Единство с природой, мораль и поучительный наказ. Чему могут научить белорусские сказки
Чему могут научить сказки современных детей и взрослых? Многому, уверена руководитель форума исследователей белорусской сказки и мифологии, заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор Татьяна Володина. Об этом с ней побеседовал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Как солдат черта перехитрил
Сказки принято считать развлечением для детей. Но лишь на первый взгляд. В Интернете есть история про деда-военного, который обучал внука боевым премудростям по сказке «Гуси-лебеди». Мальчик научился ориентироваться в лесу, маскироваться и искать дорогу по следам, оставленным недругом. Учительница, услышавшая это от своего ученика, была потрясена. И я, признаюсь, тоже. Выходит, в сказках скрыты важные знания.
— В традиционной народной культуре сказки — это система, направленная на разумное и гармоничное существование социума, — говорит Татьяна Васильевна. — Оно возможно лишь тогда, когда в общество вливается подготовленное к взрослой жизни молодое поколение.
И здесь роль сказок неоценима. Они словно метафорическая энциклопедия, которая позволяет погрузиться в самые разные аспекты жизни. Тут моделируются жизненные сценарии человека и целых народов. Обыгрываются типичные ситуации, даются ответы, как поступить правильно. Сказки нужны детям для психологического взросления, постижения окружающего мира и достижения гармонии с ним.
Каждая сказочная группа имеет свою социальную функцию в регулировании жизни общества. Сказки о животных, как утверждают ученые, самый архаический пласт эпоса. Они во многом похожи у всех народов. Лисичка выгнала зайца из норы. Ему на помощь приходит петушок, который помогает освободить жилище зайца и восстановить справедливость. Жизненные ситуации, конфликт добра и зла, идеалы дружбы показаны в таких произведениях в очень простой и понятной ребятам форме.
Самые молодые сказки — социально-бытовые, например как солдат перехитрил черта или как хитрый мужик обвел вокруг пальца пана. Из них мы узнаем о жизненных коллизиях ХVIII века.
Чему может научить злая мачеха
Взрослому интересны волшебные сказки, хотя они тоже весьма архаические. В них мы видим жизненные проблемы — от семейных, любовных взаимооотношений до коллизий государственного уровня: защиты родной земли, борьбы с внешними врагами и даже с абстрактным, глобальным злом. Сказочные сценарии облекаются в метафорическую форму сражения человека с тем же Змеем Горынычем.
Сказки, особенно волшебные, будучи историями борьбы добра со злом, показывают непростой путь к победе. Хотя в них очень много жестокости, насилия, крови, а порой и гипертрофированного натурализма.
Вспомним «Морозко», где злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес на погибель. Однако девушка сумела поладить с повелителем морозов и тот отправил ее с подарками домой. Тогда мачеха послала в лес свою дочь, и та замерзла. Да, злые персонажи наказаны за свои черные дела. Но разве можно радоваться смерти одной из героинь?
В современной гуманитаристике есть целое направление, специалисты которого утверждают, что этот ужас тоже необходим. На отстраненном, вымышленном материале читатель или слушатель переживает кризисные моменты судеб героев: потери, радости, страх, ложь, обман, конфликты, несправедливость. Сказки через своеобразную эмоционально-психологическую тренировку подготавливают ребенка к прохождению будущих сложных ситуаций в реальной жизни.
В этих произведениях сценарии и модели поведения подаются в очень драматичном ключе и порой заострены до крайности (например, гибель персонажа или прохождение через крайне опасные для его жизни ситуации). Герой вынужден во что бы то ни стало разрешить конфликт или проблему. Так человек с детства усваивает мысль, что даже из самого безнадежного положения можно найти выход. Сказки с детства учат не падать духом в трудных жизненных обстоятельствах и справляться с ними за счет решительности, ума и смекалки. Так все мы учимся мудрости и набираемся житейского опыта.
Кому достанется волшебная лампа?
Еще одна важная функция волшебных сказок — своеобразная инициация, то есть переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо общественной группы. Их герои не просто побеждают зло, а получают право жениться, например, на царской дочери или овладеть чем-то волшебным, тем самым повышая свой социальный статус. Тот же Иванушка-дурачок становится добрым молодцем. Инициация показана как жизненный экзамен, этапы становления личности.
— В «Волшебной лампе» главный герой добирается до лампы и сокровищ лишь в конце подземелья, пройдя все препятствия, столкнувшись с искушением, обманом и страхом.
— Этот пример показателен, потому что демонстрирует мировую общность сказочных схем. Национальные культуры просто наполняют их своими реалиями и персонажами.
— Я недавно обнаружила в белорусском фольклоре родственника Кота в сапогах из сказок братьев Гримм.
— Конечно, он есть — это кот Максим. Связь белорусских сказок с европейскими гораздо сильнее, чем русских. У нас целый набор таких распространенных сюжетов или универсалий с героями, которые встречаются в каждой культуре.
В белорусской сказке популярны повествования про «асiлкаў». Такой персонаж рождается от сверъхестественных сил, чтобы сразиться с волшебным злом. Герою приходят на помощь солнце, ветер, дождь и богатыри. Вспомним сказку про женщину, у которой Цмок убил двух взрослых сыновей. Шла она как-то по дороге, подняла зернышко, съела и забеременела. Родился у нее сын Покатигорошек. Рос мальчик как на дрожжах и силы был недюжинной. Он и отправился сражаться с Цмоком. А убить злого змея ему помогла 12-пудовая булава, выкованная из волшебного гвоздика. Получается, только в единстве человека с силами природы и космоса можно одолеть зло.
Еще один лейтмотив белорусских сказок — «Не сілай, а розумам». В них высшие силы помогают труженикам и наказывают болтунов, клеветников и лентяев. Показательные белорусские сказки — это «Легкий хлеб», «Покатигорошек» и «Золотая яблонька». Белорусская, русская, польская и украинская волшебная сказка — ветви одного дерева.
Но детям и взрослым не стоит ограничиваться только своими национальными сказками. В эпосе других народов немало интересного и поучительного. К тому же иностранные сказки помогают лучше понять чужой менталитет. А некоторые сказочные герои давно уже перешагнули национальные границы. О месте могилы Ходжи Насреддина спорят восемь стран. У него есть брат и в белорусском эпосе — такой же всегда неунывающий и острый на язык Нестерка.
Почти в каждом сказочном сюжете можно найти глубочайшие пласты древности с выходом на современность. Мы должны уметь эти смыслы извлекать и на них учиться.
Фото Алексея Столярова