Дело не только в гаджетах. Логопед рассказала, почему современные дети поздно начинают разговаривать
Все реже можно встретить ребенка 3-4 лет, которому не требовалась бы помощь специалиста-логопеда. В чем причина такого явления, и реально ли изменить ситуацию к лучшему, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала логопед высшей категории Татьяна Стефанская.
Коррекцией речевых нарушений со специалистом занимаются около 60 % воспитанников детских дошкольных учреждений. Такие цифры назвала Т. Стефанская, которая вот уже 18 лет исправляет речевые нарушения у детей 3–7 лет. При этом логопед уточняет: многие родители не сразу обнаруживают проблему и, прислушиваясь к советам друзей, знакомых, специалистов из интернет-порталов, предпочитают подождать, пока речь запустится сама. Как следствие, нередко учить разговаривать приходится малышей, которым уже 3–3,5 года.
– Каковы основные причины нарушений речи?
– В первую очередь стоит отметить генетические факторы, – отвечает Т. Стефанская. – Через наследование особенностей структуры и функционирования частей речевой системы они обусловливают в том числе и развитие речи. Например, существуют гены, которые могут влиять на формирование артикуляционных органов, слуховых рецепторов или мозговых центров, отвечающих за обработку речевой информации.
Но генетическая предрасположенность к речевым нарушениям уже не так актуальна. Проблемы, с которыми по большей части обращаются к логопеду современные мамы и папы, связаны с развитием и воспитанием ребенка.
– На данный момент в арсенале родителей – масса средств, облегчающих уход за ребенком, начиная от растворимых каш и ходунков, заканчивая гаджетами, замещающими живое общение и взаимодействие напрямую. В результате отмечается снижение двигательной активности ребенка, что, в свою очередь, приводит к увеличению количества детей с искривлением осанки, с такими нарушениями, как ротовое дыхание, инфантильное глотание (язык опущен и находится между зубов – Прим. авт.), слабое жевание, задержка развития костей лицевого скелета. Все эти факторы (как в комплексе, так и по отдельности) влияют и на развитие речи.
Логопед также упомянула и проблемы со слухом, которые могут серьезно усложнять процесс обучения правильному произношению звуков и слов.
– У детей, имеющих проблемы со слухом, может возникнуть затруднение в восприятии звуков и отличий между ними. Это создает препятствия для восприятия и воспроизведения звукового материала языка и может привести к неправильному формированию звуковой системы, проблемам с произношением слов.
Во всех государственных дошкольных учреждениях функционируют пункты коррекционно-педагогической помощи. Они нацелены на работу с детьми, имеющими легкие нарушения (например, неправильное произношение звуков). Для воспитанников с более сложными проблемами на базе учреждений организуются спецгруппы, где могут обучаться дети с особенностями развития (это не только тяжелые нарушения речи (ТНР), но и другие психофизические особенности), а также интегрированные группы (группы, где обучаются «особенные» и обычные воспитанники). Существуют и специальные дошкольные учреждения для детей с ТНР, особенностями психофизического развития. Форму обучения порекомендуют специалисты психолого-медико-педагогической комиссии в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации района, а родитель в письменной форме должен дать согласие.
– Почему, несмотря на предоставленные возможности, многие отводят детей к частному специалисту?
– Необходимость идти к частному специалисту – это решение родителей. Есть достаточный процент взрослых, которые решительно отвергают возможность работы со специалистами в детских садах (учителя-дефектологи (логопеды), психологи). Есть дети, которые редко посещают (часто болеют) или вообще не посещают садик; есть те, кому рекомендована специальная группа или специальный сад, но родители отказались, а той помощи, которую получает ребенок по коррекции речи, недостаточно. Есть мамы и папы, которые действительно видят проблему, но им рекомендуют подождать, пока та решится сама. Также достаточный процент детей приходят по рекомендации специалистов из медучреждений на логомассаж и миокоррекцию.
Т. Стефанская уверена: если диагностика проведена правильно, а на ее основе выбрана нужная программа развития речи, то обязательно будет результат и положительная динамика. Конечно, сроки коррекции у всех детей будут разными. Ведь помимо систематических занятий с логопедом большое значение имеют психофизическое состояние ребенка, выполнение рекомендаций специалиста, заинтересованность и вовлеченность в процесс не только логопеда, но и членов семьи.