1200 90

Приключенческое кино и правда о шпионах несовместимы. Почему консультанты фильма «Мертвый сезон» так считали

Консультанты фильма «Мертвый сезон» разведчики Рудольф Абель и Конон Молодый считали, что приключенческое кино и правда о шпионах-нелегалах несовместимы. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

yy

О чем кино

В небольшом курортном городке военный преступник доктор Хасс заканчивает работу над новым психохимическим оружием массового поражения. Советский разведчик Ладейников вместе с бывшим узником концлагеря Савушкиным, который знает Хасса в лицо, поселяются неподалеку и включаются в смертельную игру с нацистским ученым.

Мэтрам не доверять

Vladimir Vajnshtok

Владимир Вайншток

Режиссера и сценариста Владимира Вайнштока можно назвать классиком белорусского кино. Свою первую самостоятельную режиссерскую работу — фильм «Рубикон» — он сделал в 1931 году на студии «Белгоскино». За ней последовала картина «Ураган». И наконец, он снял первый белорусский звуковой художественный фильм «Слава мира».

Литературное творчество Вайнштока тоже принесло свои плоды. В середине 1960-х Владимира допустили в архивы КГБ, где его заинтересовал советский разведчик Конон Молодый. Очень хотелось создать на основе его истории сценарий. Практики съемок лент о деятельности советской разведки в годы холодной войны тогда не существовало.

В мае 1967-го КГБ возглавил Юрий Андропов. Он был сторонником создания положительного имиджа своего ведомства и разрешил Вайнштоку начать работу над литературной основой будущего кино. Более того, Молодый был еще жив и здоров. Его и разведчика Рудольфа Абеля Андропов попросил консультировать кинематографистов.

В отличие от фильма, в реальности Молодый не выслеживал изобретателя психохимического оружия. Он наблюдал за деятельностью ученых, ранее служивших фашистской Германии, а потом занимавшихся разработкой военной техники в Великобритании. В 1961 году Молодого арестовали в Лондоне и приговорили к 25 годам лишения свободы. Через три года его вызволили, обменяв на английского разведчика Гревилла Винна. Британского шпиона арестовали в Венгрии и передали СССР на основании показаний полковника ГРУ Олега Пеньковского, обвиненного в шпионаже в пользу США и Великобритании. Ранее Винн был его связным. Так что знаменитая сцена обмена разведчиками на мосту не выдумка. В реальности это Глиникский мост. По окончании Второй мировой войны по его середине проходила граница между ФРГ и ГДР. Правда, работники спецслужб при обмене не разглядывали друг друга, как показано в ленте. Их лица скрывали.

Когда сценарий Вайнштока был готов (в титрах он значится под псевдонимом Владимиров), начали искать режиссера-постановщика. Андропов поручил своим сотрудникам посоветоваться с признанным мастером Михаилом Роммом. Прочитав сценарий, Михаил Ильич высказал мнение, что этот фильм нельзя доверить мэтрам старшего поколения, которые снимут шпионское кино в духе 1930–1950-х. Незадолго до событий в работе над лентой «Обыкновенный фашизм» Ромму помогал молодой постановщик Савва Кулиш. Его он и посоветовал. Так сложную картину разрешили снимать на «Ленфильме» начинающему режиссеру. Фильм стал его дебютом.

so semok

Внешнее сходство

Женщины — редакторы ленинградской киностудии, начитавшись романов, считали, что разведчик должен быть статным красавцем, высоким блондином. Поэтому на роль Ладейникова сначала рассматривали актеров с амплуа героя-любовника. Пробовался даже Вячеслав Тихонов. Молодый позже объяснит, почему такой подход — полная глупость. На этапе подготовки он просто сказал, что, поскольку кино о нем, хотел бы видеть актера более-менее похожего на себя. Таким оказался Донатас Банионис, которого озвучил Александр Демьяненко.

Svetlana Korkoshko

Светлана Коркошко

С самого начала режиссер задумал лирическую линию, проходящую через всё повествование, чтобы ярче продемонстрировать черты характера разведчика. В качестве дамы сердца Ладейникова выступала Элис, совладелица частного ресторана. На эту роль Кулиш подбирал актрису исключительно по фактуре, дабы она выгодно смотрелась рядом с Банионисом. Выбор пал на Светлану Коркошко. Участие в картине стало для нее профессиональной трагедией. Но это выяснилось перед самой премьерой: большинство эпизодов с актрисой просто вырезали.

Бывшего узника концлагеря Ивана Савушкина сыграл Ролан Быков. Тогда все знали об универсальности его таланта, сомнений в выборе не возникло.

Военным преступником Хассом на экране стал ленинградский актер Владимир Эренберг.

Сложный финиш

Городка Даргейте, который заявлен в кино, в реальности не существует. Кулиш пытался создать из кварталов городов Прибалтики, где снимали, объединенный образ уютной европейской провинции. На все магазины, попадавшие в кадр, художники вешали вывески на английском языке.

Сцену на мосту с обменом разведчиков сняли под Москвой. Мост в кадре совершенно не похож на Глиникский.

Иностранные машины, импортную одежду создатели картины собирали по крупицам у частных лиц. Например, все вещи для секретарши Кэтрин взяли в гардеробе жены режиссера. Дело в том, что отец супруги Кулиша, знаменитый драматург Алексей Арбузов, часто бывал за рубежом и баловал дочь Варвару заграничными нарядами.

Поскольку роли для Быкова и Баниониса были выписаны одинаково полновесно, на площадке всё время происходила актерская дуэль двух талантливых исполнителей. Каждый хотел переиграть другого. А постановщик не мешал. Его основные баталии пришлись на период сдачи картины, которую не принимали 7 месяцев. Например, в изначальной версии герой Быкова погибал. Потребовали его воскрешения. И досняли сцены, из которых понятно: он выжил.

Всю любовную линию Ладейникова с Элис вырезали, оставив два коротких эпизода. Режиссер позвонил актрисе и сообщил, что ее большой роли в картине теперь нет, так как ему сказали: у разведчика не может быть романтических отношений, если это не часть задания. Коркошко оставалось только ронять слезы.

Konon Molodyj

Конон Молодый

На последнем худсовете, по окончании ленты, встала редактор и вновь заговорила о том, что Банионис для разведчика-героя слишком серый и неприметный. Тогда с последнего ряда встал Молодый и сказал, что будь разведчики такими, какими она себе их представляет, их рассекречивали бы на третьей минуте миссии.

Правда, когда вышли из зала, Абель и Молодый с глазу на глаз признались режиссеру, что первая серия похожа на их деятельность. А вторая вызывает смех. Разведчики-нелегалы не завязывают перестрелки с контрразведкой, не устраивают погони на машинах. Они анализируют и делают всё чужими руками. Оказалось, настоящая разведка и зрелищное кино несовместимы.

В 1993 году на 25-летие фильма в студии одного из телеканалов собрались Банионис, Быков, Кулиш и начали экспромтом придумывать сюжет продолжения картины, по которому те же персонажи встречаются в современности. Даже договорились снимать. Но вскоре не стало Быкова, потом Кулиша, Баниониса… Так они и остались со своими персонажами в том прежнем золотом времени.

Еще материалы рубрики:

Остроты Фаины Раневской и красота Любови Орловой. Как снимали послевоенный фильм «Весна»

Елена Драпеко 12 раз «тонула» в болоте. Как создавали самый пронзительный фильм о войне «А зори здесь тихие…»

Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»

На съемки «Кинг-Конга» деньги дал уроженец Минска. История фильма о любви красавицы и чудовища

Фашисты использовали детей как приманку. Рассказываем о фильме «Оленья охота», основанном на реальных событиях

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора