Приключенческое кино и правда о шпионах несовместимы. Почему консультанты фильма «Мертвый сезон» так считали
Консультанты фильма «Мертвый сезон» разведчики Рудольф Абель и Конон Молодый считали, что приключенческое кино и правда о шпионах-нелегалах несовместимы. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В небольшом курортном городке военный преступник доктор Хасс заканчивает работу над новым психохимическим оружием массового поражения. Советский разведчик Ладейников вместе с бывшим узником концлагеря Савушкиным, который знает Хасса в лицо, поселяются неподалеку и включаются в смертельную игру с нацистским ученым.
Мэтрам не доверять
Режиссера и сценариста Владимира Вайнштока можно назвать классиком белорусского кино. Свою первую самостоятельную режиссерскую работу — фильм «Рубикон» — он сделал в 1931 году на студии «Белгоскино». За ней последовала картина «Ураган». И наконец, он снял первый белорусский звуковой художественный фильм «Слава мира».
Литературное творчество Вайнштока тоже принесло свои плоды. В середине 1960-х Владимира допустили в архивы КГБ, где его заинтересовал советский разведчик Конон Молодый. Очень хотелось создать на основе его истории сценарий. Практики съемок лент о деятельности советской разведки в годы холодной войны тогда не существовало.
В мае 1967-го КГБ возглавил Юрий Андропов. Он был сторонником создания положительного имиджа своего ведомства и разрешил Вайнштоку начать работу над литературной основой будущего кино. Более того, Молодый был еще жив и здоров. Его и разведчика Рудольфа Абеля Андропов попросил консультировать кинематографистов.
В отличие от фильма, в реальности Молодый не выслеживал изобретателя психохимического оружия. Он наблюдал за деятельностью ученых, ранее служивших фашистской Германии, а потом занимавшихся разработкой военной техники в Великобритании. В 1961 году Молодого арестовали в Лондоне и приговорили к 25 годам лишения свободы. Через три года его вызволили, обменяв на английского разведчика Гревилла Винна. Британского шпиона арестовали в Венгрии и передали СССР на основании показаний полковника ГРУ Олега Пеньковского, обвиненного в шпионаже в пользу США и Великобритании. Ранее Винн был его связным. Так что знаменитая сцена обмена разведчиками на мосту не выдумка. В реальности это Глиникский мост. По окончании Второй мировой войны по его середине проходила граница между ФРГ и ГДР. Правда, работники спецслужб при обмене не разглядывали друг друга, как показано в ленте. Их лица скрывали.
Когда сценарий Вайнштока был готов (в титрах он значится под псевдонимом Владимиров), начали искать режиссера-постановщика. Андропов поручил своим сотрудникам посоветоваться с признанным мастером Михаилом Роммом. Прочитав сценарий, Михаил Ильич высказал мнение, что этот фильм нельзя доверить мэтрам старшего поколения, которые снимут шпионское кино в духе 1930–1950-х. Незадолго до событий в работе над лентой «Обыкновенный фашизм» Ромму помогал молодой постановщик Савва Кулиш. Его он и посоветовал. Так сложную картину разрешили снимать на «Ленфильме» начинающему режиссеру. Фильм стал его дебютом.
Внешнее сходство
Женщины — редакторы ленинградской киностудии, начитавшись романов, считали, что разведчик должен быть статным красавцем, высоким блондином. Поэтому на роль Ладейникова сначала рассматривали актеров с амплуа героя-любовника. Пробовался даже Вячеслав Тихонов. Молодый позже объяснит, почему такой подход — полная глупость. На этапе подготовки он просто сказал, что, поскольку кино о нем, хотел бы видеть актера более-менее похожего на себя. Таким оказался Донатас Банионис, которого озвучил Александр Демьяненко.
С самого начала режиссер задумал лирическую линию, проходящую через всё повествование, чтобы ярче продемонстрировать черты характера разведчика. В качестве дамы сердца Ладейникова выступала Элис, совладелица частного ресторана. На эту роль Кулиш подбирал актрису исключительно по фактуре, дабы она выгодно смотрелась рядом с Банионисом. Выбор пал на Светлану Коркошко. Участие в картине стало для нее профессиональной трагедией. Но это выяснилось перед самой премьерой: большинство эпизодов с актрисой просто вырезали.
Бывшего узника концлагеря Ивана Савушкина сыграл Ролан Быков. Тогда все знали об универсальности его таланта, сомнений в выборе не возникло.
Военным преступником Хассом на экране стал ленинградский актер Владимир Эренберг.
Сложный финиш
Городка Даргейте, который заявлен в кино, в реальности не существует. Кулиш пытался создать из кварталов городов Прибалтики, где снимали, объединенный образ уютной европейской провинции. На все магазины, попадавшие в кадр, художники вешали вывески на английском языке.
Сцену на мосту с обменом разведчиков сняли под Москвой. Мост в кадре совершенно не похож на Глиникский.
Иностранные машины, импортную одежду создатели картины собирали по крупицам у частных лиц. Например, все вещи для секретарши Кэтрин взяли в гардеробе жены режиссера. Дело в том, что отец супруги Кулиша, знаменитый драматург Алексей Арбузов, часто бывал за рубежом и баловал дочь Варвару заграничными нарядами.
Поскольку роли для Быкова и Баниониса были выписаны одинаково полновесно, на площадке всё время происходила актерская дуэль двух талантливых исполнителей. Каждый хотел переиграть другого. А постановщик не мешал. Его основные баталии пришлись на период сдачи картины, которую не принимали 7 месяцев. Например, в изначальной версии герой Быкова погибал. Потребовали его воскрешения. И досняли сцены, из которых понятно: он выжил.
Всю любовную линию Ладейникова с Элис вырезали, оставив два коротких эпизода. Режиссер позвонил актрисе и сообщил, что ее большой роли в картине теперь нет, так как ему сказали: у разведчика не может быть романтических отношений, если это не часть задания. Коркошко оставалось только ронять слезы.
На последнем худсовете, по окончании ленты, встала редактор и вновь заговорила о том, что Банионис для разведчика-героя слишком серый и неприметный. Тогда с последнего ряда встал Молодый и сказал, что будь разведчики такими, какими она себе их представляет, их рассекречивали бы на третьей минуте миссии.
Правда, когда вышли из зала, Абель и Молодый с глазу на глаз признались режиссеру, что первая серия похожа на их деятельность. А вторая вызывает смех. Разведчики-нелегалы не завязывают перестрелки с контрразведкой, не устраивают погони на машинах. Они анализируют и делают всё чужими руками. Оказалось, настоящая разведка и зрелищное кино несовместимы.
В 1993 году на 25-летие фильма в студии одного из телеканалов собрались Банионис, Быков, Кулиш и начали экспромтом придумывать сюжет продолжения картины, по которому те же персонажи встречаются в современности. Даже договорились снимать. Но вскоре не стало Быкова, потом Кулиша, Баниониса… Так они и остались со своими персонажами в том прежнем золотом времени.
Еще материалы рубрики:
Остроты Фаины Раневской и красота Любови Орловой. Как снимали послевоенный фильм «Весна»
Какой из Мимино резидент ЦРУ?! Как подбирали актеров на роли в фильме «ТАСС уполномочен заявить»
На съемки «Кинг-Конга» деньги дал уроженец Минска. История фильма о любви красавицы и чудовища
Смотрите также: