1200 90

Будущее — за симбиозом классического и дистанционного образования — первый проректор БГУИР Сергей Дик

О перспективах развития отечественного IT-образования корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с первым проректором Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Сергеем Диком.

IMG 3184 1— Каков уровень IT-образования в Беларуси по сравнению с соседями и остальным миром? В чем видите перспективы дальнейшего роста?

— Лучше всего об этом говорят достижения Парка высоких технологий — нашего основного заказчика кадров. В минувшем году экспорт услуг резидентов ПВТ составил почти 1,5 млрд долларов. Беспрецедентный импульс развитию отрасли придал декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», принятый Главой государства в декабре 2017 г. Только представьте: после принятия этого документа в ПВТ вступило 267 компаний — за 2018 год больше, чем за всю 12-летнюю историю парка!

В системе высшего образования важны как академические знания, так и практика. Поэтому БГУИР тесно работает с компаниями и предприятиями реального сектора экономики, которые могут трудоустроить выпускников. Это очень важно. Сегодня в университете действуют 46 учебно-научно-производственных лабораторий, открытых совместно с ведущими компаниями Беларуси и других стран мира. Предприятия непосредственно участвуют в практико-ориентированной подготовке студентов и магистрантов вуза. Иными словами, готовят будущих специалистов «под себя» и под свои потребности.

— Высшая школа сегодня испытывает определенный кадровый кризис. Насколько острой эта проблема является для БГУИР? В чем видите ее решение?

— Увы, это действительно так: молодые способные ребята предпочитают уходить работать в ПВТ, где средняя зарплата около 3 тыс. рублей и существенно выше средней по стране. Приглашаем сотрудников предприятий-резидентов парка преподавать у нас по совместительству. Организуем образовательные центры и филиалы кафедр университета на базе предприятий. Совместными усилиями издаем учебно-методические пособия.IMG 3202 1

— Какие меры стимулирования преподавателей предусмотрены в университете на данный момент?

— В начале 2019 г. на основании постановления Совета Министров Беларуси были утверждены надбавки для педагогических работников. Они предусмотрены за кураторство учебной группой, работу с одаренной и талантливой молодежью, иностранными студентами, взаимодействие с предприятиями-заказчиками кадров, профориентационную работу и т.д.

Помимо этого, выделяем гранты под разработку конкретных лабораторных работ. Предусмотрены определенные выплаты для аспирантов, защитивших диссертации в срок, и их научных руководителей. Это стимулирует и соискателя, и руководителя.

Ежегодно проводим конкурсы среди молодых преподавателей. Победителей, занявших первые пять мест, поощряем стажировками в зарубежных университетах за счет внебюджета.

В рамках академической мобильности Министерство образования Беларуси выделяет нам средства на международные стажировки преподавателей. Участвуем в программе ERASMUS+. Сотрудничаем с вузами Германии, Испании, Италии, Польши, Франции, Китая, Сингапура, России. Предусмотрен и взаимообмен студентами на практику.

— В вузе немало усилий прикладывают для развития дистанционного образования. Составит ли оно в будущем серьезную конкуренцию традиционному?

— Убежден: будущее — за симбиозом классического и дистанционного образования. Это позволит студентам выстраивать гибкую траекторию обучения и даже высвободить время для работы по специальности.20160615 NEV1253

Единственный минус — в настоящее время мы не можем проводить дистанционно итоговую аттестацию. Такая возможность не закреплена действующим ныне Кодексом об образовании.

В начале 2000-х наш вуз был среди первых в стране, кто начал внедрять дистанционное обучение. Сегодня в университете действует факультет непрерывного и дистанционного образования. Студенту доступна электронно-образовательная платформа, на которой размещены ресурсы по всем предметам: лекции, практические и лабораторные занятия и методические рекомендации по их выполнению, наборы тестов. С ее помощью он может самостоятельно успешно освоить все дисциплины.

— Привлекателен ли университет для студентов из-за рубежа?

— Иностранных абитуриентов в БГУИР привлекает возможность получить качественное образование в области информационных технологий за разумную цену и выучить русский язык. Вуз старается расширять экспорт образовательных услуг. Так, в 2018 г. во время визита в Астану (ныне Нур-Султан) университет подписал соглашение с Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилева о подготовке студентов на I ступени обучения по специальности «Информационные технологии и управление в технических системах». Тогда же было зачислено 55 казахских студентов. Они будут обучаться 2,5 года в ЕНУ и 1,5 года — у нас, защитят в БГУИР дипломный проект и получат дипломы о высшем образовании двух вузов.

На базе Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада Ал-Хоразмий в минувшем году создан совместный с БГУИР факультет информационных технологий. 68 слушателей уже прошли обучение на подготовительном отделении и зачислены на первый курс с сентября 2019 г.

— В 2017 году в университете открылся бизнес-инкубатор: какие наиболее яркие проекты были разработаны в нем?

— На сегодня в нем реализованы семь проектов. Среди наиболее ярких — приложение-навигатор для людей с ограниченными возможностями INVO, мобильное приложение-помощник, разработанное к II Европейским играм, устройство диагностики печатных плат, дневник по сбалансированному питанию Health & Food. В разработке находится проект AVEng — приложение для эффективного запоминания в игровой форме английских слов и фраз.

По опыту видим, что бизнес-инкубатор содействует развитию предпринимательской инициативы у молодежи. Наши студенты постоянно участвуют в различных стартап-конкурсах и семинарах, хакатонах.LK2A0501

— Не последнюю роль здесь играет и модель «Университет 3.0», которая реализуется в вузе с прошлого года…

— Безусловно. У этой концепции три миссии: образовательная, научно-исследовательская и связанная с коммерциализацией результатов. Это большой комплексный проект, включающий корректировку содержания образования. Мы планируем внедрить в учебный процесс знания о способах коммерциализации тех или иных разработок, а также увязываем это с развитием инновационной инфраструктуры университета, патентно-изобретательской деятельностью, бизнес-инкубированием, поддержкой стартап-движения молодежи.

— Как правило, студенты БГУИР начинают работать с 3-го, а то и 2-го курса. Не мешает ли это образовательному процессу?

— Мы приветствуем работу студентов по специальности. Главное, чтобы студент мог грамотно спланировать свое время так, чтобы и работа, и учеба гармонично дополняли друг друга. Повторюсь: сегодня компании ориентированы на выпускников с опытом работы — на их адаптацию, как правило, требуется минимум времени и ресурсов.

— Будущих программистов и айтишников всегда особенно отличают полная погруженность в профессию, увлеченность своим делом. Не идет ли это в ущерб здоровью молодежи? Не забывают ли о спорте?

— На протяжении нескольких лет в университете был реализован проект «Мой стиль жизни сегодня — Мое здоровье и успех завтра!», направленный на воспитание в молодежи правильных привычек и рационального подхода к своему здоровью. И знаете, студенты по-настоящему втягивались в это движение: кто-то отказывался от курения, кому-то удавалось похудеть.

Социальная инфраструктура вуза располагает к занятиям спортом: есть бассейн, стадион, тренажерные залы при общежитиях. Как говорится, было бы желание!

В свое время сам занимался спортом — посещал секцию по самбо. Сейчас хорошую физическую форму стараюсь поддерживать в основном активным отдыхом на даче.

— Советский район — один их самых студенческих в Минске. Чем сегодняшний студент отличается от студента формации вашей юности?

— Современный студент более прагматичный, ориентированный на материальные ценности и достижения. И это неплохо. По-хорошему завидую нынешней молодежи: перед ней открыто столько возможностей — в том числе и для академической мобильности. Да и образовательных ресурсов сегодня также несравнимо больше.

Фото Ирины Малиновской и из архива агентства «Минск-Новости»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Минске нетрезвый подросток повредил несколько авто и сам признался во всем милиции

Судебные эксперты провели дактилоскопическую и трасологическую экспертизы, установив причастность подростка к совершению хулиганства, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску.

photo 2024 11 21 10 06 13 2

В Первомайское РУВД обратился подросток 2008 г. р. и сообщил, что совершил правонарушения, обстоятельства которых даже не сразу вспомнил. Он рассказал, что накануне вечером с другом распивал алкогольные напитки. Проснувшись утром, в своей комнате юноша обнаружил отломанные от автомобилей детали. Осознав, что совершил нечто противозаконное, юноша решил сдаться в милицию.

Для установления всех обстоятельств на место предполагаемого происшествия выбыла следственно-оперативная группа, где к сотрудникам стали обращаться граждане с заявлениями о повреждениях принадлежащих им автомобилей, — рассказала официальный представитель столичного управления ГКСЭ Марина Кудравец. В результате осмотра транспортных средств специалистом Государственного комитета судебных экспертиз выявлены и изъяты следы рук и подошвы обуви.

photo 2024 11 21 10 06 13 3

photo 2024 11 21 10 06 13

По результатам судебной дактилоскопической экспертизы при сравнительном исследовании изъятых следов рук с отпечатками пальцев и оттисками ладоней рук в представленной дактилоскопической карте подозреваемого, эксперты установили их совпадение.

Проведенная судебная трасологическая экспертиза показала, что изъятые на месте совершения преступлений следы обуви оставлены обувью подростка, что свидетельствовало о его причастности к содеянному.

photo 2024 11 21 10 06 14 2

Первомайским (г. Минска) РОСК возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 339 УК Республики Беларусь («Хулиганство»). Известно, что несовершеннолетний повредил более 15 автомобилей.

Фото представлены управлением ГКСЭ по г. Минску

БелАЭС способствует развитию майнинга криптовалют в Беларуси

Наличие БелАЭС позволило создать условия для формирования стимулирующих тарифов для привлечения майнинга криптовалют в страну. Об этом рассказал журналистам заместитель министра энергетики Денис Мороз, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

aes foto k materialu belenergoremnaladka

По словам замминистра, система электроснабжения работает так, что невозможно определить, откуда идет электроэнергия на майнинг криптовалют — с атомной станции или с газовой генерации. Однако появление БелАЭС создало условия, при которых были сформированы стимулирующие тарифы для привлечения майнинга в республику.

— Если компания занимается майнингом криптовалюты либо обработкой большого массива данных, она может получать электроэнергию по стимулирующим тарифам. Более того, эти тарифы дифференцированы по объемам потребления электроэнергии. Чем больше ее потребляет такая компания, тем дешевле для нее электроэнергия, — пояснил Д. Мороз.

По его словам, в стране есть майнинговые компании и наблюдается определенный интерес к этому направлению благодаря стимулирующим тарифам.