Будущее — за симбиозом классического и дистанционного образования — первый проректор БГУИР Сергей Дик
О перспективах развития отечественного IT-образования корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с первым проректором Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Сергеем Диком.
— Каков уровень IT-образования в Беларуси по сравнению с соседями и остальным миром? В чем видите перспективы дальнейшего роста?
— Лучше всего об этом говорят достижения Парка высоких технологий — нашего основного заказчика кадров. В минувшем году экспорт услуг резидентов ПВТ составил почти 1,5 млрд долларов. Беспрецедентный импульс развитию отрасли придал декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», принятый Главой государства в декабре 2017 г. Только представьте: после принятия этого документа в ПВТ вступило 267 компаний — за 2018 год больше, чем за всю 12-летнюю историю парка!
В системе высшего образования важны как академические знания, так и практика. Поэтому БГУИР тесно работает с компаниями и предприятиями реального сектора экономики, которые могут трудоустроить выпускников. Это очень важно. Сегодня в университете действуют 46 учебно-научно-производственных лабораторий, открытых совместно с ведущими компаниями Беларуси и других стран мира. Предприятия непосредственно участвуют в практико-ориентированной подготовке студентов и магистрантов вуза. Иными словами, готовят будущих специалистов «под себя» и под свои потребности.
— Высшая школа сегодня испытывает определенный кадровый кризис. Насколько острой эта проблема является для БГУИР? В чем видите ее решение?
— Увы, это действительно так: молодые способные ребята предпочитают уходить работать в ПВТ, где средняя зарплата около 3 тыс. рублей и существенно выше средней по стране. Приглашаем сотрудников предприятий-резидентов парка преподавать у нас по совместительству. Организуем образовательные центры и филиалы кафедр университета на базе предприятий. Совместными усилиями издаем учебно-методические пособия.
— Какие меры стимулирования преподавателей предусмотрены в университете на данный момент?
— В начале 2019 г. на основании постановления Совета Министров Беларуси были утверждены надбавки для педагогических работников. Они предусмотрены за кураторство учебной группой, работу с одаренной и талантливой молодежью, иностранными студентами, взаимодействие с предприятиями-заказчиками кадров, профориентационную работу и т.д.
Помимо этого, выделяем гранты под разработку конкретных лабораторных работ. Предусмотрены определенные выплаты для аспирантов, защитивших диссертации в срок, и их научных руководителей. Это стимулирует и соискателя, и руководителя.
Ежегодно проводим конкурсы среди молодых преподавателей. Победителей, занявших первые пять мест, поощряем стажировками в зарубежных университетах за счет внебюджета.
В рамках академической мобильности Министерство образования Беларуси выделяет нам средства на международные стажировки преподавателей. Участвуем в программе ERASMUS+. Сотрудничаем с вузами Германии, Испании, Италии, Польши, Франции, Китая, Сингапура, России. Предусмотрен и взаимообмен студентами на практику.
— В вузе немало усилий прикладывают для развития дистанционного образования. Составит ли оно в будущем серьезную конкуренцию традиционному?
— Убежден: будущее — за симбиозом классического и дистанционного образования. Это позволит студентам выстраивать гибкую траекторию обучения и даже высвободить время для работы по специальности.
Единственный минус — в настоящее время мы не можем проводить дистанционно итоговую аттестацию. Такая возможность не закреплена действующим ныне Кодексом об образовании.
В начале 2000-х наш вуз был среди первых в стране, кто начал внедрять дистанционное обучение. Сегодня в университете действует факультет непрерывного и дистанционного образования. Студенту доступна электронно-образовательная платформа, на которой размещены ресурсы по всем предметам: лекции, практические и лабораторные занятия и методические рекомендации по их выполнению, наборы тестов. С ее помощью он может самостоятельно успешно освоить все дисциплины.
— Привлекателен ли университет для студентов из-за рубежа?
— Иностранных абитуриентов в БГУИР привлекает возможность получить качественное образование в области информационных технологий за разумную цену и выучить русский язык. Вуз старается расширять экспорт образовательных услуг. Так, в 2018 г. во время визита в Астану (ныне Нур-Султан) университет подписал соглашение с Евразийским национальным университетом им. Л. Н. Гумилева о подготовке студентов на I ступени обучения по специальности «Информационные технологии и управление в технических системах». Тогда же было зачислено 55 казахских студентов. Они будут обучаться 2,5 года в ЕНУ и 1,5 года — у нас, защитят в БГУИР дипломный проект и получат дипломы о высшем образовании двух вузов.
На базе Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада Ал-Хоразмий в минувшем году создан совместный с БГУИР факультет информационных технологий. 68 слушателей уже прошли обучение на подготовительном отделении и зачислены на первый курс с сентября 2019 г.
— В 2017 году в университете открылся бизнес-инкубатор: какие наиболее яркие проекты были разработаны в нем?
— На сегодня в нем реализованы семь проектов. Среди наиболее ярких — приложение-навигатор для людей с ограниченными возможностями INVO, мобильное приложение-помощник, разработанное к II Европейским играм, устройство диагностики печатных плат, дневник по сбалансированному питанию Health & Food. В разработке находится проект AVEng — приложение для эффективного запоминания в игровой форме английских слов и фраз.
По опыту видим, что бизнес-инкубатор содействует развитию предпринимательской инициативы у молодежи. Наши студенты постоянно участвуют в различных стартап-конкурсах и семинарах, хакатонах.
— Не последнюю роль здесь играет и модель «Университет 3.0», которая реализуется в вузе с прошлого года…
— Безусловно. У этой концепции три миссии: образовательная, научно-исследовательская и связанная с коммерциализацией результатов. Это большой комплексный проект, включающий корректировку содержания образования. Мы планируем внедрить в учебный процесс знания о способах коммерциализации тех или иных разработок, а также увязываем это с развитием инновационной инфраструктуры университета, патентно-изобретательской деятельностью, бизнес-инкубированием, поддержкой стартап-движения молодежи.
— Как правило, студенты БГУИР начинают работать с 3-го, а то и 2-го курса. Не мешает ли это образовательному процессу?
— Мы приветствуем работу студентов по специальности. Главное, чтобы студент мог грамотно спланировать свое время так, чтобы и работа, и учеба гармонично дополняли друг друга. Повторюсь: сегодня компании ориентированы на выпускников с опытом работы — на их адаптацию, как правило, требуется минимум времени и ресурсов.
— Будущих программистов и айтишников всегда особенно отличают полная погруженность в профессию, увлеченность своим делом. Не идет ли это в ущерб здоровью молодежи? Не забывают ли о спорте?
— На протяжении нескольких лет в университете был реализован проект «Мой стиль жизни сегодня — Мое здоровье и успех завтра!», направленный на воспитание в молодежи правильных привычек и рационального подхода к своему здоровью. И знаете, студенты по-настоящему втягивались в это движение: кто-то отказывался от курения, кому-то удавалось похудеть.
Социальная инфраструктура вуза располагает к занятиям спортом: есть бассейн, стадион, тренажерные залы при общежитиях. Как говорится, было бы желание!
В свое время сам занимался спортом — посещал секцию по самбо. Сейчас хорошую физическую форму стараюсь поддерживать в основном активным отдыхом на даче.
— Советский район — один их самых студенческих в Минске. Чем сегодняшний студент отличается от студента формации вашей юности?
— Современный студент более прагматичный, ориентированный на материальные ценности и достижения. И это неплохо. По-хорошему завидую нынешней молодежи: перед ней открыто столько возможностей — в том числе и для академической мобильности. Да и образовательных ресурсов сегодня также несравнимо больше.
Фото Ирины Малиновской и из архива агентства «Минск-Новости»