«Было интересно, срезает ли кто-то бирки с одежды, как я». Девушка создала Instagram-аккаунт о нелишнем весе
Имея высшее фармацевтическое образование, Карина Носова работает провизором, а в оставшееся время — над собой. Девушка поговорила с корреспондентом агентства «Минск-Новости» про ведение аккаунта в Instagram, принятие своего тела и навязчивую заботу окружающих.
Мой идеальный вес
— Давай начнем сначала. Как развивались твои отношения с собственным весом?
— Мне кажется, что здоровых отношений с весом у меня не было никогда. Во-первых, в моей семье были приняты плотные многообразные застолья, а вокруг всего вкусного, например пирожных, всегда создавался ажиотаж. Мы могли себе позволить их покупать, просто мама обычно брала торты, когда хотела меня порадовать. Еще я с детства была сладкоежкой, успешно находила конфеты, которые родители прятали на антресолях, объедалась ими и прятала фантики в кукольный домик.
Трудно сказать, откуда это пошло, но какая-то чрезвычайная прожорливость была со мной всегда. Вспоминаю забавную историю… В детском садике воспитатели играли с нами в игру «кто быстрее съест завтрак». Победителю доставалась красивая тарелка для супа, на ее дне был нарисован Емеля со щукой. Стоит ли упоминать, что именно я часто получала этот приз?
— Когда ты начала худеть?
— Где-то в 13 лет. Тогда при росте 165 см я весила 65 кг, но меня это не устраивало — хотелось видеть на весах 55 кг.
— Почему именно 55?
— Много разных причин есть. Хотя бы потому, что по формулам расчета идеального веса у меня всегда выходило 55. Но вот по статье «идеальный вес для балерины» получилось 52 кг… (Смеется.)
— Что ты делала, чтобы сбросить вес?
— Чего только не было… (Улыбается.) Во-первых, мы худели вместе с мамой на спор: в случае победы я получала от нее 100 долларов, а если проигрывала, должна была целый год убирать квартиру. Согласись, нормальная мотивация? Один раз я не успевала похудеть к окончанию спора, поэтому купила в аптеке бутылочку касторового масла, выпила ее всю, обмоталась пленкой и пошла на пробежку. Потом я, конечно, очень плохо себя чувствовала, зато выиграла.
Втайне от мамы я пила довольно сильные мочегонные препараты, чтобы вымывать из организма воду. К тому же в тот период я занималась дзюдо. В этом виде борьбы есть весовые категории, если ты их не проходишь — не едешь на соревнования, так что все возможные способы экстренного похудения идут в ход. Помню, как-то раз из-за перевеса на 2 кг я летом бегала по душному залу в двух кимоно и куртке. А потом легла на пол, сверху на меня положили мат, а на него сели несколько человек.
— Это чтобы пропотеть?
— Да. И вот ты лежишь, но не думаешь, что это совершенно дико, наоборот, всё воспринималось абсолютно нормально. Тем не менее в спорте это хотя бы оправданно.
Около 65 кг я весила достаточно долго, позже поступила в университет и начала набирать по 2–3 кг в год, незаметно для себя. Обучение шло пять лет, поэтому можно посчитать… прекрасно помню момент, когда весила 78–79 кг. Меня это впечатлило. Хотя самое смешное, что я — как и многие, думаю — начала это отрицать.
— Знакомо…
— И вот ты взвешиваешься и думаешь: «Нет, я не могу столько весить, просто переела сегодня». Ага, на 10 кг (усмехается). Или джинсы сели, или выпила много воды… Ты покупаешь себе маленькую одежду, потому что не веришь, что тебе нужен размер больше. Я, например, избегала разговоров про вес и срезала с верхней одежды бирки, чтобы никто не видел, какого они размера. Мне казалось, что если я не стану этого замечать, то и другие люди тоже.
Два года назад я работала с диетологом и похудела примерно на 10 кг, однако после устроилась на новую работу, начала мало спать и много есть, вернулась к прежнему образу питания. Все мои усилия сошли на нет, а из-за коронавируса и самоизоляции я снова набрала где-то 15–16 кг. В том числе потому, что у меня выстроены не совсем правильные отношения с едой: стресс — надо поесть, радость — надо поесть, сижу дома и нечего делать — надо поесть.
— Почему признание своего веса необходимо, на твой взгляд?
— Пока ты не признаешь факт своего веса, ты бесконечно будешь себя обманывать, бояться действительности и не сможешь ее исправить. Поэтому я считаю этот момент достаточно важным.
«Надо что-то с этим делать…»
— Я всё думаю про этот конкурс на поедание завтраков… может быть, пищевые привычки пошли из того периода? Ведь нельзя, допустим, приучать детей слишком быстро есть.
— Мне кажется, что здесь есть целая совокупность факторов: социокультурная среда, поведение родителей, влияние масс-медиа — всё это вместе стало определяющим, а не что-то одно. И я как человек со своими внутренними качествами, ведь человек играет определяющую роль в своей жизни. Другие люди, которые — гипотетически — прожили бы ту же жизнь, что и я, могли бы столкнуться с совершенно другими проблемами или сформировать у себя другие привычки.
— А споры на похудение — это правда мотивирует?
— Соревновательный момент в краткосрочной перспективе — это плюс, а в долгосрочной — минус. Сейчас я понимаю, что пить касторку и бегать с ней, пить мочегонные, когда тебе 15, опасно и неадекватно. Проблема таких способов в том, что у тебя есть порог, и после его достижения ты чувствуешь себя молодцом. Да, я сбросил 4 л воды, и они быстро вернулись, но я справился с задачей. Хотя по факту, пока ты не меняешь режим питания, это не имеет смысла.
— Как ты начала приходить к мысли, что сначала нужно принять себя в настоящий момент, а уже потом что-то изменять?
— С ненавистью к себе банально сложно жить. Ты постоянно меряешь прошлогоднюю одежду и, если не влезаешь в нее, следующие несколько дней сидишь и грустишь… Ты не идешь на тренировку, не начинаешь по-другому питаться, просто занимаешься самобичеванием. И это отдаляет тебя от цели.
Я знаю девушку, которая не ходит в зал, потому что считает себя толстой, ведь занимаются только спортсмены. У нее нет представления, что люди спортивного телосложения стали такими благодаря физическим нагрузкам, нет понимания, что они тоже с чего-то начинали. По сути, непринятие этого приводит к тому, что она просто не тренируется.
Когда мне для похудения посоветовали посещать бассейн или сауну, я стеснялась туда ходить из-за своей фигуры. Хотя людям на мой вид начихать по большому счету. И в какой-то момент я поняла, что если буду действовать прежними способами, которые не работали, то приду к прежнему результату.
— И каким был первый шаг?
— Меня нельзя отнести к числу людей, которые часто смотрятся в зеркало, но я завела мини-блог в TikTok, стала больше себя фотографировать и снимать видео. Большинство из них не были опубликованы… Но, когда ты видишь свое лицо чаще, привыкаешь к своему виду, это помогает. Например, раньше мне все мои фотографии казались неудачными, были мысли, что в жизни я выгляжу иначе. Это образ, не соответствующий реальности, то, как ты себя представляешь. Делая селфи, я поняла, что в жизни выгляжу почти так же, как на фото, и это в самом деле не так плохо. Может, способ не самый лучший, но мне помогло.
У каждого есть свои особенности: вросшие волосы, складки кожи или жира, растяжки… От них можно избавиться — я достаточно неплохо отношусь к пластической хирургии, если человеку хочется. Но идея в том, что даже без операций ты не должен смотреть на себя в зеркало и думать: «Какой я урод». Ты можешь себя менять, но не нужно относиться к себе нынешнему как к кому-то… несоответствующему, неподходящему.
Я за то, чтобы к весу, дефектам кожи и всему остальному относиться как к прическе, например. Вот у тебя каре, а ты хочешь длинные волосы. Ты их просто отрастишь. Это не проблема, а набор действий, которые ты должна сделать. Но с другой прической ты останешься прежним человеком, изменится лишь одна твоя характеристика. Думаю, людям было бы проще жить, если бы ко всем вопросам внешности они относились таким образом.
Был еще такой момент, он стал для меня чем-то вроде спускового крючка… После коронавируса настал период, когда мне каждый день кто-то говорил, что я поправилась. А каждый продавец в торговом центре пытался придумать оригинальный эпитет для описания моей фигуры. За один поход по магазинам я услышала такие фразы, как «изгибы», «холмы» и моё любимое — «сейчас мы найдем что-нибудь на это седло».
— Уровень: палатка на рынке. Мне тоже такое говорили.
