«Еще повоюем». Сергей Вязович — о гонке «Шелковый путь» и перипетиях «Дакара»
Белорусский экипаж спортивного «МАЗа» впервые стал триумфатором ралли-рейда «Шелковый путь». Как удалось достичь этого результата? Корреспондент агентства «Минск-Новости» взял эксклюзивное интервью у пилота и начальника команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергея Вязовича.
Самый быстрый и надежный
— Очень рады, что долгий путь — 13 лет! — участия завода в этой престижной гонке завершился заслуженной победой в генеральной классификации грузовиков, — рассказывает Сергей Вязович. — Она сложилась из стабильно успешного выступления на всех девяти этапах: пять вторых мест, три — третьих и одно — первое. Конечно, это заслуга не только моя, штурмана Павла Гаранина и механика Андрея Крагельского, но и всей команды «красных зубров», в составе которой 31 заводчанин. Наш капотный грузовик оказался самым быстрым и надежным на дистанции общей протяженностью более 5 200 км, 2 227 км из которых — спецучастки.
— Какую оценку вы как начальник команды дадите выступлению в гонке грузовиков экипажам Алексея Вишневского и Виталия Мурылева, занявшим в итоговом зачете 6-е и 11-е место соответственно?
— Алексей дважды оказывался в призерах ралли-рейда. Его скорость соответствовала движению лидера. Но сложности, возникшие на трассе, не позволили подняться выше в генеральной классификации. Это и ошибки в навигации, и мелкие технические недочеты. К Виталию особых претензий нет, он был дебютантом гонки, хотя уже поучаствовал на этапах чемпионата России. Ему еще нужно набраться опыта, особенно в пилотировании.
— Вернули ли организаторы внушительный стартовый взнос на участие в «Дакаре-2022», к которому нашу команду не допустили по политическим мотивам?
— Нет, но, если вернемся туда, эти деньги пойдут нам в зачет.
— Каковы перспективы возвращения в легендарный ралли-рейд?
— Конечно, мы хотели бы вновь участвовать в этом гоночном марафоне. Но только на прежних условиях. Без ограничений по национальным символам — с использованием флага, герба, гимна Беларуси, а также логотипа МАЗа. Нас не устроит даже частичное послабление. Только на общих для всех участников соревнований основаниях. Как это и было на «Шелковом пути — 2023», собравшем представителей 21 страны. Думаю, со временем эта гонка станет более рейтинговой, чем «Дакар», на который год спустя не допустили и россиян. Какой интерес мог быть к зрелищной конкуренции грузовиков, если не выступали самые сильные команды — «КАМАЗ-мастер», побеждавший 19 раз в общем зачете, и «МАЗ-СПОРТавто», серебряный и бронзовый призер в 2020-м и 2018-м?
Политические козни
— Но в «Шелковом пути — 2023» соперничали лишь четыре производителя грузовиков, при этом три из них — из России!
— Он открыт для всех типов машин, но опять же, вмешиваются политические силы, и команды из Европы вынуждены отказываться из-за угроз внутри своих стран. Ну а кто теперь соревновался на «Дакаре»? «Ивеко», «Татра» и все, остальное по мелочи. По сути, не было ни одной заводской команды.
— «МАЗ» капотной компоновки уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Почему же до сих пор не запущен в серийное производство?
— Он был на конвейере в начале нулевых, но снят с производства из-за малого спроса. Остались несколько экземпляров в распоряжении «красных зубров» и экспериментального цеха в качестве музейных экспонатов.
— Обращалась ли Беларусь в Международную федерацию автоспорта по поводу отстранения от «Дакара», и каковы в ней наши позиции?
— Точно не скажу, но приведу почти дословно ответ, полученный нами из этой организации: «В случае успешного выступления команды «МАЗ-СПОРТавто» в ралли-рейде на грузовиках Минского автомобильного завода это создаст дополнительную рекламу их производителю, что приведет к возможному увеличению прибыли от продажи автомобилей данной марки. Санкции введены для того, чтобы уменьшить прибыль предприятия. Поэтому ваша команда не может быть допущена к участию в «Дакаре».
Кстати, несмотря на козни политиков Запада, с нами поддерживают отношения соперники всех зарубежных дружин, многие поздравили с победой на «Шелковом пути».
Талисман Вязовича
— На домашней пресс-конференции вы заявили, что за исключением двигателя и элементов подвески все составляющие в капотном грузовике отечественного производства. Возможна ли его полная локализация?
— Использовали двигатель «Катерпиллера», от которого не осталось почти ничего американского. Наши специалисты взяли его за основу и модернизировали в спортивный.
Изначально мощность составляла чуть более 400 л. с., довели свыше чем до 1 000. По регламенту гонки объем мотора ограничили 13 л. У нас такого не было, потому вынужденно взяли за основу поддающийся тюнингу и сделали его гоночным. Так что это не иностранный «движок». О замене на белорусский пока не думали, вполне удовлетворяет имеющийся.
— Какой узел стал самым проблемным у «капотника» на победном «Шелковом пути»?
— Технических сложностей вообще не возникало, не ломались ни разу. Пробивали несколько раз шины, но это нормальная гоночная ситуация. На замене теряешь время, однако здесь скорее вина экипажа.
— В советские годы, помнится, «МАЗ» Геннадия Драбкина выступал, и небезуспешно, в кольцевых гонках в Европе. А с 1998 по 2001 год в карьере под «Стайками» проводили весьма захватывающий трак-триал. Почему бы Беларуси не возродить хотя бы последнее состязание?
— Нужно сосредоточиться на одном направлении. К тому же, это дорогостоящий турнир.
— Как удается совмещать роли ведущего пилота и начальника команды, которую вы возглавили в 2016 году?
— Нравится это дело. Хотя оно и весьма трудоемкое. Самое сложное — найти свободное время для занятий спортом, поддержания нужной физической формы. Приходится делать это в ущерб семье. У меня трое детей: 15-летняя Настя, 13-летний Кирилл и 8-летний Артем. Любимая супруга Мария работает предпринимателем. Маша, по сути, уже мой талисман. Во всем поддерживает. Накануне моего отъезда на «Шелковый путь» в Ушачах проходил этап чемпионата Беларуси в классическом ралли-спринте на легковых авто, и она впервые стала моим штурманом. Дебют оказался для нас победным.
— Вам уже 44 года, возраст для экстремальных гонок предельный…
— Еще повоюем. Пока есть силы, а тем более желаемый результат.
Смотрите также: