«Экскаватор — адская машина» и «Полеты Уточкина на Комаровском поле». Какие фильмы крутили минчанам в начале XX века
О том, как зарождалась киноиндустия в Минске, как менялась культура поведения зрителей на фоне войн и революций, когда и почему появились детские билеты и какие фильмы собирали полные залы в первой половине XX века, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Доходное дело
Считается, что первый минский кинотеатр открылся 120 лет назад. Им стал синематограф предпринимателя Рихарда Штремера. Хотя настоящим синема, электротеатром, как в то время называли любую демонстрацию изображения на экран, его назвать нельзя. Вместо кинофильма аппарат, или, как его тогда называли, «волшебный фонарь», демонстрировал всего лишь слайды. Но начало продвижению нового вида искусства было положено.
Штремер хотел развивать кинодело в Ростове-на-Дону. На Нижегородской ярмарке 1896 г. он приобрел аппарат фирмы Пате. В июле уже демонстрировал кино ростовчанам. Интерес к новому виду искусства побил все рекорды. Как и прибыль. Однако Штремера быстро сбросили с пьедестала конкуренты. В феврале 1897-го в Ростов прибыл синематограф братьев Люмьер. Штремер продал свой киноаппарат и обратил взор на Минск. Город стремительно развивался. Конкуренции в столице Северо-Западного края не предвиделось. И не прогадал: стал здесь монополистом в кинобизнесе и получил существенную выгоду. Это позволило предпринимателю открыть сеть кинотеатров в разных городах Российской империи.
Настоящий кинотеатр с большим экраном и вместительным зрительным залом в столице появился в марте 1907 г. Им стал парижский театр «Иллюзион». Разместился он в доме Поляка на углу Захарьевской и Петропавловской улиц (ныне часть Октябрьской площади у пересечения пр. Независимости и ул. Энгельса). В декабре 1907-го уже известный минчанам Рихард Штремер открыл семейный электробиограф в доме Раковщиков по Захарьевской улице (ныне часть дома № 23 на углу пр. Независимости и ул. Ленина). К началу Первой мировой войны в Минске насчитывалось пять электротеатров.
Цена билетов ранжировалась, как в театрах, в зависимости от места: 50, 30, 20 и 10 копеек. Причем большую часть составляли места по минимальной цене. Не скупились владельцы синематографа и на рекламу в городских газетах. Чаще всего сеансы представляли собой нарезку небольших лент различного жанра. Документальные съемки далеких китайских провинций сменяли официальные торжества в Европе, спуск нового корабля на воду, небольшие игровые фильмы. Обычно за сеанс демонстрировались 4–5 таких зарисовок. Большинство лент было зарубежного производства.
Однако особый интерес у минчан вызывали фильмы местного происхождения. Владельцы кинотеатров прекрасно знали чаяния публики. Ведь каждый минчанин мечтал увидеть себя на экране. Для этого нужны лишь кинокамера и возможность снять хронику из жизни города. Так поступил Рихард Штремер. 8 декабря 1908 г. на экран его кинотеатра вышла лента под названием «Экскаватор — адская машина за Брестским вокзалом». Через неделю ее сменил документальный фильм «Пожар в городе Минске на Полицейской улице». Съемка таких картин оказалась весьма прибыльным делом. Тем более что познакомить со столицей жителей других городов Российской империи оказалось несложно. Достаточно продать продемонстрированную пленку. Неудивительно, что собственной кинокамерой обзавелся кинотеатр «Гигант». Уже через месяц после открытия в нем состоялась презентация фильма «200-летие Царского Села», снятого операторами «Гиганта». В мае 1911 г. аппарат этого же кинотеатра запечатлел полеты известного русского авиатора Уточкина на Комаровском поле.
Ужасные нравы
Кинотеатры стали любимым развлечением для средних городских слоев. Рабочие и мелкие чиновники с большой охотой посещали всевозможные картины, ведь в кино не надо надевать парадную одежду, как, например, на театральное представление. Да и репертуар подбирался как раз под такую разношерстную публику. В зале не запрещалось кричать, топать, лузгать семечки и даже курить. Никто не осудит за то, что пришел навеселе. Неудивительно, что такие зрители часто оставались без гроша в кармане. Залы кинотеатров стали одним из излюбленных мест работы карманников. Зато потасовки случались весьма редко. Дело в том, что с 1910-го в кинотеатрах несли дежурство члены Минского вольного общества пожарных охотников (МВОПО).
10 октября 1909 г. в электротеатре Штремера взорвались пары бензина. Пламя быстро перекинулось на соседние дома. Во время разгула стихии погибли несколько человек, в том числе четверо пожарных. После этой трагедии губернатор распорядился ввести во всех кинотеатрах дежурство охотников МВОПО. Пожар, увы, уничтожил все ленты, снятые Штремером в Минске. Он не успел передать их для показа в другие кинотеатры своей сети.
Культура поведения в кинотеатрах окончательно упала в годы войн и революций. Царила настоящая пролетарская свобода. Никаких запретов и ограничений. В залах — хоть топор вешай на папиросный дым. Прожженная одежда — обыденность. Долго так продолжаться не могло.
Новые порядки
Городские власти взялись исправить ситуацию. В 1923 г. Мингорсовет ввел запрет на курение в кинотеатрах. Следить за порядком и наказывать рублем недисциплинированных зрителей начала милиция.
Постепенно кинотеатры стали настоящим местом отдыха горожан. На смену зарубежным драмам приходили новые советские фильмы. Премьеры собирали тысячи зрителей. Например, 1 декабря 1934 г. на экраны должен был выйти фильм «Чапаев». Предварительная продажа билетов на него началась в кинотеатре «Пролетарий» (бывший «Иллюзион») 25 ноября. С утра у касс выстроилась огромная очередь. Несколько раз в течение дня стоявшие за билетами люди перекрывали движение трамваев на улице Советской (ныне пр. Независимости). Для поддержания порядка вызвали милицию. Пришлось срочно заказывать еще одну копию ленты.
30 ноября газета «Рабочий» сообщила, что «трест Белгоскино будет демонстрировать звуковой художественный фильм «Чапаев» с 1 декабря одновременно и в кинотеатре «Красная Звезда». В фойе на эстраде концертное отделение. Ежедневно 4 сеанса».
Второе дыхание
Во время Великой Отечественной войны все прежние кинотеатры были уничтожены. Но жить без фильмов нельзя. Во время оккупации открылся кинотеатр для немецких солдат Soldaten-kino в Доме офицеров. Гитлеровцы даже успели построить двухэтажный деревянный кинотеатр. Через 10 дней после освобождения Минска в нем крутили советскую кинохронику. Назвали его «Первый». Он находился на месте современной гостиницы «Минск». В декабре 1944 г. заработал кинотеатр «Беларусь» на улице Островской (ныне ул. Раковская, 24). После победы репертуар пополнился трофейными европейскими и голливудскими фильмами. Зрители в сентябре 1945-го с удовольствием шли смотреть «Джордж из Динки-джаза», «Багдадский вор», «Морской батальон». В первые месяцы после освобождения Минска местные мальчишки нашли способ подзаработать. Они скупали детские билеты, которые стоили дешевле, и перепродавали их взрослым. В декабре 1944 г. этот бизнес прикрыли. Исполком Минского городского Совета депутатов трудящихся постановил: на билетах, которые продаются лицам до 16 лет, ставить штамп «Детский». Вход в зал взрослым по нему запрещен.
В 1950-м открылась трехзальная «Победа». Это первый и на какое-то время единственный капитальный кинотеатр, построенный после войны в столице. К концу же 1980-х фильмы в Минске крутили уже в 26 кинотеатрах.
Смотрите также:
https://youtu.be/qpJw7hsB_18