— Но почему я должна выслушивать это, даже если набрала 10 кг за год? Я знаю, что потолстела, но не хочу говорить об этом постоянно. Поэтому через какое-то время я попросила абсолютно всех в своем окружении не поднимать эту тему.
— Думаю, тебя пытались замотивировать этими разговорами… как считаешь?
— Когда мне сказали об этом в первый раз, возможно, оно было уместно, потому что сама я не очень хорошо замечаю изменения во внешности… К примеру, не вижу, как другие люди худеют или полнеют. И вот в первый раз я задумалась, после второго раза решила что-то с собой делать, но всё остальное — это уже перебор. Все эти разговоры стали меня расстраивать и практически доводить до слез. Ведь, когда тебе говорят: «Надо что-то с этим делать», — ты не худеешь сразу на 10 кг. Адекватное похудение — это длительный монотонный процесс. И, когда ты уже приступил к этой работе, а тебе продолжают говорить, что ты полная, начинаешь просто злиться.
Не лишний вес
— Интересное название у твоего аккаунта в Instagram. Почему ты решила его создать?
— Это не неожиданное решение. После всех прогулок по торговым центрам и ежедневных высказываний о моем весе я стала обращать на эту тему больше внимания, прислушиваться к своим знакомым и начала понимать, что это касается не одной меня. И, так как я знаю ситуацию с разных сторон и достаточно давно, мне захотелось добавить в информационное поле альтернативную точку зрения. Потому что я не согласна со многими концепциями, которые есть в бодипозитивном движении. Но я также хочу, чтобы люди со взглядами, похожими на мои, почувствовали, что они не одни. И самой узнать других. Было интересно, срезает ли кто-то бирки с одежды, как я.
— Этот человек перед тобой.
— А как бы я об этом узнала без своего аккаунта? (Мы познакомились в Instagram. — Прим. авт.) Даже само признание в общественном поле того, что у меня есть лишний вес, стало экстра-задачей. Мне было страшно и стыдно, и это не очень правильно. Люди не слепые, они видят, какой примерно размер я ношу и сколько вешу. Мне кажется, что если они узнают точные цифры, то начнут относиться ко мне иначе, хотя большинству всё равно. Поэтому для меня ведение аккаунта — это в том числе шаг на пути к принятию себя. Особенно когда я почитала комментарии и поняла, что не одна такая.
— Расскажи подробнее, на чем строится твоя позиция в отношении бодипозитива?
— Как я уже говорила, пока ты не примешь проблему и не перестанешь пугаться, ты никогда не начнешь ее решать. С другой стороны, если тебя всё устраивает в твоей внешности, ты можешь не делать ничего. Однако мое личное и профессиональное мнение такое: если твой вес может негативно отразиться на твоем здоровье, лучше с этим что-то сделать. Я не навязываю, но лично для себя понимаю, что нужно что-то изменить.
Проблема в том, что некоторые люди зацикливаются на похудении или, наоборот, порицают похудение моделей и блогеров, которые позиционируют себя как бодипозитивных. Есть мнение, что раз ты принимаешь свое тело, то не должен его менять. Но что может быть более бодипозитивным, чем построение здоровых отношений со своим телом? Почему, любя свое тело, ты не можешь хотеть сделать его лучше?
Повторюсь, если ты не хочешь ничего делать с собой, я тебя не осуждаю и не хочу, чтобы осуждали другие. Но и нельзя порицать кого-то за то, что он похудел. Ведь мы не осуждаем людей за то, что они сделали новую прическу. А похудение — это такое же изменение одной характеристики человека.
Мне кажется, мы должны прийти именно к этому в отношении самих себя. Да, сейчас я вешу вот столько, затем я выполню набор действий, возможно, мне понадобится время для этого… Или я ничего не буду делать, но я буду любить себя сейчас. И, когда изменюсь, продолжу себя любить.
Если не исходить из этой логики… дело в том, что ты всегда найдешь, за что себя ненавидеть. Сначала за жир, потом за складки кожи — можно пойти их удалить, с долей вероятности останутся шрамы, и ты продолжишь ненавидеть себя уже за шрамы. Всеми негативными мыслями по этому вопросу мы только делаем себе хуже. Например, синдром отложенной жизни, который может сформироваться из-за непринятия себя: я пойду в бассейн, когда похудею, я куплю себе красивую одежду, когда уйдут килограммы… Но почему ты должна себя чего-то лишать здесь и сейчас из-за того, что хочешь стать лучше в будущем?
Фото Алины Мазовец
Смотрите также: