«Бывает, меня доченькой называют». Соцработники рассказали, чем помогают в пандемию пожилым минчанам
Принесут продукты и лекарства, поднимут настроение и украсят елку… Как социальная служба помогает пожилым минчанам во время пандемии, выяснила корреспондент агентства «Минск-Новости».
С доставкой на дом
Чтобы одинокие пенсионеры и инвалиды как можно реже покидали пределы своего дома в период распространения коронавирусной инфекции, в столице продолжают оказывать услуги по бесплатной доставке продуктов, лекарств, рецептов, предметов первой необходимости. Горячие телефонные линии по приему таких заявок работают во всех девяти территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН) столицы и в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей.
Чтобы поближе познакомиться с практикой оказания этой услуги, получаю разрешение подежурить на горячей линии ТЦСОН Октябрьского района. Звонки здесь принимают ежедневно, включая выходные, с 8:00 до 17:00 по телефону 358-74-24.
— С конца марта выполнено свыше 320 заявок. Больше всего обращений было в первую волну пандемии, сбивались с ног и наши соцработники, и волонтеры Красного Креста, БРСМ. Летом звонков практически не было, а с началом второй волны они возобновились. Заявок меньше, чем в апреле и мае, но получаем их регулярно, — рассказывает заведующая отделением социальной помощи на дому Анна Золотухо.
По ее словам, когда горячая линия только открылась, они обзвонили всех имеющихся в их базе одиноких и одиноко проживающих пенсионеров. Сообщили номер телефона, предложили при необходимости обращаться за оказанием услуги доставки. Также информация размещена на сайтах центра соцобслуживания, районной администрации, других госструктур, на информационных стендах различных учреждений.
Раздается звонок — специалист по социальной работе Ирина Цвикевич принимает заявку. Пожилая женщина обращается впервые, узнала об услуге от соседки. Из ее подъезда госпитализировали человека с коронавирусом, поэтому выходить в магазин остерегается. Уточняет, быстро ли выполнят ее просьбу и точно ли это бесплатно.
— За доставку ничего платить не надо, только за заказанные вами продукты согласно чекам. Человек, который будет выполнять заявку, вам скоро перезвонит. Как правило, все необходимое доставляется в течение дня, — разъясняет Ирина Цвикевич.
По словам специалиста, многие звонят на линию впервые. Но есть уже и постоянные клиенты. Чаще всего просят доставить продукты, лекарства, чуть реже — забрать в поликлинике рецепт, оплатить коммуналку, сдать что-то в ремонт.
Специалист быстро заполняет заявку и согласно еще с весны отработанному алгоритму отдает ее сотруднику Красного Креста. Та в свою очередь размещает информацию в специально созданном в Вайбере чате. Проходит совсем немного времени, и Ирина сообщает: один из волонтеров подтвердил, что берется доставить заказ.
Помочь и приободрить
Важным направлением деятельности центра по-прежнему остается комплексное обслуживание на дому одиноких или одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов. Социальные работники несколько раз в неделю помогают в быту тем, кто уже не может справляться самостоятельно.
В отделении социальной помощи на дому ТЦСОН Октябрьского района сегодня трудятся более 30 соцработников. В их числе Валентина Вайнилович.
— У меня 15 подопечных: один мужчина, остальные женщины. Большинству за 80 лет, самой старшей 98. Многие из-за проблем со здоровьем не в состоянии покинуть пределы дома. При этом у кого-то детей нет совсем, у кого-то есть, но живут за границей. Бывает, меня доченькой называют, это очень трогательно, — рассказывает она.
По словам собеседницы, пандемия коронавируса внесла в работу серьезные изменения. Неизменным атрибутом стали маски, перчатки, антисептики, которые им в нужном количестве выдают в центре. Изменились и запросы подопечных.
— В первую волну некоторые мои бабушки настолько боялись заболеть, что даже в квартиру просили не входить. Я оставляла сумки с продуктами возле порога, а они их забирали. Сейчас уже немного успокоились. Опять стало больше запросов на уборку. Один подопечный, передвигающийся на инвалидной коляске, попросил помочь нарядить елку к Новому году. Но есть и те, кто по-прежнему не хочет ничего, кроме доставки до порога, — рассказывает Валентина.
Соцработники всегда в какой-то мере выступали в роли психологов, выслушивая, подбадривая пожилых людей. Сейчас это стало особенно актуальным. Стараются развеять вызванные пандемией мрачные мысли, поднять настроение. Больше всего переживают женщины, у которых дети находятся за рубежом. Случись что, из-за закрытых границ те не смогут приехать попрощаться.
Валентина Вайнилович спешит к подопечному, и я отправляюсь вместе с ней. Первым делом надо сделать покупки. Удивляюсь, с какой быстротой она находит молочные продукты конкретного производителя и определенного процента жирности, выбирает лучшие фрукты. Валентина Александровна улыбается: за 28 лет работы социальным работником эти навыки доведены до автоматизма. У каждого обслуживаемого ею человека свои предпочтения, и она уже знает их наизусть.
Нелли Александровна встречает нас на пороге. Соцработник передает ей продукты, интересуется здоровьем и настроением.
— Настроение нормальное, с такой-то помощницей! — шутит пенсионерка. — Не знаю, что бы я делала без нее. Хворям не сдаюсь, стараюсь питаться правильно — овощей и фруктов побольше, а мяса почти не ем. Водой холодной по утрам обливаюсь. Надеюсь, переживем мы эту пандемию. И забудем о ней как о страшном сне.
Справочно
Комплексное социальное обслуживание на дому получают в Октябрьском районе 333 пожилых человека и инвалида. Работа отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста в связи с пандемией приостановлена. Но часть кружков и клубов для активных пенсионеров перешла на занятия онлайн или на свежем воздухе. На стадионе БГПУ занимаются оздоровительной физкультурой, в Лошицком парке — скандинавской ходьбой.
Фото Павла Русака