Блогеры вне закона? Как легально зарабатывать на блогерстве в Беларуси
Блогосфера стремительно развивается во всем мире. Мы уже разбирали, кто такие инфлюенсеры и как стать одним из них. На этот раз рассмотрим юридическую сторону вопроса. Как регулируется блогосфера в Беларуси, за что и сколько должны платить ее участники, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Изучаем нормативную базу
В правовой системе Республики Беларусь пока отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность блогеров. Однако есть законы, которые распространяются и на них.
— Я бы рекомендовала каждому блогеру ознакомиться с Законом «Об авторском и смежных правах», чтобы не нарушить чье-либо авторское право, не допустить плагиата и так далее. Им стоит знать и Закон «О средствах массовой информации», — заметила адвокат Юридической консультации Партизанского района г. Минск Инесса Ловягина. — Блогерство и журналистика — это, конечно же, разные понятия. Журналисты — профессионалы, которые несут ответственность за информацию, которую преподносят. А блогер высказывает свое мнение.
Полезно знать и Закон «О защите персональных данных». Ведь блогеры часто ведут съемку на улице, в кафе и других общественных местах. Нередки случаи, когда в кадр попадают прохожие, но никто ни у кого не спрашивает разрешения на публикацию. По словам И. Ловягиной, нельзя фотографировать детей без разрешения их родителей и снимать крупным планом людей без их дозволения. То есть, если изображение случайного прохожего попало в кадр, то предъявить автору ничего нельзя. Но если блогер открыто и без разрешения кого-то снимал, то этим он уже нарушил чужие права. Адвокат также подчеркнула, что нельзя размещать чьи-либо фотографии у себя на странице без согласия человека, который на них изображен.
Если блогер у себя в соцсетях кого-то осудил или оскорбил, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 10.2 Кодекса об административных правонарушениях (за оскорбление в глобальной компьютерной сети Интернет). Для этого пострадавшему лицу нужно подать соответствующее заявление в милицию. Еще в подобной ситуации к блогеру можно предъявить судебный иск о защите чести и достоинства и взыскать моральный ущерб. А если он нелестно отозвался на своей странице о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе, а тот в свою очередь считает, что эти сведения не соответствуют действительности, то пострадавший может обратиться в суд с иском о защите деловой репутации.
И главный нормативный правовой акт для блогеров — Закон «О рекламе». В январе 2024 г. в Беларуси был принят Закон «Об изменении законов по вопросам рекламы», согласно которому до 7 июля этого года инфлюенсеры и другие лица, планирующие распространять рекламу в соцсетях, должны были пройти регистрацию в МАРТ — после чего их включали в Реестр рекламораспространителей. По состоянию на 30 сентября, в данном реестре 5 800 наименований СМИ и юрлиц, занимающихся распространением рекламы. Из них — 1 304 ИП. С 12 июля изменения вступили в силу и все, кто не зарегистрировался, за проплаченные ужин в ресторане, отметку или распаковку продукции какой-то марки рискует получить штраф с конфискацией до 100 % полученной суммы.
— Рекламой признается информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему или его продвижение на рынке, — объяснила И. Ловягина. — Материалы, содержащие контактную информацию: адреса, телефоны, ссылки на сайты и соцсети — и направленные на привлечение внимания и продвижение товара или услуги, считаются рекламой. При этом обзоры и упоминания, не содержащие этих признаков и не имеющие коммерческой цели, рекламой не считаются.
Стоит понимать, если человек, который ведет личный блог, посетил какое-то заведение и отметил его в своих публикациях — ему не надо регистрироваться в реестре. Если гражданин берет деньги за подобные отметки, то он обязан регистрироваться в МАРТ.
Легальный заработок
— Физические лица могут получать доходы от монетизации блога несколькими путями. Например получением донатов, — рассказала начальник управления информационно-разъяснительной работы Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску Тамара Свидинская. — Данный доход в 2024 году освобождается от налогообложения в пределах 10 431 рубля. Если блогеру «подарили» больше указанной суммы, то полученное сверх необходимо задекларировать по итогам года и заплатить подоходный налог в размере 13 %.
Еще один способ: размещения готовой рекламы в блоге. При получении такого дохода физлица могут зарегистрироваться в качестве плательщиков налога на профессиональный доход и уплачивать 10 % от полученных доходов. В случае получения от белорусских ИП и организаций дохода, превышающего 60 000 рублей, ставка налога на профдоход составит 20 % от суммы превышения.
Если физлицо зарабатывает на размещении контекстной рекламы, оно может уплачивать налог на профессиональный доход либо, если доход получен от одного источника, путем подачи налоговой декларации по подоходному налогу за год с уплатой налога по ставке 13 %.
Предоставление доступа к контенту, проведение вебинаров, обучающих мастер-классов, платная съемка обзоров заведений и товаров — все это возможно осуществлять только в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой подоходного налога по ставке 20 %. Для индивидуальных предпринимателей, у которых в текущем налоговом периоде доходы от осуществления предпринимательской деятельности нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 белорусских рублей, ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 30 % в течение всего налогового периода.
А как у других?
— В России отдельного, специального закона, который регулировал бы деятельность блогеров, пока нет. Приходится обращаться к ряду других законов, которые так или иначе затрагивают данную сферу, — рассказала юрист, кандидат юридических наук, доцент Московского государственного юридического университета Елена Гринь.
Так, каждый российский блогер обязан соблюдать Гражданский, Уголовный и Кодекс об административных правонарушениях; учитывать положения норм Федеральных законов «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об образовании в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и др. Недавно были внесены дополнения в ст. 5 Федерального закона «О рекламе» («Общие требования к рекламе»), согласно которому не допускается распространение рекламы на персональных страницах блогеров, объем аудитории которых составляет более 10 000 пользователей, не включенных в соответствующий перечень.
Также на территории России есть обязательная маркировка рекламы в интернете. Это добавление к каждому объявлению пометки «Реклама», идентификатора и информации о заказчике. Эти данные размещают как в конце текстового объявления, так и на рекламных материалах в виде картинок и видеороликов. Определенные рекламные сообщения должны регистрироваться еще и в Едином реестре интернет-рекламы.
Налогообложение блогеров происходит на общих основаниях, где порядок и сроки уплаты зависят от статуса и выбранной системы налогообложения. Блогеры могут вести свою деятельность в качестве самозанятых, ИП или ООО.
Нужен ли отдельный закон для блогеров?
Очевидно, что и в Беларуси, и в России блогерская деятельность регулируется: инфлюенсеры имеют определенный юридический статус и платят налоги, если нарушают законодательство — несут ответственность. Но не все считают, что этого достаточно.
— Разные страны сейчас внедряют различные способы регулирования деятельности блогеров. Я считаю, что надо закрепить понятие «блогерство» на законодательном уровне — дать ему определение, установить, какое количество подписчиков должно быть у лица, чтобы оно считалось блогером. Возможно, блогерскую деятельность вообще следует регламентировать в отдельном нормативном правовом акте и наложить на таких лиц больше ответственности, — считает И. Ловягина.
— Разработка отдельного закона для блогеров уже вызвала немало дискуссий в России: в Государственную думу периодически поступают соответствующие инициативы, — поделилась Е. Гринь. — Создание отдельного закона для блогеров может быть целесообразным, если он будет хорошо продуман и направлен на защиту как интересов авторов, так и потребителей, обеспечивая при этом сохранение свободы слова и творчества. Однако потребуется широкая дискуссия с участием блогеров, юристов и других заинтересованных сторон, чтобы понять, какие конкретно проблемы нужно решать и как сделать это эффективно.