1200 90

Детей научат создавать роботов. С сентября в белорусских школах заработают инновационные инженерные классы

С 1 сентября в белорусских школах откроют 150 инновационных инженерных классов. Они будут оснащены современным робототехническим оборудованием, благодаря которому ученики любого возраста смогут осваивать профессии будущего. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Pavel Rusak 1 of 32 kopiya

Разработкой таких технических мини-лабораторий занимается российская компания «РОББО».

— В прошлом году мы выиграли тендер, проводимый Министерством образования Беларуси, — рассказывает представитель компании в нашей стране Сергей Балбуцкий.

Pavel Rusak 29 of 32 kopiya

Презентация РОББО-класса прошла в столичной СШ № 105. Его наполнение впечатляет: 3D-принтеры, робототехнические платформы, наборы схемотехники и микроэлектроники для обучения. Все это поможет готовить прямо со школьной скамьи программистов и инженеров нового поколения.

Pavel Rusak 2 of 32 kopiya

— Мы разработали методические материалы, поурочные планы занятий. Совместно с Академией последипломного образования и БГПУ имени Максима Танка готовим программу для обучения педагогов. Уже осенью проект РОББО-классов будет запущен, — поясняет Сергей Балбуцкий. — Ребята познакомятся с 3D-моделированием, прототипированием, микроэлектроникой, «Интернетом вещей», основами робототехники. Смогут изучать квадрокоптеры и нейроинтерфейсы.

Со временем технологическое оснащение инженерных классов будет дополняться. Так, вскоре здесь появятся приборы и программы для работы с искусственным интеллектом. Подобные проекты компания реализует в Японии, Китае, Южной Корее, Финляндии.

Pavel Rusak 14 of 32 kopiya

— В этих странах школьники на аналогичном оборудовании и по тем же методикам изучают мир инноваций, конструируют роботов, — замечает собеседник.

Заниматься в РОББО-классах могут дети с 5–6 лет. Стартуют с визуального программирования, а дальше учатся решать инженерные задачи.

На начальном этапе, например, создают робот-пылесос, робота-охранника — простые проекты. После этого переходят к созданию более основательных вещей, скажем, к программированию систем умного дома, — рассказывает преподаватель Светлана Вишнякова, которая уже два года работает в РОББО-классе с учениками одной из школ Жодино. — Ребят занятия захватывают сильно, начиная с первых уроков. Они не перегружены теорией, все отрабатывается на конкретных прикладных задачах. Благодаря обучению школьники развивают инженерное мышление.

Pavel Rusak 18 of 32 kopiya

Юные жодинцы привезли в Минск свои проекты. То, над чем работали в РОББО-классах.

У восьмиклассника Прохора Козлова на парте лежит небольшая коробка с замысловатыми деталями.

— Здесь различные датчики, провода, резисторы и так далее. Все это необходимо для создания схем, игр и интересных проектов, — поясняет парень. Его последняя разработка — игра «Кнопочные ковбои».

Pavel Rusak 22 of 32 kopiya

На зеленой пластине, усыпанной проводками и датчиками, есть несколько кнопок.

Подается звуковой сигнал на пьезодинамик, и тот, кто первым нажмет на свою кнопку, побеждает, — рассказывает правила Прохор, а затем предлагает принять участие в ковбойском батле.

— Током не убьет? — уточняем на всякий случай.

— Не должно, — отвечает со смехом школьник.

Pavel Rusak 23 of 32 kopiya

После нескольких раундов останавливаемся на «ничьей». Кажется, игра примитивная, но нервишки щекочет.

Для ее создания нужно придумать схему, подобрать правильный резистор, чтобы ничего не взорвалось и не сгорело, написать код… Все сделал сам за несколько дней, — говорит ученик.

Это задание — из программы курса. Но у Прохора как у начинающего инженера в голове немало и своих грандиозных проектов.

— Есть идея сделать инновационную теплицу, наполнить ее разными датчиками: влажности, температуры, полива… Все в ней будет работать в автоматическом режиме, — погружает нас в свои задумки парень.

Pavel Rusak 26 of 32 kopiya

Его одноклассник Тимур Федоренко тоже весь в делах и идеях. Возле его ноутбука стоит небольшой робот, полностью распечатанный на 3D-принтере. Вместо глаз — ультразвуковые датчики, вместо рта — светодиодная матрица.

— Этот персонаж еще в стадии сборки. Зато могу показать полезную игру для изучения таблицы умножения, — предлагает Тимур.

На экране компьютера появляется паутина. На ней — насекомые. Чтобы паук съел муху, надо правильно решить пример.

Егор Слижевский и Арсений Кузнецов над своим проектом работали в паре. У них вообще получилось что-то невероятное. На широком столе по заданной траектории движется тележка с брусками. Их подхватывает робот-манипулятор и сортирует по ячейкам. Получился такой умный разгрузчик.

— Сложнее всего, наверное, было откалибровать манипулятор, чтобы задачи по перемещению груза он выполнял четко, — замечает Егор.

Pavel Rusak 30 of 32 kopiya

С этим проектом ребята поучаствовали в различных робототехнических олимпиадах.

— Наша задача — усовершенствовать разгрузчик, чтобы он ездил без проводов и работал без участия человека, — говорит Арсений.

— И управлялся силой мысли? — уточняем мы.

— Да, именно! — уверенно говорят парни.

— Занятия в РОББО-классах — это прежде всего профориентация. Дети могут выбрать себе профессию будущего: инженер-программист, оператор 3D-печати или квадрокоптеров, специалист по нейроинтерфейсам… Школьники, получая базовые инженерные знания, разрабатывают свои проекты, участвуют с ними в международных конкурсах. Таких ребят приглашают в Национальный детский технопарк. К слову, с 2023 года те, кто прошел там обучение, смогут поступать на льготных условиях в ведущие вузы страны, — рассказывает Сергей Балбуцкий.

Pavel Rusak 4 of 32 kopiya

У компании амбициозные планы — открыть в каждой белорусской школе свой РОББО-класс.

Фото Павла Русака

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Увеличить экспорт и объемы производства планируют на «МотоВелоЗаводе»

О планах увеличить экспорт продукции директор «МотоВелоЗавода» Сергей Манько рассказал в проекте «На контроле Президента» на телеканале «Беларусь 1», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

30 10 2024 proizvodstvo motovelozavod mozolevskij 37 kopiya

По словам С. Манько, сейчас на внутреннем рынке продают 64 % готовой продукции, на внешних — 36 %. Планы развития завода предполагают наращивание объемов производства, увеличение экспорта и расширение модельного ряда. На предприятии заявляли, что к концу 2029-го рассчитывают выйти на выпуск 167 тыс. велосипедов и 7,5 тыс. мотоциклов в год.

Вот уже три года предприятие находится в статусе резидента Минского городского технопарка, что добавило динамики в развитии. На определенном этапе Мотовелозавод был сборочным производством: продукцию собирали практически полностью из импортных комплектующих. Президент Беларуси поставил задачу: добиться максимальной локализации. Сейчас по велотехнике она составляет 50 %. А в цехе, где делают рамы для городских велосипедов, этот показатель еще полгода назад достигал 72 %. Особое внимание также уделяется повышению уровня локализации при производстве мотоциклов.

О том, как город помогает возрождать знаменитое производство, читайте здесь.

В столице создают условия для всех детей с особыми образовательными потребностями

Детям с особенностями психофизического развития в Беларуси уделяют особое внимание, чтобы они были интегрированы в социуме и могли получить образование. Как эта работа организована в столице, рассказала заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Смирнова в эфире телеканала СТВ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

obrazovanie yuliya parhutik 37 kopiya

По словам О. Смирновой, около 35 тыс. детей в столице имеют особенности психофизического развития.

— Они в той или иной мере нуждаются в особом подходе, особых методах и формах обучения, в понимании, в человеческом приятии и, конечно же, в социализации. В столице для 100 % детей с особыми образовательными потребностями создаются необходимые условия, — сказала зампредседателя комитета по образованию.

Она отметила, что во всех учреждениях образования, и дошкольных, и школах, гимназиях, колледжах, заботятся об этом и думают о том, какие могут понадобиться дополнительные, специальные условия, если в учреждение поступят и будут обучаться дети с особыми потребностями.

— Мы работаем сегодня на опережение, достаточно оперативно и чутко реагируем и принимаем меры, если такие детки у нас начинают обучение, — добавила О. Смирнова.

По ее словам, сегодня 80 % детей с особенностями психофизического развития интегрируются в образовательный процесс и обучаются вместе со сверстниками, которых принято называть нейротипичными.

— Дети начинают присматриваться и заботливо относиться к тем сверстникам, которые требуют к себе особого отношения, поддержки. И это элемент воспитания, — обратила внимание О. Смирнова.