Ботанический сад и биологический факультет БГУ: что у них общего
В октябре Белорусский государственный университет отмечает 100-летие. Oдин из старейших факультетов вуза — биологический. Он фактически ровесник БГУ: здесь началась подготовка специалистов век назад. Чтoбы узнать, чем сегодня занимаются студенты и преподаватели, корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились на биoфак.
Здание расположено на ул. Курчатова, за МКАД. Из окон открывается живописный вид на Щомыслицкую дубраву, что символично: вдали от городской суеты лучше чувствуется связь с природой, которую всячески пытаются исследовать ребята вместе с учеными. Сюда часто на экскурсии приходят школьники. Интересно даже самым маленьким: есть ботанический сад, уникальный зоологический музей, собран большой гербарий.
— Мы обнаружили, что, вероятно, первая экспедиция ученых в истории БГУ была oрганизoвана для пополнения фондов нашего зоологического музея. В его хранилище нашли уникальные образцы сборов, датированные 1921 годом, — рассказывает декан биологического факультета Вадим Демидчик.
Это законсервированные тушки птиц, которые оказались в музее благодаря одному из основателей белорусской зоологической школы Анатолию Федюшину.
Еще один малоизвестный факт: прародителем знаменитого Центрального ботанического сада стала обширная коллекция растений, собранная и выращенная почти 100 лет назад на биофаке БГУ. Вообще, многие академические институты впоследствии образованы учеными, некогда работавшими тут.
Сегодня на факультете девять кафедр, каждая проводит различные исследования. Участвуют в них студенты и преподаватели.
— Ботаники, зоологи, экологи, а также микробиологи главным образом изучают биоразнообразие не только флоры и фауны, но и грибов, микробов. Кафедра физиологии человека и животных тесно связана с медициной, работает в области нейробиологии и окислительного стресса у человека. Кафедры биохимии, микробиологии, клеточной биологии и кафедра генетики проводят исследования в сфере современной экспериментальной биологии — от молекулярной генетики до биотехнологии и биоинформатики. Например, тут исследуются на мировом уровне молекулярные и клеточные механизмы функционирования клеток растений, животных и бактерий. В практическом плане у нас получают новые продуценты полезных и биологически активных веществ, занимаются генетической модификацией бактерий, получая, например, с их помощью рекомбинантные интерфероны. Кроме того, разрабатываются биологические средства защиты растений, — перечисляет сферу научных интересов факультета В. Демидчик. — Микробиологи используют бактерии как естественные реакторы для производства вакцин и ветеринарных препаратов. Есть исследования в области генетики человека, трансгенных растений. На кафедре клеточной биологии группа ученых работает с ионными каналами растений. Этой тематикой сегодня очень активно занимаются во всем мире. Мы лидеры во многих областях исследований не только в стране, но и в СНГ.
В. Демидчик рассказывает об исследованиях своей научной группы:
— Растения поглощают из почвы минеральные вещества-нутриенты через особые белки, локализованные в мембране клетки, — ионные каналы. Десятки тысяч ионных каналов находятся в каждой клеточке любого живого организма. Каналы эти имеют уникальное свойство селективности: какие-то ионы, необходимые для метаболизма, пропускаются клеткой очень эффективно, а какие-то не очень. Всё это влияет на рост растений, их устойчивость к болезням и в конце концов на урожайность. Можно сказать, что набор биомассы растением на 80–90 % зависит от того, насколько обильно и научно обоснованно вносятся минеральные удобрения. Поэтому неудивительно, что всё мировое сообщество заинтересовано в таких исследованиях. Статьи преподавателей биофака БГУ выходят в топовых научных журналах.
В. Демидчик считает, что идеальный преподаватель вуза — это прежде всего ученый-исследователь, который занимается получением новых знаний. И строит на их основе занятия со студентами.
Как мы упомянули ранее, на биофаке есть свой ботанический сад. Он гармонично и ненавязчиво интегрирован в учебный кoрпус. Да, для оранжереи выделено отдельное помещение, но загадочные растения встречаются практически в каждом кабинете и аудитории. За ними ухаживают как за научными экспонатами.
Коллекция сада создавалась в первую очередь для учебных целей. Ботанику ведь никто не отменял.
— И предмет крайне важный. Наш знаменитый земляк Максим Богданович в 1911-м учился на юриста. В дореволюционном дипломе из 16 обязательных и важных для профессии предметов значилась и ботаника. Растения существуют на земле почти 3 млрд лет, и всё, что мы видим вокруг нас, результат их жизнедеятельности, — утoчняет декан.
В ботаническом саду деревья, кусты, цветы, произрастающие в экваториальной части и субтропиках. Есть реликтовые виды — авокадо, мандарины, бананы, лимоны. Немало кактусов, многие как раз в самом цвету.
На факультете открыто множество оборудованных по последнему слову техники лабораторий. В одной из них побывали и мы. Она имеет статус аккредитованной. Это значит, что все исследования используются только в практических целях. Чем здесь занимаются, делится заведующий кафедрой биохимии Игорь Семак:
— Приборы работают в лаборатории круглосуточно. На ее базе проводим биоэквивалентные испытания лекарств, которые производят наши фармпредприятия, в частности брендовые аналоги. Прежде чем препарат попадет в аптеки, нужно доказать, что он безопасен и имеет такую же терапевтическую эффективность, как и эталон. Наша задача — извлечь лекарственное соединение из крови и с помощью разработанной уникальной методики построить фармакокинетическую зависимость: как то или иное вещество всасывается в ЖКТ, поступает в организм и прочее, — поясняет И. Семак. — Подчеркну, что белорусские медикаменты проходят жесткий контроль, а все их испытания организуются в соответствии с международными требованиями.
Здорово, что и студенты имеют уникальную возможность узнать секреты этой биологической кухни.
Фото Ирины Малиновской