«Хроника пикирующего бомбардировщика». Во время съемок одного актера переехал тяжелый автомобиль
Во время съемок фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика» одного актера переехал тяжелый автомобиль, а другой, по кличке Гитлер, сбежал с площадки. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
1944 год. Вчерашние студенты и школьники, ставшие летчиками, ведут поиски скрытого вражеского аэродрома, воюют в открытых боях. В то же время не забывают вступиться за честь оскорбленной девушки, а в нелетную погоду разрабатывают рецепт алкогольного ликера «Шасси». Вот такие военные будни.
На реальных событиях
Писатель Владимир Кунин, по повести которого снят фильм, учился в военно-авиационной школе, летал на самолетах Пе-2 в качестве штурмана. Эти воздушные машины использованы в картине. Произведение отчасти автобиографично. Но, по признанию литератора, за основу он взял военную биографию пилота Бориса Быстрых. Характер соответствовал фамилии. Например, в марте 1942-го с заданием оборвать телеграфные провода он вылетел к дороге Сумы — Белополье. На бреющем полете бомбами уничтожил железнодорожный эшелон и оборвал пролеты проводов. Тут его атаковали шесть истребителей противника, требующие от него посадки на их аэродроме. Он дал видимое согласие, увидел дислокацию аэродрома, сфотографировал и, сделав маневр, ушел от противника. Несмотря на то что самолет изрешетили пулями, он сумел долететь до своих. И вот таких лихих вылетов за ним десятки. 3 июня 1943 года его эскадрилья атаковала карателей, окруживших партизан в брянских лесах. Самолет Быстрых подбили. Несмотря на ранение, он смог посадить бомбардировщик, достал из кобуры пистолет и сражался до последнего. Гитлеровцы это видели и похоронили его с воинскими почестями, отдав дань смелости пилота.
Военными консультантами фильма стали прославленные летчики, Герои Советского Союза, генерал-майор Анатолий Анпилов и полковник Григорий Евдокимов. Последний в своих мемуарах рассказывал, что режиссера Наума Бирмана, не имевшего отношения к авиации, не зря назначили постановщиком на технически сложную картину. Руководители «Ленфильма» знали, что он человек въедливый и разберется во всем, включая психологию пилотов и других авиационных специалистов.
Личное дело
Лента задумывалась как своеобразное продолжение цикла фильмов не только о подвигах, но и о веселом нраве бойцов. Первым в этой череде стала картина «Женя, Женечка и «катюша», где главную роль сыграл Олег Даль. Его работа всем понравилась. В этом кино он играет стрелка-радиста Евгения Соболевского — весельчака и балагура. Правда, и в первый, и во второй раз ему со скандалом пришлось увольняться из московского театра «Современник». Ведь фильм снимали полгода, и он не мог совместить сцену с кино.
Режиссер Бирман пришел в кинопроизводство в 42 года. А до этого много лет работал постановщиком в ленинградских театрах. Знал способности исполнителей из Северной столицы. Поэтому в картине снялся ряд выдающихся ленинградских актеров. Например, Юрий Толубеев (механик Кузьмичёв).
Неприятный сюрприз группе преподнес Лев Вайнштейн (штурман Гуревич). Вначале 1970-х он уехал в США на постоянное место жительства. Фильм не положили на полку. Но по телевидению почти не показывали до середины 1980-х.
Когда в 1988-м Вайнштейну предложили приехать в СССР и сняться в картине Геннадия Полоки, он согласился, готовился и так волновался, что в 49 лет, так и не покинув Америку, умер от сердечного приступа.
Всегда приключение
Фильм снимали в 1967 году в лесу, рядом с Ленинградским районом Сосновая Поляна, где открыли новые павильоны «Ленфильма».
Процессу сопутствовали курьезы и чрезвычайные происшествия.
Едва не погиб молодой актер Георгий Корольчук. Когда по сценарию в небе был убит его герой Митя Червоненко, исполнителя в кадре вытащили из самолета и положили на траву. Естественно, в соответствующем гриме. По задумке к телу погибшего на «Виллисе» должен был приехать командир в исполнении Александра Граве. Аварийный «Виллис» кое-как подлатали и поставили на колеса. Когда машина подъезжала к точке остановки, Граве, сидевший за рулем, заорал: «Берегись! Машина!» — и выпрыгнул из кабины. Оказывается, у «Виллиса» отказало рулевое управление, заклинили тормоза. Никто даже глазом не успел моргнуть, как лежавший на траве Корольчук в образе мертвого скрылся под брюхом автомобиля. Как только опомнились, взялись скопом, подняли машину и вытащили из-под нее актера, не подававшего признаков жизни. Оказалось, он после наезда колеса на ногу от боли потерял сознание. Но всё обошлось.
В следующей истории замешан Олег Даль. Администрация группы из экономии на артистах массовки привезла множество одетых в немецкую форму манекенов. Их хранили в сарае вместе с другим реквизитом. К складу приставили ночную сторожиху из местных. После первого съемочного дня Даль с молодыми артистами решили в этом сарае отметить начало работы. Народу было немного. И они ради шутки задумали увеличить численность присутствующих. Рассадили манекены в разных позах, якобы кто-то из этих ненастоящих фашистов играл в карты, кто-то пил, а кто-то стоял с автоматом. После застолья разбирать экспозицию не стали, ушли. После наступления сумерек сторожиха зашла в сарай. Перед ней сидела компания фрицев. Женщина пулей выскочила из помещения и с криками «Немцы!!!» припустилась бежать в деревню.
Еще история. Как-то раз пропал один из актеров! Гитлер! Так звали кота, который по сценарию должен был стать символом тоски по дому. В летных эскадрильях часто держали домашних животных, как говорится, для души. Коту в сценарии была уготовлена немалая роль. Через некоторое время он вернулся, но без половины хвоста и без глаза. Шипел на всех подряд и кусался. Даль вообще отказался с ним сниматься. Но для Гитлера наняли дрессировщицу. За время работы от кота досталось почти всем. Особенно пострадал Лев Вайнштейн. Весь был в кровавых царапинах. В итоге одичавшее животное вновь убежало. Его заменили на бездомного щенка.
Забавного случалось немало. Консультант Евдокимов, заметив на погонах некоторых гимнастерок вместо голубых, какие положено носить летчикам, малиновые полосы, не спал всю ночь. Это ведь он совершил ошибку. Но утром режиссер напомнил ему: кино черно-белое!
Премьера фильма в Минске состоялась не в кинотеатре, а в новом тогда Дворце спорта! Использование сборных трибун в партере позволяло превращать арену в концертный зал вместимостью 4,5 тысячи зрителей!
Фильм был так популярен, что в 1970 году его включили во внеконкурсную программу Минского кинофестиваля.
Еще материалы рубрики:
«Выйти замуж за капитана». Почему сценарий фильма 5 лет пролежал на дальней полке
Ужастики, любовные драмы, боевики… На что чернобыльская катастрофа вдохновляет кинематографистов