Чем уникальна «Лапушка» и сколько раз проверяют печенье: побывали на кондитерской фабрике «Слодыч»
Продукцию под брендом «Слодыч» без преувеличения можно назвать народной. Кондитерская фабрика выпускает товары для потребителей всех возрастов и поколений. Кто не слышал о печенье с ароматом топленого молока, крекерах или 100-граммовых пачках «К чаю»? О том, как достигается высокое качество популярных марок, узнавали корреспонденты агентства «Минск-Новости».
Столичное предприятие — крупнейший белорусский производитель в своем сегменте. В 2021 году в состав ОАО вошли два филиала — в Молодечно и городском поселке Ивенец. Сегодня на трех производственных площадках выпускается около 150 наименований печенья, пряников, вафель, конфет и другой продукции.
Один из главных принципов предприятия — контроль качества на всех этапах: от поступления муки и других ингредиентов до проверок товаров на полках магазинов. Почти все сырье, которое закупает «Слодыч», — отечественное. Например, в производстве мучных кондитерских изделий локализация достигает 85 %. Импортируются только те составляющие, которые не выпускаются в Беларуси: например, желирующие агенты: каррагинаны и пектины, ароматизаторы, некоторые кондитерские жиры для конфет.
— В производстве мы используем разные виды жиров и масел: спреды, маргарины, сливочное, подсолнечное, рапсовое и пальмовое в том числе. Несмотря на плохую «репутацию» последнего, оно всегда входит в состав маргарина. Продукция на пальмовом масле имеет особую консистенцию и хорошие сроки годности. Другие растительные масла постепенно прогоркают, поэтому продукты с ними хранятся не так долго, особенно при нарушении условий. За счет разнообразного сырья мы даем возможность каждому покупателю выбрать продукт, подходящий ему и по составу, и по цене, — рассказывает заместитель генерального директора по производству Марина Ярошкина.
От поля до полки
Любая партия сырья поступает на кондитерскую фабрику в сопровождении документов от производителя, которые подтверждают ее качество и безопасность. Входной контроль сырья и вспомогательных материалов осуществляет аттестованная лаборатория кондитерской фабрики «Слодыч». Например, при приемке в каждой партии сырья обязательно оцениваются органолептические показатели: вкус, запах и цвет товара. А показатели безопасности сырья (микробиология, токсикология и радиология) тестируются в сторонних аккредитованных лабораториях Беларуси.
Следующий этап контроля — уже на производстве. Технологи и специалисты лаборатории отбирают пробы печенья прямо с конвейера и проверяют их внешний вид, после в лаборатории проверяют содержание жира, сахара и влаги, а также другие показатели, влияющие на качество. Затем под пристальным вниманием оказывается уже готовая упакованная продукция. Там оценивается и внешний вид пачки, и информация на упаковке. При необходимости готовые пачки выборочно вскрываются для оценки продукта. Только после положительного заключения специалистов лаборатории он отгружается в торговую сеть.
— Иногда нам поступают жалобы от покупателей: мы купили ваш продукт в таком-то магазине, и у него есть неприятный вкус или запах. Обычно так бывает в жару из-за нарушения условий транспортировки или хранения. В этих случаях мы по цепочке проверяем все этапы: наши склады, перевозчика, где и в каких условиях хранился товар в магазине. Но такое случается все реже, потому что торговые сети стараются соблюдать все нормы и температурные режимы, — уточняет Марина Николаевна.
Стандарты качества
Однако не только сырье находится под неусыпным контролем специалистов кондитерской фабрики «Слодыч». Не менее важны чистота и порядок на самом производстве. После каждой смены на предприятии все оборудование тщательно убирается и дезинфицируется, а один раз в месяц проводится генеральная уборка. Санитарное состояние линий также контролирует лаборатория: периодически без предупреждения берутся смывы для проверки на микробиологию.
— Раз в год, обычно в июле, мы останавливаем выпуск продукции минимум на две недели. Работники производства в это время уходят в отпуск, а технические службы проводят максимально полное обследование оборудования и готовят линии к следующему технологическому году. Так как большинство наших сотрудников — это женщины с детьми, для них это прекрасная возможность провести время с семьей, — рассказывает М. Ярошкина.
Сейчас в двух филиалах кондитерской фабрики идет модернизация. В Молодечно готовится к запуску линия по производству вафель, а в городском поселке Ивенец — линия по производству мягкой карамели. Сейчас там идет монтаж нового оборудования. «Планируем, что первая продукция поступит в торговые сети уже во втором полугодии, примерно к сентябрю», — сообщила руководитель.
На кондитерской фабрике «Слодыч» действует система менеджмента качества СТБ ISO 9001, охватывающая все этапы производства: от маркетинговых исследований перед разработкой новых товаров до проверки уже выпущенной продукции. Кроме того, внедрена и сертифицирована система менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек (HACCP). Она гарантирует защиту от возможного микробиологического, химического или физического загрязнения. Раз в год кондитерская фабрика проходит подтверждающий аудит этих систем.
Столичное предприятие заботится не только о качестве продукции, но и об экологии и о безопасности труда сотрудников. В упаковке изделий используются перерабатываемые материалы, обращение с отходами производства происходит в соответствии с законодательством. Система менеджмента окружающей среды (по СТБ ISO 14001) способствует уменьшению вероятности и последствий аварийных ситуаций и инцидентов, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, предотвращению вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека. Система менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности (по СТБ ISO 45001) представляет собой набор документации и мероприятий, повышающих эффективность и безопасность труда. Внедрение данной системы снижает показатели травматизма и улучшает условия труда.
На любой возраст и вкус
Сегодня в ассортименте кондитерской фабрики «Слодыч» есть продукты для всех возрастов и категорий покупателей. Для самых маленьких (с 6 месяцев) — это линейка растворимого печенья «Лапушка», для дошкольников и школьников — линейка «Знайка-Зазнайка», для подростков — желейные конфеты и сдобное. Покупатели среднего возраста высоко оценивают печенье, которое выпускается по рецептурам 1950–1970-х годов: «К полднику», «Белорусский гостинец», «Ореховое с фундуком». У пожилых людей неизменно популярны затяжная «Мариэрта» и сахарные «сотки». Находится свой покупатель и для продуктов на фруктозе и сорбите.
Несмотря на такое изобилие, ассортимент кондитерской фабрики «Слодыч» меняется с каждым годом, чтобы соответствовать запросам покупателей и торговли. Ежегодно технологи фабрики разрабатывают более 20 наименований: усовершенствованных рецептур уже выпускаемых товаров, изделий для собственных торговых марок клиентов и совершенно новой продукции.
Забота о самых маленьких
Отдельно стоит рассказать о детском печенье «Слодыч», аналогов которому нет ни у кого из белорусских производителей. Эту продукцию можно давать малышам от 6 месяцев. В линейку «Лапушка» входят три вида наименования: «Детское», «Детское без сахара», «Детское» яблоко + тыква».
— Этот проект мы запустили в 2016 году. К производству детского печенья выдвигаются особые требования: специальная процедура получения документов и разрешений на использование технологического оборудования, более тщательный контроль готовой продукции и широкий спектр анализов при ее проверке. Непосредственно перед выпуском происходит дополнительная зачистка линий. Определенные условия и для сырья: например, фруктовое пюре для детского печенья должно быть асептически упаковано и не содержать консервантов, — рассказала М. Ярошкина.
Заместитель директора добавила, что в конце 2023 года «Слодыч» выпустил еще одну линейку продукции с увеличенным содержанием молочных продуктов — «Молочный сюрприз».
Фото Сергея Мицевича