Что интересного могут рассказать кварталы в окрестностях станций метро «Пушкинская» и «Спортивная»
Что интересного могут поведать кварталы в окрестностях станций метро «Пушкинская» и «Спортивная», выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Неочевидное название
В треугольнике, образованном улицами Ольшевского, Притыцкого и П. Глебки, расположились сразу семь жилых микрорайонов — Раковское шоссе — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и парк имени 60-летия Октября. Как вышло, что здешние кварталы получили имя в честь дорожного направления? Разгадка лежит на поверхности, если немного углубиться в историю.
Улица Притыцкого стала так именоваться полвека назад, в 1971-м. До того она значилась как Раковское шоссе. Мудрить с обозначением новых микрорайонов градостроители второй половины 1960-х не стали и пошли по пути наименьшего сопротивления — взяли за основу одну из главных улиц и затем добавляли порядковые номера.
После появления на карте улицы Притыцкого прежние надписи на картах не стали менее актуальными. Дальше улицы П. Глебки в 1970-е жилой застройки попросту не было. Поэтому название микрорайонов со словом «шоссе» на тогдашней окраине города выглядело вполне логичным. В 1980-е городская застройка пошла дальше на запад в сторону МКАД, а вот топонимика осталась прежней.
12 лет большой стройки
Первые подъемные краны появились здесь, на тогдашней окраине Минска, в 1964 году. Облик будущего района стал формироваться с кирпичных хрущевок, которые находятся во дворах в начале улицы Ольшевского. Тренированный глаз подметит несколько отличий от таких же пятиэтажек в других частях города. В обычных хрущевках балконы начинаются только со второго этажа. Тут есть на первом — правда, с одной стороны. Причем они не одинарные, а двойные.
Более поздняя застройка смешанная: в основном представлена типовыми пяти- и девятиэтажками, как панельными, так и кирпичными. Кадры, сделанные американскими спутниками в 1960-х и 1970-х, показывают, что большая стройка шла около 10 лет — вплоть до 1976 года.
Но что же было здесь раньше, до эпохи массового домостроения? Обратимся к подробной карте Минска, составленной для нужд Рабоче-крестьянской Красной армии в 1934-м. Там, где сейчас находится микрорайон Раковское шоссе — 1, в те времена располагалась деревня Ольшево. Она и дала название будущей улице. Изменилось оно позднее, в 1969-м. К 25-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков было решено увековечить память танкиста, Героя Советского Союза, младшего лейтенанта Николая Ольшевского, который отличился в боях за Оршу. Немного дальше, в районе пересечения улиц Ольшевского и проспекта Пушкина, располагалась еще одна деревенька — Подгрушево. Она занимала примерно треть микрорайона Раковское шоссе — 3. К тому времени успел исчезнуть топоним Широкое болото, который прослеживался на топографических картах времен Российской империи. Это урочище существовало в микрорайоне Раковское шоссе — 4, ограниченном улицами Матусевича, Жудро, Притыцкого и Сердича. А вот знаменитое село Тивали находилось с противоположной стороны Притыцкого. Остальное место занимали холмы и поля…
Вид с открытки
Жилые дома в начале улицы Притыцкого построены в конце 1960-х на едином стилобате. Здесь располагаются объекты, которые оказывают услуги населению. Пейзаж микрорайона Раковское шоссе — 1 дополняют красивый сквер имени Притыцкого, фонтан и множество пешеходных дорожек. Немного дальше когда-то находился небольшой завод, который не сохранился до наших дней. На его месте около 15 лет назад выросло несколько высоток. Слово жителю одной из них.
— Я переселился в 15-этажный «столбик» напротив Кальварийского кладбища, когда учился на третьем курсе университета, — говорит Арсений Александрович. — Само кладбище я воспринимал как памятник истории. Однажды сходил туда на экскурсию, посмотрел на старые надгробья с надписями на польском языке. Понравилось, что в микрорайоне проходило много маршрутов общественного транспорта, которые пролегали около нужных мне объектов. Очень удобно было ездить в автошколу в район станции метро «Петровщина», на работу возле «Академии наук», причем не только подземкой. В целом сейчас эти кварталы хороши в качестве полуспальника, куда ты возвращаешься вечером после трудового дня, но при этом всегда есть куда сходить. К тому же центр города недалеко. Если нужно отправиться на шопинг и развлечения, не проблема. Хотя и на Притыцкого столько торговых центров, что купить в них, кажется, можно почти всё.
Из неудобств собеседник отмечает лабиринт на выходе со станции метро «Пушкинская». В хитросплетениях подземных проходов ориентироваться нелегко. Да и вода, как в целом во Фрунзенском районе, поступает в квартиры из поверхностных источников. Поэтому приходится постоянно использовать фильтр.
Обновление парка
Дальше путь лежит в микрорайон Раковское шоссе — 4. В этой части застройка уже пятиэтажная и в основном кирпичная. Она появилась раньше собратьев на П. Глебки — в 1969–1971 годах. Практически все увиденные нами дома прошли через капитальный ремонт и утеплены.
Александру, который прожил здесь около 5 лет, пришелся по душе парк имени 60-летия Октября, расположенный по другой стороне улицы Матусевича:
— Я там очень часто гулял с детьми. В конце нулевых в парке выделялись две части. У теннисных кортов местность была слегка заросшая, зато у улиц Сердича и Ольшевского еще тогда всё облагорожено по максимуму. Обновили покрытие дорожек — вместо асфальта положили плитку. В фонтане плавали утки. Возле здания, где когда-то находился ДК «Сукно», стояли аттракционы. Позже мы построили квартиру в другом районе, но продолжали возить сюда детей в садик и школу — были прекрасные воспитатели и учитель.
К слову, парк ждет небольшое обновление.
— Мы планируем отремонтировать дорожки, — сообщил заместитель директора по строительству и идеологии «Зеленстроя Фрунзенского района» Михаил Пузанков. — Уже завезена плитка, работы начнутся в ближайшее время. Не так давно привели в порядок старые лестницы в районе улиц Ольшевского и П. Глебки. Еще четыре ждут своей очереди в самом парке, одна — возле дома № 34 на улице П. Глебки.
По информации заместителя директора по текущему содержанию предприятия Елены Кмит, в здешних кварталах много зелени. Однако специалисты готовы прислушаться к мнению горожан и при необходимости выполнить дополнительные посадки.
— Бульвар на улице Сердича украсили в этом году цветочными композициями. Недавно появились клены около загса на проспекте Пушкина. Что интересно, в 2021-м мы пока не получали заявок от жителей, которые хотели бы высадить деревья во дворах. Для озеленения используем растения, которые рекомендовали сотрудники Центрального ботанического сада. Это клен, ясень, ива, роза морщинистая, спирея японская, — рассказала Елена Кмит.
Комнаты с гнутыми углами
Знакомство с наиболее отдаленным от метро микрорайоном Раковское шоссе — 7 начинается с диспетчерской станции «Ольшевского». За домом № 77 на одноименной улице нас ожидает подъем примерно на уровень второго этажа. Но это еще не конец. Чтобы добраться до пятиэтажки № 75, отсюда нужно преодолеть по лестнице еще 42 ступеньки вверх. И это без площадок для передышки! Что и говорить, местность здесь холмистая.
Нас интересуют несколько домов-«скобок». Пятиэтажки в виде полумесяца, прилегающие к улице П. Глебки, строили в 1972–1973 годах. Они довольно большие — длина некоторых достигает 200 м. Вот только арок в таких сооружениях архитекторы почему-то не спроектировали. Обходить их не совсем удобно, но что поделать.
Зинаида Николаевна переселилась в такой дом одной из первых, почти полвека назад:
— До этого я с родителями жила в бараке на Путейском переулке — возле железнодорожной сортировочной станции за вагоноремонтным заводом. Наш дом в этом квартале возводили самым первым. Поэтому здесь поначалу не было ни тротуаров нормальных, ни лестниц. Переезжали осенью. Вот и приходилось месить грязь, пока спустишься к улице Матусевича, где ходил автобус. После Путейского переулка контраст был еще тот, конечно. Что необычно: углы в некоторых квартирах закругленные. Из-за этого возникают проблемы с подбором мебели. Помню, родители присмотрели прекрасную югославскую стенку — дефицит по тем временам! А купить ее не сумели — померили стены и пришли к выводу, что она не встанет.
Что до инфраструктуры, то, по словам Зинаиды Николаевны, есть всё: поликлиника, школы, продуктовые магазины, детские сады.
— Был у нас на Жудро небольшой промтоварный магазинчик. Но несколько месяцев назад его закрыли. Потребовалась иголка, и пришлось ехать несколько остановок на Притыцкого в торговый центр, — сетует собеседница.
Фонтанчики без воды
К сожалению, не обошлось и без других потерь. Речь о небольших фонтанах во дворах. Русла их выложены камнем, через них даже перекинуты мостики. Но воды здесь нет. Во время прогулки по району мы нашли два таких объекта. Один из них находится возле дома № 20 на улице Жудро. Местные жители не смогли рассказать, когда источник иссяк. Между домами № 36 и 38 на проспекте Пушкина от фонтана не осталось и следа. Однако удалось узнать немного подробностей.
— Фонтанчик наш торжественно открывали 7 или 8 лет назад, — говорит Раиса Степановна. — Вокруг источника обустроили настоящую зону отдыха. Поставили много лавочек. Представляете, как же было здорово в жару! Но дети не ценили эту красоту. Бросали в фонтан камни, палки. Позднее воду выключили. Ходили слухи, что непонятно, кто за нее должен платить. И где-то года два назад чашу засыпали землей. Теперь там появились заросли…
Несостоявшийся трамвай
Доехать в район улицы Ольшевского на наземном рельсовом транспорте? Сейчас эта идея кажется фантастикой — ближайшие пути заканчиваются в трех с лишним километрах отсюда, на площади Мясникова. Но в 1960-е трамвайная сеть Минска была куда разветвленнее. К примеру, второй маршрут добирался через улицы Мясникова и Короля прямо к Тучинскому переулку, откуда поворачивал к радиаторному заводу. Не от одного человека слышал о том, что линия в сторону улицы Ольшевского была построена в середине 1960-х по улице Опанского (тогдашнее название Кальварийской) как ответвление через мост над железной дорогой. Вот только на трамвае там никто не проехал — город в то время повернулся лицом к троллейбусу, рельсы вскоре демонтировали. Никаких фотоснимков путей в той местности отыскать не удалось. Но, может быть, документальные подтверждения не востребованной в те годы инфраструктуры сохранились в семейных архивах наших читателей?
Фото Сергея Пожоги и из интернета
Смотрите также: