Электромобили и конструкции для протезирования в медицине создают белорусские ученые-машиностроители
С передовыми отечественными разработками в области электротранспорта, новых материалов, конструкций и технологий познакомили журналистов ученые Объединенного института машиностроения (ОИМ) Национальной академии наук, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото из архива агентства «Минск-Новости»
— Вся техника отечественного производства, что ездит по улицам городов страны, прошла через наш институт, — с гордостью отметил заместитель генерального директора ОИМ по науке и инновационной деятельности Олег Еловой. — МАЗ, БЕЛАЗ, техника Минского тракторного завода, «Гомсельмаша», часть дорожной техники «Амкодора» и других предприятий — в основном все рассчитывалось, проектировалось и испытывалось нашими специалистами. По автомобильной технике наш институт является стратегическим партнером россиян.
Второе крупное направление деятельности ОИМ, по словам О. Елового, — технологическая поддержка машиностроения. Речь идет о создании материалов — от смазок до покрытий и инженерии поверхностей. Технологии, разработанные учеными ОИМ, используют в странах Европы, Китае, Корее и России.
В 2022 г. учеными разработан технологический процесс деформационного плакирования гибким инструментом трущихся деталей станков, оборудования, оснастки, а также поверхности резьбовых соединений труб магистральных нефте- и газопроводов. Эта технология позволяет получать высоконадежные покрытия деталей в различных механических системах. Их износостойкость повышается в 1,5–1,8 раза. Технология внедрена в производство на Минском заводе автоматических линий им. П. М. Машерова и Уральском трубном заводе в России, который поставляет свою продукцию «Транснефти» и «Газпрому».
В 2022-м году специалисты института разработали биоразлагаемые экологичные смазки для техники, которая используется при обработке леса. И сегодня эти компоненты с успехом применяются на машинах, работающих в Беловежской пуще.
Белорусские ученые-машиностроители занимаются разработками и для медицины.
— Начинали с расчетов, проектирования и оценки состояния протезов плечевых и тазобедренных суставов, — рассказывает О. Еловой. — А сейчас приступили к созданию конструкций и элементов для задач челюстно-лицевой хирургии и протезирования зубов.
Встреча с прессой приурочена к общенациональной выставке «Беларусь интеллектуальная», которая пройдет в конце января 2023 г. В ней примут участие предприятия и организации различных министерств и ведомств страны.
Объединенный институт машиностроения – головная организация нашей страны по электротранспорту. В прошлом году ученые впервые в республике смогли рассчитать, спроектировать и изготовить несколько вариантов высокоскоростных коробок передач. Они будут применяться на электромобилях – как грузовых, так и легковых. И сейчас Министерство промышленности определяет предприятие, которому предстоит освоить серийное производство таких коробок передач в Беларуси.
– Мы работаем с российскими компаниями «АвтоВАЗ» и «ШвабеСпецАвто», которая выпускает пассажирские автомобили для детей, социальных служб и другую спецтехнику, – поделился О. Еловой. – Есть надежда, что некоторые модели техники этих компаний благодаря использованию нашего белорусского электропривода станут электрическими.
– В 2022-м году наши специалисты создали три новых образца электромобиля, – отметил заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту Объединенного института машиностроения Александр Белевич. – Это грузовой автомобиль МАЗ, каркасный малотоннажный электромобиль и спорткар типа «родстер». Основное достижение этих моделей – белорусская локализация электрокомпонентной базы. Электродвигатели, силовая электроника, электроника управления батарей – они все отечественной разработки, на основе существующих в Беларуси технологий. Это позволяет в дальнейшем наладить в нашей стране серийное производство такой техники. По электрогрузовикам МАЗ такая работа уже ведется.
По словам А. Белевича, эта машина в 2022-м году прошла все испытания и получила допуск на дороги общего пользования в нашей стране. Сейчас МАЗ вместе с ОИМ НАН по поручению Правительства работает над созданием 10 электрогрузовиков, чтобы опробовать их в разных логистических центрах. Впереди же – работа над созданием автомобильных беспилотников на электродвигателях.