Минчанин Леонид Хейфец в 1990-е столкнулся с бандитами, а после в качестве режиссера ставил спектакли в Европе
Минчанин Леонид Хейфец начинал как инженер-конструктор подшипников, потом поставил сотни спектаклей, а в 1990-е спасал один из московских театров от черных дельцов. Подробнее о нем — в материале корреспондента газеты «Минский курьер».
Даже не пытайтесь
1994 год. Москва. Актер Центрального академического Театра Российской Армии Алексей Кузнецов во время репетиции спектакля «На бойком месте» выбросился из окна. Он задолжал большую по тем временам сумму — 100 тысяч рублей — и не мог ее вернуть. Собирался бежать из Москвы. Главный режиссер Леонид Хейфец сказал, что накануне премьеры это дезертирство. Постановщик недооценивал серьезность ситуации. На похоронах Кузнецова Леонид Ефимович публично покаялся, сказал, что виноват в смерти артиста.

Фото ТАСС
На следующее утро в дверь его квартиры позвонили, когда тот собирал дочь в школу. В прихожую ввалились бандиты. Монолог был коротким:
— Ты сказал, что виноват в смерти Кузнецова. Теперь отдавай деньги вместо него.
У семьи было достаточно сбережений. Их сняли с депозита и отдали. А через 15 минут раздался звонок:
— Мы глянули на твою квартиру. В общем, теперь с тебя не 100 тысяч рублей, а 300 тысяч долларов…
Будущий режиссер родился в Минске в мае 1934-го. Хоть и был маленьким, чувствовал, что город переживает предвоенное напряжение, другие страхи, свойственные той эпохе. Может, ребенку передавались настроения отца, который работал чиновником средней руки в ЦК КП(б)Б. Мама была танцовщицей в Театре рабочей молодежи. Семья жила в доме красной профессуры. Квартира была не отдельной. Тем не менее в коммуналке им принадлежали две просторные комнаты с огромными окнами, которые распахивали настежь, с улиц доносились советские марши.
Детство закончилось 22 июня 1941 года. Лёня отдыхал с мамой в одном из крымских санаториев. В комнату ворвался соседский мальчишка и радостно закричал: «Ура! Война!». Очевидно, это слово у него ассоциировалось только с игрой. Мать стала собирать вещи, чтобы вернуться в Минск. Но не доехали. Поезд бомбили. Так оказались в Казани. Отец оставался в столице БССР. 23 июня попросил соседа научить наматывать портянки.
И ушел на фронт. Всю войну ждали весточку от него. В 1945-м сообщили, что он пропал без вести.
Лёня и мама вернулись в разрушенный Минск. Было голодно. Но в городе очень быстро отремонтировали и открыли театры, куда они стали ходить. Тогда мальчик и увлекся сценическим искусством. Пробовал играть в школьных спектаклях. Однако понимал: это хобби, профессию лучше выбирать более созидательную. В роду было много врачей. И в 1951 году юноша понес документы в Минский государственный медицинский институт. В приемной комиссии, посмотрев на фамилию, откровенно сказали: «Даже не пытайтесь». Шла борьба с космополитами, трубили о «деле врачей-вредителей». По факту же кампания была явно антисемитской.
Парень поступил на механический факультет Белорусского политехнического института. Энтузиазма не проявлял, а после лекций мчал в студенческий театр вуза. По окончании учебы, в 1956-м, по распределению попал на подшипниковый завод. Но инженером работал недолго. Уехал в Москву. Его приняли в ГИТИС на режиссерский факультет.
Сожгли декорации
Молодой человек был одержим будущей профессией. Сокурсники нарисовали на него шарж в стенгазете: очкарик тянет на себе огромный портфель с надписью «режиссура». Дело поглотило Хейфеца полностью. Он не кутил в компаниях, не посещал студенческие вечеринки. Но однажды обратил внимание на коллегу Антонину Пипчук, поступившую двумя годами позже. Они не искали встреч, просто случайно виделись в столовой, библиотеке, гардеробе. А когда Леонид заболел ангиной и не пришел на занятия, девушка появилась в общежитии, ухаживала за ним до выздоровления. Так и сошлись. Сняли угол на улице Горького, напротив Центрального телеграфа. За шторкой жила старушка — хозяйка коммунальной комнаты. Она приговаривала: «Не стесняйтесь, я глухая, всё одно, ничего не слышу».
На последнем курсе Хейфец поставил пьесу «Сотворившая чудо» в Рижском ТЮЗе. А в 1963-м дебютанта пригласили режиссером в Центральный академический театр Советской армии. Его спектакли — «Смерть Иоанна Грозного», «Мой бедный Марат», «Дядя Ваня» — отличались неожиданной концепцией. По словам постановщика, он просто хотел прорваться к высотам, избавиться от нищеты.
Вскоре родилась дочь Оля.
В 1966-м семья получила квартиру. Прежде живя только в коммуналках, гримерных, углах комнат, в 32 года человек получил собственную жилплощадь. Советская власть в этом смысле была прогрессивной. За сравнительно короткий период сумела бесплатно обеспечить жильем людей, переселив миллионы из бараков и подвалов. Существовала и оборотная сторона. К концу 1960-х хрущевская оттепель завершилась. Армейское начальство театра, где Хейфец работал, закрыло его спектакли «Тайное общество» (по пьесе Геннадия Шпаликова о восстании декабристов), «Любовь Яровая» (по пьесе Константина Тренёва о Гражданской войне). Декорации сожгли прямо у служебного входа. Предложили делать постановку «Цемесская бухта» о подвигах Брежнева на фронте. Стало понятно: его взгляды и концепции перестали устраивать руководство театра.
Однажды утром в 1970-м ему сообщили об увольнении. На лестнице Леонид Ефимович встретил Сергея Шакурова, шедшего к нему на репетицию. Узнав, что постановщика выгнали, Сергей Каюмович пошел в приемную и написал заявление об уходе. То же самое сделала актриса Наталья Вилькина. За всю свою карьеру Хейфец ни разу не видел, чтобы артисты уходили вслед за постановщиком, кроме случаев, когда их мастер переходил в другой, более успешный театр. А тогда все трое просто остались без работы.
Дело за Малым
Мгновенно из пяти московских коллективов поступили предложения занять должность режиссера. Но порыв быстро пресекли по указке секретаря Московского горкома партии по идеологии Аллы Шапошниковой. Неожиданно руководство Гостелерадио СССР попросило сделать телепостановку по пьесе Константина Симонова «История одной любви». Глава советского телевидения Сергей Лапин — сам себе министр, иногда поступал вопреки любым запретам, за исключением указаний Брежнева. Естественно, в спектакле получили роли Вилькина и Шакуров.
После премьеры на телевидении возник вопрос о приглашении Хейфеца на должность очередного (не главного) постановщика в Малом театре. Жена Антонина понимала: в решение опять вмешается партийное начальство. И пошла к помощнице министра культуры СССР Фурцевой. Поплакала, поговорила по-женски. В решающий день все заместители были против, а Екатерина Алексеевна приняла положительное решение. Так Леонид Ефимович оказался в коллективе, костяк которого составляли народные артисты СССР.
В Малом театре он проработал 15 лет. Сделал десятки спектаклей, среди которых «Король Лир», «Заговор Фиеско в Генуе», «Зыковы». Экспериментировал с русской классикой в телеспектаклях «Рудин», «Обрыв», «Вишнёвый сад».
С первой супругой Антониной его развела судьба. После развода она вновь вышла замуж, за художника, и эмигрировала с ним во Францию, взяв с собой дочь Ольгу.
Вас не поймут
Хейфец недолго оставался одинок. Во время одной из постановок на телевидении познакомился с начинающей актрисой Натальей Гундаревой.
Между 38-летним мужчиной и 24-летней девушкой завязался роман. Их брак продлился шесть лет. В этот период неизвестная исполнительница стала знаменитостью — после фильмов «Сладкая женщина», «Труффальдино из Бергамо», «Вас ожидает гражданка Никанорова». Он пропадал в театре, она — на съемках. Оба предпочли профессию семье. Наталью Георгиевну начали звать на официальные приемы. И даже на встречу с космонавтами в Звёздный городок. Приглашали с супругом, но он не любил светские мероприятия, считал их пустой тратой времени. Мама режиссера продолжала жить в Минске. При любой возможности он садился в поезд, ехал ее навестить. Так что находился либо на репетициях, выпусках постановок, либо в белорусской столице. Ожидало очередное расставание. Возможно, этому поспособствовал такой эпизод. В какой-то момент Наталья Георгиевна поняла, что находится в положении. Но решила, что ребенок помешает карьере.
А жизнь продолжалась. И в ней имел место один любопытный и печальный факт.
Сегодня мы знаем о продолжающемся палестино-израильском конфликте. А без малого 50 лет назад, во второй половине 1970-х, Хейфеца, как известного режиссера еврейского происхождения, вызвали в органы и предложили ему стать членом антисионистского комитета «Палестинское движение сопротивления». Он вырос в послевоенном Минске и был наслышан об ужасах гетто. И не считал, что вправе противопоставлять себя целой нации. Даже посоветовался с опытным управленцем, директором театра Царёвым. Тот сказал: «Под каким предлогом вы откажетесь, не будет иметь значения. Вас не поймут!». И действительно не поняли. Предложения о постановках в Европе поступали нередко. Но вплоть до перестройки Хейфеца сделали невыездным.
Свободный художник
В 1988 году Леонид Ефимович вернулся в Центральный академический театр Советской армии в качестве главного режиссера. Выпустил спектакли «Павел I», «Боже, храни короля!», «Маскарад». Женился в третий раз — на актрисе Малого театра Ирине Тельпуговой. Родилась дочь Александра.
Преподавал в Щукинском, Щепкинском училищах. Среди его учеников в ту пору и позже нынешние звезды российского кино: Павел Деревянко, Александр Петров, Александр Паль, Виктория Толстоганова.
Настали постсоветские времена. В начале 1994-го некая фирма «Ямал» проявила инициативу, желая арендовать здание театра Российской армии на 25 лет. Схема предлагалась такая: три дня — спектакли, в остальные дни недели — ночное ревю «Армада» с рестораном на крыше и искусственными пальмами. Самый большой театральный зал в Европе зрители тогда посещали мало. Поэтому в Минобороны не возражали. Для генералов театр стал обузой. Против выступили только Хейфец и актер Владимир Зельдин. Влиятельные дельцы искали способ надавить на постановщика. И решили с помощью бандитов воспользоваться ситуацией с долгом выбросившегося из окна актера Алексея Кузнецова и покаянием Леонида Ефимовича. Но после требования 300 тысяч долларов известный в стране режиссер обратился в прокуратуру, прессу.
История получила общественный резонанс. Даже Борис Ельцин взял дело под свой контроль, хотя ему явно было не до того. По тому, как вяло разбирались, стало ясно: истину никто не раскроет. А семье продолжали угрожать. И тогда Леонид Ефимович написал заявление об уходе. Увеселительное ревю после его увольнения таки потеснило Мельпомену. Теперь о тех временах забыли. Театр Российской армии восстановил свою художественную значимость.
А Хейфец стал вольным художником. Делал спектакли на многих площадках Европы. Продолжал преподавать. Выпускал постановки на сценах МХАТа, «Современника», Театра имени Моссовета. Некоторые из них вошли в книгу «100 лучших спектаклей ХХ века», напечатанную издательством ГИТИСа.
В 2019 году маэстро удостоили специальной премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
18 апреля 2022-го в возрасте 87 лет он ушел из жизни.
Еще материалы рубрики:
Игра в имитацию становилась реальной. Как дети эпохи СССР учились создавать аналоги беспилотников
Необычная фамилия не помешала успеху. Как минчанка Марина Коняшкина стала популярна на телеэкранах
Мечтал о небе, а стал легендой медицины. Собрали интересные факты о хирурге Перельмане
Почему дворовые забавы советских мальчишек сегодня могли бы шокировать
Читайте также:
- Неистовый темперамент и полное погружение в роль. Вспоминаем приму Купаловского — Лилию Давидович
- Улетевший с каскадером вертолет и любовный треугольник за кадром. Как снимали «Шла собака по роялю»
- «Умирающий лебедь» Сен-Санса и актер, которого называли «Солнышко». Этот день в истории: 9 октября
- Родились Есенин и Джигарханян, появилась телепередача «Будильник». Этот день в истории: 3 октября
- Памятник Сталину в Минске, эмиграция с Кубы и «лучший Раскольников». Этот день в истории: 28 сентября