Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Сценарий фильма долго лежал без дела — его боялись брать в работу даже самые отважные режиссеры, и не просто так. Многие критики и зрители считали, что этой картиной 1980 года авторы предрекли скорый развал СССР. Как снималась лента «Охота на лис» — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Двое молодых людей (Стрижак и Беликов) в парке избивают рабочего завода Виктора Белова, забрав у него 2 рубля. Хулиганов задерживает милиция. Один получает условный срок, другого отправляют в колонию на 2 года. Но Белов сомневается в справедливости приговора. Он начинает ездить к осужденному в колонию, пытаясь помочь ему добиться досрочного освобождения.
Сплошная антисоветчина
Сценарий Александра Миндадзе долго пролежал в редакторском отделе «Ленфильма». Никто не хотел за него браться. Дело в том, что главный герой Белов — примерный советский гражданин: передовик производства, трезвенник, отличный семьянин. У него интеллигентное хобби — «охота на лис» (спортивная дисциплина, в которой участники, ограниченные во времени, на пересеченной местности с помощью пеленгаторов ищут радиопередатчики).
Но после того, как по заявлению Виктора парня отправляют в тюрьму, рабочий начинает сомневаться в правильности собственного бытия: дом, работа, портрет на Доске почета — все это ему давно опостылело. Герой осознает: он безликая шестеренка, один из миллионов похожих друг на друга людей. И помощь человеку в том, чтобы выйти из тюрьмы, — неординарный и важный для него поступок, шанс сделать в жизни полезное, важное.
Парень в заключении обладает независимым мнением, здраво рассуждает на социальные темы и вообще не верит в существующий строй. Белов привозит ему книги, продукты, разговаривает с ним о жизни на кратких свиданиях и постепенно обретает авторитет в глазах подопечного. Освободившись из места заключения, мальчишка словно перерождается, хочет стать похожим на Виктора. Тут-то герой и входит в ступор, понимая: он превратил самостоятельного молодого человека с собственной позицией в подобного себе заурядного гражданина. По сценарию, в последних кадрах Белов от отчаяния избивает юношу, чтобы вернуть его к собственной сущности.
Согласитесь, не совсем советский сюжет. Конечно, в ленте многое из изложенного выше завуалировано, но явно подразумевается. Зрители сразу понимают: в этом омуте уже завелись черти, часики тикают и вскоре все изменится.
Постановщики, отказываясь браться за сценарий, полагали: если картину разрешат снять, то обязательно положат на полку, признав антисоветской.
Несмотря на то, что события происходили в самые застойные годы, в 1979-м, материала не побоялся режиссер Вадим Абдрашитов. Забрал сценарий на «Мосфильм». Две свои предыдущие ленты — «Поворот» и «Слово для защиты» — он снял тоже по сценариям Мендадзе.
Случайная встреча
Долгими и мучительными стали поиски актера на роль Белова. Режиссер провел пробы с десятками прекрасных исполнителей. Однако ему нужен был человек вовсе не из актерской среды, а народный герой, что называется, рабочая кость.
Однажды Вадим Юсупович ехал на поезде на кинофестиваль в Ригу. В коридоре купейного вагона он увидел человека, хмуро наблюдавшего за проплывающими за стеклом лесами, и подумал: если бы этот мужчина был артистом, то точно подошел бы на роль Белова. Внешне он походил не на служителя Мельпомены, а скорее на заводского мастера или начальника ЖЭКа. Абдрашитов даже не стал подходить к нему и о чем-то спрашивать. А в Риге отправился на премьеру картины «Восхождение» Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников». И вдруг на экране увидел того самого незнакомца в одной из главных ролей. Это оказался малоизвестный тогда Владимир Гостюхин. Он приехал в Ригу представить фильм. Режиссер разыскал его в кулуарах, познакомился, вручил сценарий. Формально пришлось провести кинопробы, хотя постановщик и не сомневался в своем выборе и без них. Супругу героя Гостюхина сыграла Ирина Муравьева.
На роль хулиганов Абдрашитов искал ребят с улицы. Не хотел видеть в кадре артистов, считая, что любой из них будет выглядеть неестественно. Но поиски не увенчались успехом. Все же рисунок этих ролей непрост — требовались профессиональные навыки. Особенно для парня по фамилии Беликов, который в результате пребывания в колонии перерождается на глазах. Этот образ решили доверить Игорю Нефедову, ученику Олега Табакова. Накануне он блестяще справился с ролью Вячеслава в картине «Пять вечеров» Никиты Михалкова.
Второго хулигана сыграл юный Дмитрий Харатьян, известный в ту пору по ленте «Розыгрыш» Владимира Меньшова.
Уйдите с площадки
Фильм снимали в Серпухове, а также в Туле и в колонии для несовершеннолетних рядом с этим российским городом.
При работе группы в населенных пунктах на площадке иногда выставляли милицейское оцепление, чтобы в кадр не попали зеваки. В один из дней режиссер услышал ругань неподалеку. Оказалось, милиционеры не пускали Гостюхина внутрь оцепления, не веря, что он актер и приехал сниматься. Едва не дошло до драки. Гостюхина уже собирались препроводить в отделение милиции. Так и сделали бы, если бы не вмешался Абдрашитов.
Интересна не сама работа над картиной, а то, что было после. Директор «Мосфильма» Николай Сизов вручил постановщику целый список исправлений, которые он, по мнению начальства, должен внести в ленту. Тот отказался. Дошло до заявления об уходе по собственному желанию, его подписали. Назавтра домой Вадиму Юсуповичу позвонила режиссер монтажа и, рыдая, сказала, что ее под угрозой увольнения заставляют вносить правки по списку. А еще через день его вызвал к себе председатель Госкино СССР Филипп Ермаш. Оказалось, с учетом внесенных исправлений не было ясно, о чем вообще фильм. Ермаш предложил альтернативу: вернуть вырезанные сцены, но убрать финальный эпизод, где герой Гостюхина в отчаянии избивает подопечного. После раздумий Абдрашитов согласился. Его снова взяли в штат студии.
По статистике, в советское время самая низкая посещаемость кинотеатров приходилась на 20–30 декабря — все готовились к новогоднему застолью. В этот период в 1980-м ленту и пустили в прокат. Через два года картина получила специальный приз жюри на XXV МКФ авторских фильмов в Сан-Ремо (Италия), а Гостюхин — премию за лучшее исполнение мужской роли. Во время перестройки режиссеру предложили вернуть вырезанную в финале сцену. Он отказался, решив, что многоточие здесь лучше, чем жирная точка.
Еще материалы рубрики:
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос
Во время съемок «Фантазий Фарятьева» режиссер запрещал Андрею Миронову пользоваться гримом
Олег Ефремов устроил драку из-за Хрущева. Как проходили съемки картины «Здравствуй и прощай»
На съемках «Дворянского гнезда» у Андрея Кончаловского похитили фамильные драгоценности матери