1200 90

Чем удивляет выставка «PRO-котов» в Национальном центре современных искусств

В Национальном центре современных искусств заработал новый выставочный проект — «PRO-котов». Неоднозначность названия, важность использования QR-кодов, уникальные интерпретации и свежий апельсин как изюминка экспозиции — обо всем этом в репортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

Pavel Rusak 19 of 21

Просканируйте QR-код

Когда приходишь на выставку, практически целиком посвященную котам, в голову первой приходит такая мысль: кот — это не просто четыре лапы, усы и хвост. Кот — это совершенно уникальное создание, которое мы обожаем вопреки всем дурным особенностям его характера. В этом ощущении меня поддержала руководитель отдела рекламы и спецпроектов Александра Голышко. Рассказывая о сути задумки, она упомянула вот что:

Почему коты? Просто котов любят все, а даже если и не все, коты — это забавно. Поэтому если кто-то не приветствует их, это значит, что есть загадочная история, которая объясняет причину такого отношения.

Pavel Rusak 10 of 21В НЦСИ рассказали, что этот проект был отчасти вдохновлен одной из выставок 2020 года — «Джаз! Весна! Коты», она занимала два этажа и отражала все три темы, заявленные в названии. «PRO-котов» сконцентрирована в одном помещении, зато отличается неклассической экспериментальной экспозицией, которую выстроил лично директор центра Сергей Криштапович. Впрочем, цветы здесь тоже есть, как и предвкушение солнечной поры и ожидание рождественского чуда; одна из двух представленных работ Елены Шатило так и называется — «Калядны цуд».

— А вон там у нас настоящий апельсин, — говорит А. Голышко, с улыбкой кивая в сторону картины Поляковой Ольги «Кот-златоуст, помойный, обыкновенный»: под холстом висит сетка с пластиковыми стаканчиками, среди которых виднеется ярко-оранжевый фрукт. Когда испортится, наверное, выбросим.

На выставке собраны картины художников, ранее участвовавших в «Джаз! Коты! Весна!», — они с удовольствием предоставили организаторам возможность еще раз экспонировать их работы. Также есть новые произведения, написанные специально для проекта уже в 2021 году: к ним относятся холст Елизаветы Хихлушки «Весна» и коллаж Ольги Мироновой «Игра».

Pavel Rusak 7 of 21

— Мы долго думали над названием, — говорит Ольга Земскова, художественный руководитель в НЦСИ. Решили обратиться к IT-сленгу, так как он придает слову PRO совершенно другую идею. Если написать его русскими буквами, то всё однозначно, а латиница — это уже про цифровизацию, диджитализацию и др. Таким образом мы как бы продвигаем наши выставки, потому что PRO — это часть маркетинга и рекламы.

— Сейчас нами также активно внедряются QR-коды, чтобы показать изменения в форматах проектов. Используем их в действующей выставке «Альтернатива», здесь тоже, — объясняет мне Александра. Интерактивные элементы позволяют глубже «проникнуть» в произведение. Для этой выставки, допустим, мы записали комментарии не только авторов работ, но и интерпретации приглашенных актеров, музыкантов и прочих. Это интересно, потому что у творческих людей всегда особое видение искусства. С другой стороны, чужая интерпретация в любом случае позволит зрителю иначе оценить картину.

Pavel Rusak 17 of 21О. Земскова рассказывает, что применение технологий — это еще и преимущество во время пандемии, так как любой человек, даже если он сознательно не посещает публичные места, может зайти на специально разработанный для выставки «PRO-котов» сайт и познакомиться со всеми картинами и сопровождающими их аудиогидами. Так что в дальнейшем QR-кодами планируется дополнить все экспонаты, которые пока их не имеют.

«Ты кто?»

Вдохновленная интересной беседой, я прошлась по залу, насладилась пониманием того, что буквально из каждого уголка на меня смотрят коты. Обратила внимание на экспозицию — как и сказала Александра, она действительно очень нестандартная: картины на одной из стен висят не в ряд, как это принято, они напоминают лоскутное полотно — пэчворк.

Pavel Rusak 5 of 21

В центре композиции — большое полотно Юрия Нестерука с очень символичным, на мой взгляд, названием «Ты кто?»: серьезный кот сморит прямо на меня желтыми глазами. Вокруг него же, словно обрамление, размещены другие произведения: холст «В пути» Виктории Миганович (мисс Беларусь — 2015), «Снежный день» Алены Кошеленко…

Слушаю аудиогиды — сканирую QR-код в соответствии с инструкцией, предварительно подключив наушники. Кот Василий посередине стены не отрывает от меня взгляда, и в качестве эксперимента я решаю придумать собственную интерпретацию произведения. Выбираю неожиданно для себя картину А. Кошеленко: кот сидит на подоконнике и увлеченно наблюдает за яркой голубой бабочкой.

Что же могло привести к этой мизансцене? За окном холодная пора и навалено сугробов хрустящего снега, а в деревянном доме в камине потрескивают дрова — он точно стоит на отшибе, ведь не видно соседних зданий или деревьев! Бабочка, которая спряталась в какой-нибудь щели еще осенью, вдруг очнулась от приятного тепла и вылетела из своего убежища на оранжевый свет. Такое бывает: в детстве бабушка рассказывала мне похожую историю… Нового обитателя дома замечает кот, но он так отвык видеть насекомых, на которых летом охотился, что приближается и смотрит, изучает.

Pavel Rusak 2 of 21Я не знаю, что в действительности происходит на холсте, но разве не это одна из основных целей искусства — побуждать зрителя фантазировать и додумывать?

Взгляд изнутри

После посещения выставки мне захотелось узнать, что сами авторы вложили в свои произведения, насколько их видение отличается от возможных интерпретаций. С помощью сотрудников НЦСИ я пообщалась с несколькими художниками, и оказалось, что ассоциации действительно уникальны.

Елизавета Хихлушка, автор картины «Весна во дворе», объяснила, что ее работа связана с тематикой выставки не напрямую, а через тему весны, в том числе через параллель с мартовскими котами.

— Моя направленность как художника — это архитектура, я в основном изображаю здания наших городов, панельные районы, — поделилась задумкой Елизавета. — Здесь изображена хрущевка. Я хотела показать дворовое пространство вокруг дома в период самого начала весны, когда только растаял снег, везде грязь — на холсте как раз не видно четких дорог. Зелени тоже нет. Конечно, можно увязать идею с котами, предположить, что они живут в подвалах здания и сейчас выбираются на улицу. Но во время работы я еще думала о разном отношении к весне: для кого-то это причина злиться, ведь всё растаяло, не пройти и не проехать, а кто-то смотрит более позитивно, ждет лета и солнца.

Pavel Rusak 16 of 21О. Миронова, представившая на выставке коллаж «Игра», обратила внимание на философский подтекст, который вложила в произведение.

— Я назвала его «Игра», потому что там изображена царапина, переходящая в клубок нити. Во-первых, таким способом я хотела отойти от образа кота и представить его через абстрактные символы. Однако также рассчитывала поднять жизненные вопросы. Например, где находится грань развлечения? Как нам почувствовать, когда остановиться, завершить игру, чтобы коготь не соприкоснулся с поверхностью? — размышляла Ольга. Здесь получилась знаковая форма… чтобы смотреть и осознавать: клубок — это веселье, которое однажды может закончиться не очень хорошо.

Pavel Rusak 12 of 21Справочно

Посетить выставку можно в НЦСИ по адресу: ул. Некрасова, 3, до 28 марта 2021 года. Все аудиогиды доступны к прослушиванию на сайте https://gameofthe.city/art.

Фото Павла Русака

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Под Минском будут отстреливать диких животных: жителей просят не ходить в лес 25 ноября

Белорусское общество охотников и рыболовов проведет отстрел лис под Минском 25 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт газеты Пристоличье.

15742103t1h1bfa

Он будет осуществляться вблизи населенных пунктов Городище, Юхновка, Дубровка, Старина и Глебковичи.

В этот день граждан просят не посещать лесные массивы на указанных территориях с 16:00 до 00:00.

Госдолг США вырос до рекордных 36 трлн долларов

Госдолг США превысил 36 трлн долларов. Такие данные передал Минфин этой страны, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на РИА Новости.

flag 7683311 1280

Фото pixabay.com

С начала 2024 г. этот показатель вырос на 2 трлн долларов. Эксперты Международного валютного фонда полагают, что к концу десятилетия уровень госдолга Соединенных Штатов приблизится к 132 % ВВП, а еще спустя пару лет окажется выше 140 %.

При уходящем американском президенте Джо Байдене, чьи полномочия на этом посту начались с последней декады января 2021 г., увеличение госдолга составило 8 трлн долларов, или более 28,5 % от стартовых 28 трлн долларов.

Среди ключевых причин складывающейся ситуации выделяют постоянный дефицит бюджета. Длительный профицит в нем отмечался в течение десятилетия с 1920 г., после чего вплоть до 1970 г. в плюсе бюджет оказывался менее десяти раз. Затем до 1998-го расходы федеральных властей стабильно превышали доходы. Позже последовал четырехлетний период, когда США удавалось выходить на скромный профицит.

Прежние антирекорды по госдолгу в этой стране были установлены осенью 2022 г. (31 трлн долларов) и летом 2024 г. (35 трлн долларов). Эксперты пока не наблюдают предпосылок к его сокращению.