостинице «Прибалтийская», где работники ежедневно наблюдали валютных проституток, все как один говорили режиссеру: они не одеваются столь броско, как это показано в ленте. Но Петр Ефимович считал: девушки легкого поведения должны выглядеть вычурно, чтобы угодить бытовым представлениям зрителей о них.
Шведские инвесторы не хотели трагического финала ленты. Тодоровский же видел иначе. Поэтому для европейского зрителя сняли иную развязку: Таня просто улетает домой рейсом Стокгольм — Москва. Фильм в такой интерпретации приобрели для показов в Японии, Германии и Канаде.
Русский финал все помнят: дождливая дорога, фары встречных авто ослепляют глаза девушки, звучит скрежет металла…
По итогам опроса читателей журнала «Советский экран», «Интердевочка» заняла первое место среди советских фильмов, которые были показаны в 1989-м. Елена Яковлева за роль Тани была названа лучшей актрисой года.
Барышни, реально отдававшие себя за валюту в Москве и Ленинграде в те годы, считали, что лента надолго вывела из строя рынок секс-индустрии.
Посмотрев кино, их коллеги из десятков городов России хлынули на заработки в Северную столицу и Белокаменную, подвергнув демпингу сложившийся порядок цен.
Откровенно говоря, картина на табуированную в СССР тему даже в те далекие годы виделась довольно целомудренной. Но всё равно разделила зрителей на два лагеря. Одни сочувствовали героине. Другие обвиняли режиссера в антисоветской пропаганде и симпатии к порочным женщинам. Но создатели понимали: их история совсем о другом — она о любви, предательстве и личном выборе.
Еще материалы рубрики:
Ужастики, любовные драмы, боевики… На что чернобыльская катастрофа вдохновляет кинематографистов
Остроты Фаины Раневской и красота Любови Орловой. Как снимали послевоенный фильм «Весна»