Бивень мамонта, камень с загадочным сердцем и советский интерьер. Посетили школьный музей
В СШ № 202 расширяют школьный этнографический музей «Кола часу». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» ознакомились с экспонатами.
Директор школы Татьяна Швед окидывает взором просторное музейное помещение:
— Переехали!
Раньше экспозиции «Кола часу» ютились в небольшом кабинете. Древние предметы стекались в школьный музей отовсюду. Педагоги привозили старинные вещи из родных деревень. Что-то дарили ученые и археологи. Появлялись тематические экскурсии. Когда собрали более полутысячи экспонатов, для музея стали готовить новые площади. Как раз успели за лето. Сделали ремонт, продумали дизайн локаций разных эпох. И переехали!
— Посетителей было много всегда, — отмечает Татьяна Швед. — Кроме школьников района и города к нам приходят воспитанники соседнего детского сада. Проводим экскурсии для родителей первоклассников. Музейное пространство — неотъемлемая часть образовательного процесса. Здесь мы можем объять необъятное.
Каменная история
Новая выставка разделена на несколько зон. Все начинается с первобытно — общинного строя.
— У нас даже есть бивень мамонта, — показывает редкую вещь директор.
Громадная кость очень древняя. Ей около 25 тысяч лет. Бивень приехал сюда с гранитного карьера «Микашевичи». Рабочие добывали ценную породу, а наткнулись на еще более важную находку. Движение техники на время остановили. Ждали археологов. Останки мамонта извлекли, бивень подарили школьному музею.
Алеся Гамидова, ученица 10-го класса, — юный экскурсовод. Девочка на каникулах пришла помогать обустраивать новое помещение для выставки. Рассказывает, что здесь недавно появилась коллекция камней. Разместили их в стеклянных витринах. Но некоторые можно потрогать.
— Правда, к нам пришла учитель географии и поправила: это не камни, а геологические породы. Уникальное собрание! — улыбается Алеся.
Никто и подумать не мог, что именно эта экспозиция вызовет такой интерес у детей.
— Каждый образец — часть истории нашей земли. Иллюстрация процессов, проходивших тысячелетия назад. Вот, например, оргалит — застывшая глина. Редкая для Беларуси порода. Она старше, чем наш бивень мамонта. На этом «камне» есть еще и вмятина — четко выраженная лапа какого-то зверя. То есть раньше, когда глина была мягкой, на нее наступило древнее живое существо, — говорит ученица.
Алеся обращает внимание на камни, которые выглядят идеально гладкими и имеют шарообразную форму.
— Омытые водой. Найдены на Логойщине. Кстати, существует предположение, что на месте современного горнолыжного курорта некогда было море, — замечает девочка.
Еще один необычный экспонат показывает заведующая музеем Ольга Новоторцева. Это очередная загадка камней. В расколе булыжника — фактически в самом его сердце — обнаружен сосуд.
— Маленький кувшин. Как он туда попал, неизвестно, — улыбается собеседница.
Самая популярная локация для фото — фрагмент квартиры, обустроенной в стиле советской эпохи. Мебель, ковры, вещи, которые использовали для украшения пространства, — все создает удивительную атмосферу. Недавно появились часы с боем. Ровно в полдень они наполнили музейное помещение еще и звуками прошлого.
В советском уголке, конечно, видим и школьную форму.
— Коричневое платье на вешалке, будто вот-вот ученица наденет его и побежит на занятия, — комментирует Алеся.
— Сочувствуете советским школьникам? — спрашиваем в шутку у юного экскурсовода.
— Нет! Мама рассказывала, что она по утрам трепетно разглаживала воротничок, каждую складочку на переднике. Считаю, форма была очень красивой. И интересной. По праздникам — белые передники, в учебные будни — черные, — рассуждает девочка.
Алеся провела исследовательскую работу — изучила историю одного экспоната. Школьница набрасывает на плечи шерстяную косынку. Показывает, какой красивый аксессуар.
— Этот предмет гардероба был сделан в 1953 году. Ручная работа Зинаиды Влас. В молодости женщина переехала из деревни в Столбцовском районе в Минск. После войны молодежь частенько отправлялась из родных мест в город на заработки. Зинаида трудилась на МАЗе. И косынка была одной из немногих вещей, привезенных с собой в столицу. Уникальна тем, что создана методом ручного переплетения. Женщина самостоятельно красила пряжу дорогой по тем временам краской, которую купила у коробейников. Сейчас косынке 70 лет, а выглядит она как новая. Семейная реликвия передавалась из поколения в поколение. Внучка Зинаиды Влас решила подарить ручное творение музею, — рассказывает Алеся.
Деревня богачей
Ценный экспонат школьного музея — фрагменты плинфы XVII века. И привезли их не из какого-нибудь замка, а из обычной белорусской деревни. Ну как обычной, скорее зажиточной.
— Плинфу использовали для облицовки печей. Дорогой, эксклюзивный материал, который был не по карману простому селянину. В исторических книгах мы находили сведения о том, что подобные глиняные плитки использовали в архитектуре Петербурга, — замечает заведующая музеем. — Нашу же плинфу привезли… из деревни Гилики. Шляхецкая веска отличалась уровнем комфорта, прибранностью. И обстановка в домах была более добротной. Улицы мостили камнем! Непозволительная роскошь для обычных деревень.
Роль музея в школе велика. Это площадка для подготовки юных экскурсоводов. Возможность проводить уроки не только по истории, но и по биологии, географии и даже по информатике.
— Ткацкий станок наших предков считается прообразом компьютера. Настроить его на создание определенного узора — та еще задачка. Собирали прибор большой компанией — приходили соседи, родственники, — говорит Ольга Новоторцева.
В музее большая коллекция рушников, льняных изделий. Особенно удивили ткани, окрашенные натуральными красками. Использовали крапиву, василек и даже ржавое железо.
Фото Тамары Хамицевич