1200 90

Борец за неделимую Беларусь. Как сложилась жизнь белорусского поэта и писателя Пилипа Пестрака

Как сложилась жизнь белорусского поэта и писателя Пилипа Пестрака, который более 10 лет провел в застенках польского оккупационного режима, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

pilip pestrak 1943 g 1

Поэтом можешь ты не быть, но…

И ведь на самом деле мало кто сегодня знает, какую значимую роль в национальном освободительном движении играли в свое время такие прозаики и поэты, как Михась Василёк, Михась Лыньков, Максим Танк, Валентин Тавлай, проявившие себя убежденными борцами, регулярно рисковавшими свободой и жизнью.

С юности выступал за единую и неделимую Беларусь и Пилип (Филипп) Пестрак. Он и жив-то остался благодаря тому, что Красная армия в сентябре 1939-го совершила стремительный бросок на запад, начав процесс воссоединения разорванной пополам Беларуси. Сегодня в центре столицы, на здании по адресу: ул. Ленина, 4, обращает на себя внимание мемориальная доска в память об этом удивительном человеке с потрясающей биографией и любопытным творческим наследием.

Да, Пестрак не реализовал себя в качестве писателя национального масштаба, несмотря на огромный талант. Причин тому много.

С 1929 по 1939 год он, этнический белорус, из-за стечения обстоятельств оказавшийся на оккупированной поляками земле, в основном сидел по тюрьмам. Результат — туберкулез, который тогда плохо поддавался лечению. Борьба с болезнью и ее последствиями отняла много сил и здоровья. Примечательно то, что его судьба могла сложиться совсем иначе. Ведь с 1924-го по 1926-й юный Пилип весьма достойно отслужил срочную службу в польской армии, демобилизовался в чине капрала. Однако карьеру в этом перспективном направлении строить не стал, хотя мог получить и большой земельный участок, и хорошие деньги — за формирование «нового порядка» на проблемной территории.

Вместо этого не на жизнь, а на смерть повел борьбу с польским оккупационным режимом. Достаточно назвать организацию мирной крестьянской демонстрации протеста 1927 года в Коссово на Брестчине, которая была расстреляна регулярными войсками и прогремела тогда на весь мир. Параллельно увлекся писательской деятельностью, став поэтом-агитатором и бунтарем, белорусским Маяковским, если угодно. Почти одновременно Пестрака избрали секретарем Коссовского подпольного райкома запрещенной Компартии Западной Беларуси. Его исполинские усилия поляки оценили многократными приговорами суда.

Марафон отсидок длился более 10 лет. В 1939-м он отбывал очередной срок в Гродненской тюрьме. И примерно сразу после начала освободительного сентябрьского похода Красной армии Пестрак возглавил массовое восстание. Заключенные несколько дней контролировали «зону». В итоге бунт все же подавили, а зачинщиков (среди них был еще один литератор, поэт-разведчик Валентин Тавлай) военно-полевой суд приговорил к смертной казни. Если бы не приход советских войск, их расстреляли бы. Польские власти банально не успели привести приговор в исполнение.

События осени 1939-го Пилип встретил восторженно. Вот строки из стихотворения «Заходняй Беларусi», где радость за освобожденную Родину бьет через край:

…Рубеж крывавы змыт.
Дзяржаўны крок грыміць.
Свабодных дзён краса у зорах пяцікутных
Да сонца сцеле шлях для радаснай зямлі,
Руйнуе ўсе сляды народнае пакуты.

pisatel

Сюжет для кино

Пестрак оказался на распутье между литературной и политической деятельностью. Занимал должность секретаря революционного комитета в только что освобожденном Гродно, стал депутатом Народного собрания Западной Беларуси в Белостоке (некоторое время это был полноценный белорусский город). В 1940 году его избрали в Верховный Совет СССР. В тот же период он издал свой первый поэтический сборник стихов «На страже». Вплоть до начала Великой Отечественной возглавлял Белостокское отделение Союза писателей БССР.

