«Десять негритят» в первый год показа посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек. Как снимался фильм
В роскошный особняк на скалистом английском острове по отдельным приглашениям прибывают ранее не знакомые друг с другом люди. Выясняется, что каждый из них когда-то совершил преступление, оставшееся без наказания. Сперва все принимают происходящее за розыгрыш. Но вскоре один за другим приглашенные начинают погибать… О том, как по книге «Десять негритят» английской писательницы Агаты Кристи снимали фильм в Советском Союзе, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В борьбе за зрителя
Роман Агаты Кристи «Десять негритят» был написан и впервые опубликован в 1939 году. В дальнейшем его переиздавали десятки раз. Это самая продаваемая книга писательницы и, по ее признанию, самая сложная при создании. Не считая мини-сериалов, у произведения восемь экранизаций. Первая — 1945-го, затем 1959, 1965, 1974 и 1989 годов, а также советская версия. По мотивам романа Кристи создала пьесу для театра, в ней финал иной: Филипп Ломбард и Вера Клейсорн остаются в живых. Многие зарубежные ленты снимали именно по пьесе, не такой кровожадной, как оригинал. Кстати, из политкорректности, в рамках борьбы с расизмом, сейчас эта книга и картины по ней за рубежом выходят под названиями «Их было десять», «И не осталось никого». А в самом произведении слово «негритята» заменили на «маленьких индейцев». Следует отметить, что киносообщество Великобритании считает советский фильм лучшей экранизацией, так как он полностью соответствует оригиналу. Есть лишь одно расхождение: в финале книги судья Лоуренс Уоргрейв кончает жизнь самоубийством, не наказывая себя за преступления, как в ленте, а по причине неизлечимой болезни, желая избежать физических страданий.
В 1966-м режиссер Станислав Говорухин окончил ВГИК и приехал работать на Одесскую киностудию. Снял свою первую полнометражную картину «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли. Вообще, все самые удачные фильмы, включая «Место встречи изменить нельзя», Станислав Сергеевич делал на базе Одесской кинофабрики.
Роман «Десять негритят» постановщик прочел в журнале «Сельская жизнь» в 1965 году. Переформатировал его в сценарий. После успеха «Вертикали» подал сценарную заявку, намереваясь снимать по нему ленту уже тогда. Но в Госкино СССР ему категорически отказали, заявив, что триллер не советский жанр. После рабочих будней труженики должны отдыхать в кинотеатре, а не портить себе нервы, наблюдая 10 смертей за два часа.
К задумке постановщик вернулся лишь в середине 1980-х после начала горбачевской перестройки. К этому моменту Говорухин стал маститым режиссером, да и времена изменились. Госкино боролось за зрителей с появлявшимися как грибы после дождя видеосалонами, где демонстрировали остросюжетные зарубежные фильмы. Станислав Сергеевич получил добро на съемки на базе все той же Одесской киностудии.
Дебош Кайдановского
Говорухин знал, кому предложить роли, и без проб. Но их все же пришлось устроить: таков был протокол на советских студиях. Александр Абдулов успел к тому времени сняться в двух картинах Станислава Сергеевича, но в обеих — в эпизодах. Увидев, что его персонажа Энтони Марстона убивают первым, актер расстроился, читать до конца сценарий не стал. Но сыграть согласился. Когда с дублем расправы над его героем было покончено, спросил у Говорухина: «А чем заканчивается? Кто убийца?»
На роль Веры Клейсорн сначала утвердили Веру Глаголеву. Но уж очень она была популярна после премьеры ленты «Выйти замуж за капитана». Режиссеру это мешало. К тому же актриса не совсем походила на иностранку. Тогда постановщик обратил внимание на Татьяну Друбич. С точеным кукольным личиком она вполне могла играть европейскую леди. Но Друбич уже начала сниматься в фильме «Асса» Сергея Соловьева, который не отпускал ее. В итоге режиссеры условились о бартере: Друбич снялась в «Десяти негритятах», а Говорухин взамен сыграл в «Ассе» дельца Крымова!
Ирина Терещенко должна была исполнить роль роскошной мисс Эмили Брент. Но ей пришлось надеть передник горничной Этель Роджерс. В Брент вместо нее перевоплотилась Людмила Максакова. Она привезла личные шикарные наряды и драгоценности, в которых и снималась.
Александр Кайдановский — единственный из группы, кто сперва отказался от предложенной роли. После блистательных работ в картинах Тарковского и Михалкова он не хотел играть труса и дезертира Филиппа Ломбарда. Но безденежье заставило. Административный персонал испытывал с ним определенные трудности. В первую же ночь в Ялте Кайдановского выселили из гостиницы за дебош. На самом деле к нему прилетела девушка из Москвы, а в СССР в гостиницах посторонним в номерах разрешали находиться до 23:00. Случился скандал. За трое суток Кайдановский сменил четыре отеля. К счастью, Абдулов договорился со знакомым директором гостиницы «Интурист», и от актера с его гостьей отстали.
В ленте снялось много знаменитостей: Анатолий Ромашин, Владимир Зельдин, Михаил Глузский, который в ту пору часто бывал в Минске, исполняя роли в белорусских фильмах.
Едва не погибла
Картину снимали в павильонах Одесской киностудии, где выстроили интерьеры, в которых происходит основное действие. Экстерьеры запечатлели на отвесной 40-метровой скале мыса Ай-Тодор в поселке Гаспра Ялтинского городского округа Крыма в замке «Ласточкино гнездо», в Алупке в Воронцовском дворце. Там по сюжету умирал от удара топором по голове дворецкий Томас Роджерс. Актера Алексея Золотницкого загримировали, с помощью устройства закрепили на его макушке топор. Пошел дождь. И артиста попросили минут 10 полежать на каменных плитках в таком виде, чтобы плащ намок и все было аутентично. В это время во двор дворца пришли туристы. Экскурсовод рассказывал, как Воронцов привез из Италии скульптуры львов. Вдруг одна женщина обернулась, увидела «труп» с топором в голове и заорала. Все посмотрели туда же. А актер решил подыграть — повернул к ним окровавленное лицо и оскалился. Туристы кинулись врассыпную. Одной гражданке пришлось вызвать скорую помощь.
Потом едва не случилась настоящая трагедия. В сцене повешения персонажа Татьяны Друбич специальный кожаный корсет застегнули на ее грудной клетке, спрятали под одеждой, а от него уже шла петля к крюку в потолке. После очередного дубля актрису снимать с устройства не стали, решив: повисит 5 минут и работу продолжат. Однако что-то пошло не так — корсет перекосило, петля стала сдавливать шею, Татьяна захрипела. К счастью, рядом оказалась ее двухлетняя дочь. Малышка завопила от ужаса. Друбич вынули из петли. Досняться в сцене она не смогла — актрису заменила гример. В кадре мы видим ее ноги, болтающиеся в воздухе.
После премьеры 31 января 1988-го критики ругали ленту. Но зрители проголосовали рублем. В первый год показа фильм посмотрели в кинотеатрах более 50 млн человек.
Еще материалы рубрики:
Сквозь цензуру власти и оскорбительный фельетон. Как вышел на экраны фильм «Дама с собачкой»
Ползучий саботаж и бесконечные пьянки. Как снимался многосерийный фильм «На всю оставшуюся жизнь»
Цензура от «Мосфильма» и угрозы увольнением. Как снимался фильм «Охота на лис»
Навязанные актеры и конфликт за кулисами. Как снимался советский фильм «Сережа»
«Иду искать» и «Корабль пришельцев». Как белорусы через секретность и цензуру покоряли кинокосмос