Эксперты: почему для Беларуси важен Иран и как в Украине уничтожают православие
Рост глобальной напряженности, сотрудничество Беларуси и Ирана и гонения на православную церковь в Украине обсудили в прямом эфире «Вечернего политического канала» на «Радио-Минск» политолог Вадим Елфимов и декан факультета журналистики БГУ Алексей Беляев.
Визит в Тегеран
Вадим Елфимов: — Президент Беларуси посетил с официальным визитом Иран, где провел важные переговоры. Событие знаковое не только потому, что 18 марта страны отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. Во время визита в Тегеран достигнуты серьезные договоренности и подписаны документы, в том числе под грифом «для служебного пользования». Сам Александр Лукашенко оценил достигнутые в Тегеране соглашения в 100 млн долларов в случае их реализации.
Алексей Беляев: — Был период, когда торговый оборот с Ираном превышал 150 млн долларов. Думаю, восстановить его не составит труда. И даже пойти дальше, потому что, во-первых, потенциал у нашего взаимодействия огромный. Во-вторых, Иран никогда не был врагом для Беларуси, даже в условиях уменьшения торгово-экономической активности. У нас никогда не существовало претензий к политике друг друга.
Вадим Елфимов: — Важно отметить, что Иран и Беларусь — государства, показывающие пример другим, как, находясь под санкциями, можно успешно им противостоять.
Алексей Беляев: — Иран и для нашей страны успешный пример того, как вести себя в условиях, когда тебя отрезали от внешнего мира. Скажем честно: при введении санкций Беларусь находилась в несколько лучшем положении, чем Иран, меры ограничения в отношении которого ввели в рамках международного права, действовавшего тогда с согласия ООН. Против Беларуси санкции вводились без ее согласия, в одностороннем порядке США и Евросоюзом, и у нашей страны сегодня гораздо больше возможностей для торговли и контактов с другими государствами, чем это было в свое время у Ирана. Кроме того, Беларусь не была ограблена подобно Ирану, одномоментно лишившемуся значительной части своих золотовалютных резервов, которые оказались заморожены. Сотни миллиардов долларов, которые Иран получал за продажу нефти, США присвоили и до сих пор не отдали.
При этом Вашингтон активно вмешивался во внутренние дела Ирана. Устраивал первые цветные революции, которые тогда еще так не называли. Тегеран сумел этому противостоять. И сегодня эти исторические формы борьбы за суверенитет, идентичность, желание и готовность народа их отстаивать, несмотря на жертвы, — серьезный пример для Беларуси.
На данном этапе практическую ценность для нас представляет, например, умение Ирана обходить санкции в финансовой сфере. Попытки отрезать Россию и Беларусь от международной межбанковской системы SWIFT, ввести ограничения в отношении банков довольно болезненные инструменты санкционного воздействия, затрудняющие любые торговые отношения. Иран же долгие годы обходится без SWIFT и уже выработал механизмы обхода.
Вадим Елфимов: — Важно отметить также логистические возможности сотрудничества, ведь Иран (в старые добрые времена — Персия) — это, выражаясь современным языком, транспортный хаб.
Алексей Беляев: — С древних времен Иран был местом пересечения главных торговых путей. Шелковый путь из Китая отчасти шел через Иран, да и наш путь «из варяг в греки» имел своим продолжением иранское направление: все, что поставлялось в Византию, отправлялось потом на эти восточные рынки.
Иран и сегодня играет важную логистическую роль. Это ключ к Персидскому заливу и спокойствию самого взрывоопасного ближневосточного региона, наполненного нефтью и многочисленными противоречиями, где и в прямом, и в переносном смысле всегда может полыхнуть. Поэтому, конечно, такое большое и сильное государство, как Иран, которое контролирует политику в регионе, является в какой-то степени противовесом усиливающейся Турции и на многое влияет.
Вадим Елфимов: — В настоящее время Саудовская Аравия и Иран восстанавливают свои отношения. Иран претендует на роль лидера шиитского мира, а Саудовская Аравия — суннитов. Если сунниты и шииты объединятся, это приведет к объединению всего арабского мира.
Алексей Беляев: — И станет ударом по политике США, направленной на разделение стран этого региона. Также Иран очень важен для РФ, поскольку является прикаспийским государством, а Каспийское море — это, скажем так, опасное место. Беларусь как союзник России, налаживая отношения с Ираном, помогает выстраивать и российско-иранские отношения.
Что касается непосредственно белорусско-иранского сотрудничества, мы многое можем предложить друг другу. При этом руки у нашей страны сейчас развязаны. Если раньше, хоть и неохотно, мы соблюдали международные санкции, которые не давали возможности вести полноценную торговлю с Ираном, то теперь мы сами под санкциями. Нас в этом плане уже ничего не сдерживает.
Вадим Елфимов: — Это сильно пугает наших противников. В CNN уже возбудились, выступили с обзорами возможного военно-технического сотрудничества Тегерана и Минска.
Алексей Беляев: — В этой сфере Беларусь всегда была сильной. Не принято обсуждать в публичном пространстве, сколько наша страна может произвести оружия и какие технологии продать, но возможности у нас имеются. Есть и серьезные ракетные технологии, например «Полонез». У Ирана же сильное производство беспилотников — оружия современной войны, как мы убедились и по СВО, и по армяно-азербайджанскому конфликту. Он может поставить белорусской армии соответствующее вооружение.
У наших стран объективно один противник. Он сам долго лепил из себя врага для обоих государств, толкая их в объятия друг друга. Так что теперь нечего жаловаться.
Часы судного дня
Вадим Елфимов: — Напряженность в мире нарастает. На днях из Польши вылетел стратегический бомбардировщик ВВС США B-52Н, совершил маневр над Балтикой и с расстояния примерно в 200 км сымитировал пуск ядерных ракет по Санкт-Петербургу. После чего развернулся и ушел на базу через воздушное пространство Прибалтики. Все маневры осуществлялись демонстративно, с включенным транспондером, чтобы все видели, где он летит. Как это расценивать?
Алексей Беляев: — Как очередную провокацию. Мы уже видели на учениях, проводившихся в Европе с использованием техники вооруженных сил НАТО, отработку вопросов, связанных с ядерными ударами по России и захватом Калининградской области. В том числе отрабатывалась переброска сил и техники с территории США.
Все это, к сожалению, ожидаемо. После того как договор СНВ-III приказал долго жить, последняя ниточка, связывавшая нас с периодом разрядки в эпоху холодной войны, когда хоть как-то осуществлялся контроль над вооружениями, оказалась оборванной. Россия в крайне невыгодной для себя ситуации вынужденно приостановила участие в этом договоре, поэтому проведение учений, демонстрирующих возможности использования ядерного оружия, очень тревожит. Никто не гарантирует, что однажды на таком самолете не окажется чего-нибудь реального. Сегодня очень хрупкая, я бы сказал, стеклянная преграда отделяет мир от ядерной войны.
Маневры бомбардировщика США еще и попытка оказать давление на РФ в связи с ситуацией на фронте, которая складывается для Украины и ее американских спонсоров не лучшим образом. В ход идут приемы психологического устрашения. Теперь мяч на российской стороне: чем ответит и что сможет показать? Россия уже заявила о том, что пересмотрела свою военную доктрину, в том числе в части применения ядерного оружия.
На мой взгляд, после пролета стратегического бомбардировщика, возможно, с ядерным зарядом на борту, стрелки знаменитых часов Судного дня следовало бы передвинуть еще ближе к полуночи. (Часы Судного дня — проект, запущенный в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы. Часы показывают время за несколько минут до полуночи, которая символизирует гибель человечества в глобальной катастрофе. Решение о переводе стрелок, в соответствии с изменением напряженности международной обстановки, принимает совет директоров журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков» при помощи приглашенных экспертов, среди которых 18 лауреатов Нобелевской премии. В начале 2023-го до полуночи на часах Судного дня осталось всего 90 секунд — это самое малое расстояние за всю их историю. — Прим. ред.)
Вадим Елфимов: — Думаю, третьей мировой войны мы все-таки не допустим.
Алексей Беляев: — К сожалению, она уже идет. Важно, чтобы она не включила ядерный вариант. Все признаки налицо: противостоящие лагеря окончательно оформились, на их пограничье уже идут боевые столкновения. Мы видим комплексную гибридную агрессию со стороны Запада, включающую не только военные элементы, но и экономические, информационные и другие методы войны. Добавим сюда продолжающиеся попытки организации цветных революций (свежий пример — Грузия). Все это проявление военной агрессии Запада в отношении остального мира.
Вадим Елфимов: — Важно понимать: нынешнее обострение ситуации происходит потому, что обеспечивать свое господство с помощью мягкой силы — экономическими и политическими рычагами, как было раньше, — у Штатов уже не получается.
Алексей Беляев: — Какая уж тут экономическая сила, когда в США начинают банкротиться крупнейшие банки. Стране предрекают новую Великую депрессию, экономическое бедствие, от наступления которого она долгое время пыталась защититься, отгородившись естественными границами, пребыванием вдалеке от зон конфликтов, своим надувным, не привязанным ни к чему долларом.
Саморазрушение по-киевски
Вадим Елфимов: — То, что творят сегодня украинские власти по отношению к своей стране, напоминает действия алкоголика или наркомана, который, будучи в неадекватном состоянии, начинает сам себя резать. Как пример приведем ситуацию вокруг Киево-Печерской лавры. (Национальный заповедник «Киево-Печерская лавра» обязал монахов канонической Украинской православной церкви покинуть здания монастыря до 29 марта. Ранее Киев организовал самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на УПЦ. Ссылаясь на ее связь с Россией, местные власти в разных регионах Украины запретили деятельность УПЦ, а в Верховную раду внесли законопроект о ее фактическом запрете. — Прим. ред.)
Алексей Беляев: — Печально. Мы наблюдаем, как Украина полностью отказалась от тысячелетней веры своих предков. Разрушила культурные, религиозные, этнические коды. Ведь именно из Киева русское православие начало свое победное шествие по всей восточнославянской земле, на которой потом появились и Россия, и Беларусь, и Украина как государства. Православие — мощнейшая скрепа, объединяющая три наших народа с единым корнем. Увы, сегодня в Украине правят бал представители каких-то сатанинских сект, непризнанных и неканонических церквей, которые и церквями-то назвать нельзя. А носители православия, те, кто составляет основу украинского народа, подвергаются гонениям, как первые христиане в Древнем Риме. Цинична и позорна нынешняя попытка киевских властей отобрать у православной церкви ее святыни. В том числе забрать мощи монаха Нестора, автора «Повести временных лет», в которой сказано, что Киев — мать городов русских. Как вообще можно заявлять, что мощи святых старцев, умерших тысячу лет назад, принадлежат украинскому государству в качестве экспонатов музея!
Вадим Елфимов: — Кстати, там же хранятся и мощи Ильи Муромца.
Алексей Беляев: — Там много чего хранится. Слава богу, в 1912 г. оттуда вывезли мощи Евфросинии Полоцкой, сейчас они у нас. Абсурдная ситуация. Современная Украина началась с того, что стала себя декоммунизировать, всячески отказываясь от советского наследия, обвиняя советскую власть во всех грехах, снося памятники, переименовывая улицы и заявляя: «Мы не будем действовать как большевики!» А что мы видим? Они полностью опираются на наследие той эпохи, когда был принят декрет об отделении церкви от государства, а церковное имущество, в том числе святые мощи, было передано государству в качестве неких экспонатов.
Вадим Елфимов: — Когда Богдан Хмельницкий спасал украинский народ, он спасал православие, которое польские магнаты хотели уничтожить, навязав католичество. И только благодаря защите православия украинский народ сохранился как таковой. Они забыли историю.
Алексей Беляев: — Не забыли — они целенаправленно ее уничтожают. Переписав все, что можно, они перестали быть наследниками древних русичей и монахов, основавших Лавру. Перестали быть носителями православия, которое когда-то в водах Днепра в Киеве пришло на Русь. Лишились права иметь памятник князю Владимиру Крестителю у себя в Киеве, потому что отказались от этого наследия, заменив его на униатство и псевдоцеркви. Видимо, должен появиться новый Богдан Хмельницкий, настоящий лидер украинского народа, который его спасет.