Первые месяцы войны Пилип провел в партизанском отряде. Потом его переправили за линию фронта, стал начальником Управления по делам искусств БССР. Вскоре после освобождения республики перебрался в Минск. Со столицей Беларуси связана вторая половина его насыщенной и на удивление долгой (вопреки туберкулезу и тюремным заключениям) жизни.

В начале 1950-х Пестрак сформировался как крепкий прозаик, к тому же обладавший невероятным знанием материала эпохи 1920-х и 1930-х годов. Потому большой интерес представляет его монументальный роман «Встретимся на баррикадах». К слову, готовая основа для фильма или сериала о событиях тех лет в Западной Беларуси.

«Памятная» история

Пестрак был на виду. Его печатали и переиздавали не только в Беларуси, но и за ее пределами, награждали, ему оказывали почести при жизни и после смерти. Он скончался в 1978-м, и его похоронили на самом известном кладбище страны — Восточном (Московском), где спит вечным сном цвет национальной науки, культуры, политики. На могиле установили роскошный бронзовый памятник — воплощение духа юного безбашенного полесского борца за свободу. Вот как представлен монумент в одном из профильных ресурсов: «Это поистине поэтический памятник: босой юноша держит в руках книгу. Удлиненная стрижка, его босые стопы, грустный взор и простая одежда — все это как нельзя лучше описывает творческий путь Пилипа Пестрака». Увы, скульптуру, которая со временем начала естественным образом зеленеть, сегодня какой-то неумный «специалист» радикально выкрасил масляной краской. В итоге это уже не юный романтичный парень, а пятнистый зомби. На самом деле памятник выглядит жутко.

Да и мемориальная доска на доме, где писатель провел последние пять лет жизни, обрамленная орнаментом национального флага, приобрела двусмысленный оттенок и нуждается в чистке.

Я уже молчу о том, что к творческому наследию Пестрака сегодня если и обращаются, то очень редко. А ведь все это лакмусовая бумажка, показатель отношения общества к людям, плодами трудов которых мы сегодня щедро пользуемся. Разве не так?

Читайте также:

Смотрите также:

Культурная программа ко Дню города, и что ждет столицу этой осеньюКультурная программа ко Дню города, и что ждет столицу этой осенью
Вечерний Минск: грязные общежития и нашествие мух в столице. Актуальные темы с 9 по 15 сентябряВечерний Минск: грязные общежития и нашествие мух в столице. Актуальные темы с 9 по 15 сентября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В 2025 г. планируется создать условия доступной среды на 88 объектах социальной инфраструктуры Минска

Условия доступной среды планируется создать на 88 объектах социальной инфраструктуры Минска в 2025 году. Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в комитете по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

инвалид безбарьерная среда

В ведомстве обратили внимание, что работы ведутся в соответствии с подпрограммой «Доступная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы.

— На 2025 год Государственной программой запланировано создать условия доступной среды на 88 объектах социальной инфраструктуры, — отметили в ведомстве. — В том числе оборудовать 62 здания жилого фонда, оснастить 517 объектов улично-дорожной сети — 365 переходов, 115 остановок, 37 светофоров, а также уложить на тротуарах 23 тыс. кв. м тактильной плитки.

Доля Минска в объеме инвестиций в основной капитал по стране превысила 21 %

Удельный вес столицы в республиканском объеме инвестиций в основной капитал составил 21,1 % за январь — октябрь 2024 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления Минска.

gorod gostinicza belarus bank dabrabyt 01

В столице использовано инвестиций в основной капитал 7 169,2 млн рублей. На строительно-монтажные работы пришлось 45,5 % общего объема инвестиций, на машины, оборудование, транспортные средства — 49,4 %, прочие работы и затраты — 5,1 %.

Доля государственной формы собственности в структуре таких инвестиций по городу составила 47,6 %, частной — 41,2 %, иностранной — 11,2 %.

По информации Национального статистического комитета, в Беларуси за десять месяцев использовано инвестиций в основной капитал 34 млрд рублей.