Дороже золота. Почему Александр Лукашенко назвал своей гордостью аграрную науку Беларуси
Как белорусские ученые создают новые сорта зерновых культур и производят их семена для сельского хозяйства страны, обеспечивая ее продовольственную безопасность, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель генерального директора по научной работе Научно-практического центра по земледелию НАН Беларуси кандидат сельскохозяйственных наук Дмитрий Лужинский.
— Во время визита Президента в наш центр речь шла об оригинальных семенах, которые мы производим и которые являются источником всего семеноводства в Беларуси, — пояснил Д. Лужинский. — Если мы будем окружены недружественными государствами, то не сможем купить ни одного зернышка семян даже за золото. А благодаря собственным семенам для выращивания сельскохозяйственных культур мы всегда обеспечим продовольственную безопасность, сможем накормить свой народ и заработать на экспорте продовольствия. Поэтому Президент и сказал, что это дороже золота. Речь шла именно о семенах, которые создаются и производятся нашим центром, а в дальнейшем тиражируются отечественными сельскохозяйственными предприятиями.
По словам Д. Лужинского, Беларусь закупает за границей не больше 1 000–2 000 т семян зерновых культур. А общая потребность отечественного сельского хозяйства в них — 650–700 тыс. т в год. Доля импорта в этой семенной корзине — капля в море. Это нормальная практика. Белорусским селекционерам нужно знать, в какую сторону движутся их зарубежные коллеги и что у них хорошего, чтобы потом можно было использовать их достижения в своей работе.
Все остальные семена для растениеводства производятся в Беларуси. Это относится и к сортам иностранной селекции. Их ввозят в нашу страну, размножают, а затем используют в производстве сельхозпродукции.
Принцип 80/20
По словам Д. Лужинского, 80 % посевных площадей в Беларуси засеваются семенами сортов белорусской селекции и 20 % — импортными. Но даже семена сортов, выведенных иностранными селекционерами, все равно районированы в Беларуси. К примеру, семена немецких сортов зерновых культур размножаются для посевов на территории страны, здесь же тиражируются и высеваются на полях для выращивания сельскохозяйственной продукции.
Именно НПЦ по земледелию создает новые сорта основных сельскохозяйственных культур для белорусского растениеводства. Потом они проходят комплексную оценку Государственной инспекции по испытанию и охране сортов растений. И только лучшие образцы новинок, которые превосходят хорошо зарекомендовавшие себя контрольные сорта по урожайности, показателям качества зерна, его устойчивости к болезням и другим признакам, вносятся в Государственный реестр сортов. После этого новый сорт можно выращивать хозяйствам Беларуси.
— Но мы свои новые разработки в свободное плавание не отпускаем, — отметил Д. Лужинский. — Наш центр проводит первичное семеноводство таких новинок. Мы выпускаем оригинальные семена. Их покупают хозяйства, которые занимаются производством семян элиты. Они распространяют новые сорта по всем сельскохозяйственным предприятиям Беларуси. А мы поддерживаем их в производстве.
Это необходимо еще и потому, что со временем любой сорт вырождается. В нем накапливается большое количество мутаций, вызванных факторами внешней среды. Да и обычное деление клеток всегда сопровождается какими-то хромосомными нарушениями. Поэтому пересевать до бесконечности один сорт нельзя.
Кухня сортовой селекции
Чтобы продлить жизнь своим сортам, ученые НПЦ по земледелию занимаются сортообновлением. Этот процесс позволяет поддерживать характерные особенности сорта, которые были введены в него изначально, и отбраковывать все ненужные свойства. Такую работу ученые-селекционеры проводят каждый год. Они закладывают новые питомники для испытания сортов и размножения семян, а затем передают их в хозяйства по выращиванию семян элиты.
— Но как бы мы ни старались, сорта со временем морально и физически устаревают, — констатировал Д. Лужинский. — Это касается и уровня продуктивности, и требований к качеству зерна. Поэтому на смену прежнему сорту приходит новый, который мы создаем параллельно с сортообновлением.
По словам Д. Лужинского, на создание нового сорта зерновых нужно потратить минимум 10–12 лет. Этот процесс идет в НПЦ по земледелию НАН Беларуси постоянно. В первый год ученые закладывают питомник гибридизации. Параллельно работают в питомниках с гибридами, созданными в предыдущие годы. Есть питомники, в которых оцениваются популяции сортов 3–4-летнего возраста. Получается, что каждый год селекционеры проводят работы во всем питомниках, поэтому у них ежегодно есть на выходе новые сорта.
— Для двухлетних и многолетних культур цикл удлиняется порой до 20 лет, — пояснил Д. Лужинский. — И никакими современными биотехнологическими ухищрениями этот срок сократить невозможно. С их помощью можно только упростить работу по созданию исходного материала для селекции. Но выровнять сорт, проверить его адаптацию к различным почвам и климатическим условиям, оценить пригодность к возделыванию в разных регионах страны — эта работа требует многих лет.
Единственный в мире
— Мы научились производить семена и в этом не уступаем ни одной стране, — подчеркнул Д. Лужинский. — Наш центр уникален. Аналогов ему нет во всем мире. Сегодня ассортимент даже самых крупных западноевропейских и американских концернов, которые зарабатывают на продаже семян миллиарды долларов, как правило, ограничен тремя-четырьмя культурами. Очень редко можно встретиться фирмы, которые ведут пять культур. А мы в одной точке занимаемся одновременно селекцией 38 сельскохозяйственных культур! То есть всех тех, что необходимы для растениеводства в нашей стране. Конечно, мы могли бы бросить заниматься просом и гречихой, сказав, что это невыгодно. Но мы создаем и производим семена даже культур, которые на полях страны занимают всего несколько тысяч гектаров. Они важны для системы сельского хозяйства нашей страны так же, как и люпин, который мы показали Президенту. Люпином в Беларуси засевают всего около 5 000 га. Но сегодня во всем мире в приоритете производство растительного белка. А люпин — в зависимости от вида и сорта — содержит его от 35 до 40 %. Это белок для животных. При соответствующей переработке его, как и белок сои, можно использовать для питания людей. Поэтому производство люпина в Беларуси нужно расширять, и мы занимаемся его селекцией.
У НПЦ по земледелию Национальной академии наук более 1 100 га земли. Из них примерно 700 га используется для размножения отечественных сортов ради семеноводства. Остальные 400 га отведены для экспериментов. На них ученые каждый год засевают около 300 тыс. делянок. Их размеры — от 0,1 м2 до 50 м2 в зависимости от этапа селекции и эксперимента, который проводится с этими растениями.
В Центре работают примерно 300 человек. Из них селекционной работой занимаются около 50 сотрудников — не более одного-двух на каждую культуру. Это штучные специалисты. Каждый из них — селекционер и семеновод в одном лице.
Фото предоставлены НПЦ по земледелию НАН
Смотрите также: