Что делать, если вашу квартиру залило? Поучительная история про частную ЖЭС
Залитие квартиры — ситуация неприятная, но довольно распространенная. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал примерный алгоритм действий потерпевшего и проиллюстрировал это конкретным примером.
Утреннее происшествие
— Случаи, когда жильцы залитых квартир обращаются к нам за юридической помощью, не редки, — рассказывает председатель общественного объединения «Онлайн-защита потребителя» Анна Шилько. — Следует уточнить: если виновник водопроводной аварии — сосед (физическое лицо), закон «О защите прав потребителей» на ситуацию не распространяется. Это область гражданско-правовых отношений. Другое дело, когда ответчиком выступает организация, предоставляющая коммунальные услуги. В истории, о которой пойдет речь, все так и произошло. Любопытно, что ЖЭС, против которой был подан судебный иск, имела частную форму собственности.
— Частная ЖЭС? Уже интересно.
— Я не специалист в инженерных коммуникациях и сантехнике, поэтому не берусь судить, могло ли подобное произойти, если бы жилой дом нашего подзащитного обслуживала государственная компания. Руководствуюсь лишь сведениями, предоставленными нашим подзащитным, и материалами дела. Эта история, развязка которой наступила только сейчас, началась в сентябре 2020-го. Ранним утром, когда все еще спали, квартиру минчанина стало заливать. Попытки достучаться до соседа сверху ни к чему не привели. Позже выяснилось, что его не было дома. Он затеял ремонт, пригласил строителей, а сам временно съехал, чтобы не мешать.
— Вот и причина: строители накосячили, и труба потекла.
— Эта версия сразу пришла на ум. Пострадавший вызвал сантехников, и стояк перекрыли. В тот же день комиссия ЖЭС составила акт обследования залитой квартиры. Позже независимый эксперт-оценщик посчитал, что ремонтно-восстановительные работы обойдутся в сумму свыше 16,5 тысячи рублей.
Отказ
— Вот попал! Имею в виду хозяина квартиры сверху.
— Он в этой истории вышел сухим из воды. Его квартира, хотя тоже пострадала, была застрахована. Специалисты Государственного комитета судебных экспертиз установили, что причиной потопа стала бракованная латунная муфта ввода холодного водоснабжения. Это зона ответственности ЖЭС. Хозяин получил страховые выплаты и к коммунальной службе претензий не имеет.
— Однако они есть у пострадавшего…
— Конечно! Только в пересказе событий время летит быстро. По факту жить в залитой квартире невозможно, требуется ремонт. А главное — кто за это заплатит?
— ЖЭС, разумеется.
— Если бы все было так гладко, история не получила бы развития. Наш подзащитный отправил в ЖЭС копию сметы на ремонт, а затем и письменную претензию с требованием возместить его стоимость, компенсировать услуги оценщика, юриста, а также моральный ущерб в размере 3 тысяч рублей. И получил отказ, так как «нет подтверждающих претензию платежных документов».
— Железная позиция: требовать документы, подтверждающие моральные страдания…
— Обратите внимание: ЖЭС не оспаривает наличия причинно-следственной связи между затоплением квартиры и причиненным вредом. Однако отказывает в требовании, не предлагая альтернативных вариантов разрешения конфликта.
Мировое соглашение
— Что же было дальше?
— Суд. Итоговое заседание закончилось на минувшей неделе.
В качестве третьей стороны выступил адвокат владельца квартиры, в которой произошла протечка. Он предоставил доказательства вины ЖЭС, сделанные специалистами Госкомитета судебных экспертиз. Аргументов у ответчика не имелось. Взяв совещательную паузу, он предложил истцу заключить мировое соглашение: ЖЭС выплатит в пользу пострадавшего две трети от общей суммы иска. Решив, что 12 тысяч рублей достаточно, наш подзащитный согласился.
— Не полная победа, конечно.
— Не соглашусь. Учитывая, сколько времени и сил потратил истец и сколько ему предстояло потратить еще, если бы он решил продолжить отстаивать свои интересы… Мировое соглашение в таких ситуациях — распространенная практика.
Инструкция для потерпевших
— Залитие квартиры — ситуация неприятная, но, увы, распространенная. Если ваше имущество пострадало, а жилищу нанесен ущерб, отправная точка для дальнейших юридических действий — акт обследования квартиры. В нем ответственные работники ЖЭС должны указать виновное лицо, причины аварии и перечень повреждений. Понятно, что вода высыхает, ее следы тускнеют. Акт следует составить в тот же день, и в ваших интересах, чтобы сотрудники ЖЭС зафиксировали последствия стихии как можно раньше. К документу приложите план залитых помещений с обозначением мест повреждений. Второй необходимый документ — дефектный акт. Его составляют, когда все уже высохло, но не позже 20 дней с момента залития. В дефектном акте указывают виды и объемы необходимых ремонтных работ. Далее формируют смету расходов. Это может сделать как сама ЖЭС, так и независимая экспертная организация.
— Или, как в случае с застрахованной квартирой виновника потопа, можно обратиться в Госкомитет судебных экспертиз?
— Верно. Услуга платная, но их выводы авторитетны. Не зря ЖЭС не стала возражать, что в этой истории источником бед выступила бракованная латунная муфта. Остается договориться с виновником залития о том, кто будет делать ремонт. Он все равно пойдет на мировую.