Целый век в небе. Рассказываем, как развивалась белорусская авиация
Прошло 100 лет с момента появления Гражданского воздушного флота СССР, а 90 лет назад открыли минский аэропорт. С чего начался путь белорусской авиации — в материале корреспондента «Минск-Новости».
1920-е
Постоянный Совет по гражданской авиации создан 9 февраля 1923 г. по инициативе В. И. Ленина. Эта дата считается днем рождения Гражданского воздушного флота СССР.
Развитию авиации, особенно военной, уделяли огромное внимание. Коммунистическая партия призывала активно участвовать в строительстве самолетов. В 1923-м появилось Белорусское добровольное общество друзей воздушного флота (БОДВФ). Всего через два года его членами являлись уже более 150 тыс. человек.
Летом 1923-го над нынешним Центральным детским парком им. Горького в выходные устраивали авиашоу. 9 июня в тренировочном бою там сошлись летчик Зернов и начальник эскадрильи Клим. С настоящей пулеметной стрельбой! Вырученные средства пошли на строительство самолетов для Красной армии.
1930-е
В день 16-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялось торжественное открытие минского аэровокзала. 7 ноября 1933-го считается днем основания гражданской авиации Беларуси.
В 1934 г. на аэродром прибыли первые У-2. Они занимались почтово-пассажирскими и санитарными рейсами по территории республики.
С 1935-го начали регулярно осуществлять рейсы в столицу СССР. В тот период попасть через Минск в Европу было невозможно. Из-за сложных отношений с Польшей ее облетали стороной. Например, в 1937-м в Берлин можно было попасть через Ригу, а в Париж — через Киев, Клуж, Братиславу и Прагу.
После воссоединения Беларуси воздушные линии протянулись на запад. Первыми из них стали Минск — Вилейка — Белосток и Минск — Барановичи — Пинск — Брест. Начались ударные работы по созданию аэродромов на новых территориях.
1940-е
В начале Великой Отечественной сформировалась Белорусская особая авиагруппа Гражданского военного флота (ГВФ), которая подчинялась штабу ВВС Красной армии. Летчики гражданского флота занимались перевозкой военнослужащих и грузов, осуществляли связь между штабами частей и соединений Рабоче-крестьянской Красной армии, эвакуировали раненых в тыл.
Довелось им поработать и бомбардировщиками. Во время битвы за Москву Особая Западная авиагруппа ГВФ обрушила на гитлеровцев свыше 56 т бомб. Летчики стали частыми гостями у белорусских партизан — доставляли им необходимое вооружение, забирали в тыл раненых и детей.
После окончания войны большинство пилотов вернулись в гражданскую авиацию. Минский аэропорт сильно пострадал, но в кратчайшие сроки его работу удалось возобновить. В 1946 г. восстановили почти все довоенные авиалинии Беларуси.
1950-е
Правительство СССР поставило задачу за 5-ю пятилетку увеличить грузооборот воздушного транспорта не менее чем в два раза, пополнить парк транспортных самолетов, расширить сеть воздушных линий и количество аэропортов, оборудованных для круглосуточной работы. В БССР во всех областных центрах создали аэродромы, приспособленные для выполнения пассажирских и почтово-грузовых перевозок.
В 1951 г. на линии вышли Ил-12. Принимать более тяжелые самолеты позволила новая взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием в столице БССР. Во второй половине 1950-х появились Ил-14. Они сменили знаменитые Ли-2.
В 1955 г. аэропорт Минск приобрел международный статус. После этого возвели новое здание аэровокзала.
1960-е
Наступила новая эра в истории гражданской авиации. 18 апреля 1964-го в минском аэропорту заместитель начальника Белорусского управления гражданской авиации Дмитрий Глущенко впервые совершил посадку на новом реактивном самолете Ту-124. С тех пор такие авиамашины стали здесь частыми гостями. Росло число рейсов — как по республике, так и по всему Советскому Союзу. Но уже тогда оказалось ясно: аэропорт в Минске почти исчерпал свои возможности. Взлетно-посадочная полоса длиной 2 км способна была принимать самолеты не больше Ту-134.
1970-е
К 1972 г. Минск стал 11-м городом в СССР с населением более 1 млн человек. Неудивительно, что старый аэропорт задыхался от нехватки площадей.
Рядом со зданием аэровокзала в 1976-м возвели пристройку, где разместились залы ожидания и терминалы. В народе ее прозвали стекляшкой. Но даже так аэропорт работал на полную загрузку. Его со всех сторон окружил город. Вариантов расширения уже не было. Поэтому в 1977 г. началось возведение нового аэропорта Минск-2. В 1979-м введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса длиной 3 640 м и шириной 60 м. Однако пока шло строительство, жители столицы продолжали пользоваться Минск-1.
Куда и за сколько можно было улететь в начале 1979 года? Ежедневно в Москву выполняли семь рейсов. Самый ранний Ту-134 вылетал в 7:05 и через 1,5 часа приземлялся во Внуково. Стоимость полета — 18 рублей. В Брест можно было улететь на Як-40 за 14 рублей, в Браслав на Ан-2 — за 10 рублей, в Вильнюс на Ан-24 — за 7 рублей. Билеты до Киева, Калининграда и Риги стоили 15 рублей. Дороже всего — путь до Иркутска. Цена билета туда составляла аж 93 рубля! Зато заглянуть по небу в Копыль можно было всего за 4 рубля!
1980-е и современность
Второй Минский объединенный авиаотряд был создан 1 июля 1983 г. Эта дата считается днем основания Национального аэропорта Минск. Почти сразу начали выполнять регулярные рейсы. В 1989-м заработал международный сектор, 27 марта выполнили первый международный рейс в Берлин. Здание аэропорта полностью сдали в эксплуатацию лишь в 1993 г.
После того как большинство рейсов начал принимать новый аэропорт, старый аэровокзал потерял привлекательность. Огромный удар по нему нанес развал Советского Союза. В 1990-е оттуда почти не летали. В 2007-м приняли решение закрыть аэропорт Минск-1. Сегодня на его месте вырос огромный жилой комплекс.
Но столица не осталась без своего аэропорта. С 1 января 2020 года Национальный аэропорт Минск включили в черту города: он стал частью Октябрьского района.