1200 90

«Еще повоюем». Сергей Вязович — о гонке «Шелковый путь» и перипетиях «Дакара»

Белорусский экипаж спортивного «МАЗа» впервые стал триумфатором ралли-рейда «Шелковый путь». Как удалось достичь этого результата? Корреспондент агентства «Минск-Новости» взял эксклюзивное интервью у пилота и начальника команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергея Вязовича.

vyazovich

Самый быстрый и надежный

— Очень рады, что долгий путь — 13 лет! — участия завода в этой престижной гонке завершился заслуженной победой в генеральной классификации грузовиков, — рассказывает Сергей Вязович. — Она сложилась из стабильно успешного выступления на всех девяти этапах: пять вторых мест, три — третьих и одно — первое. Конечно, это заслуга не только моя, штурмана Павла Гаранина и механика Андрея Крагельского, но и всей команды «красных зубров», в составе которой 31 заводчанин. Наш капотный грузовик оказался самым быстрым и надежным на дистанции общей протяженностью более 5 200 км, 2 227 км из которых — спецучастки.

— Какую оценку вы как начальник команды дадите выступлению в гонке грузовиков экипажам Алексея Вишневского и Виталия Мурылева, занявшим в итоговом зачете 6-е и 11-е место соответственно?

— Алексей дважды оказывался в призерах ралли-рейда. Его скорость соответствовала движению лидера. Но сложности, возникшие на трассе, не позволили подняться выше в генеральной классификации. Это и ошибки в навигации, и мелкие технические недочеты. К Виталию особых претензий нет, он был дебютантом гонки, хотя уже поучаствовал на этапах чемпионата России. Ему еще нужно набраться опыта, особенно в пилотировании.

— Вернули ли организаторы внушительный стартовый взнос на участие в «Дакаре-2022», к которому нашу команду не допустили по политическим мотивам?

— Нет, но, если вернемся туда, эти деньги пойдут нам в зачет.

— Каковы перспективы возвращения в легендарный ралли-рейд?

— Конечно, мы хотели бы вновь участвовать в этом гоночном марафоне. Но только на прежних условиях. Без ограничений по национальным символам — с использованием флага, герба, гимна Беларуси, а также логотипа МАЗа. Нас не устроит даже частичное послабление. Только на общих для всех участников соревнований основаниях. Как это и было на «Шелковом пути — 2023», собравшем представителей 21 страны. Думаю, со временем эта гонка станет более рейтинговой, чем «Дакар», на который год спустя не допустили и россиян. Какой интерес мог быть к зрелищной конкуренции грузовиков, если не выступали самые сильные команды — «КАМАЗ-мастер», побеждавший 19 раз в общем зачете, и «МАЗ-СПОРТавто», серебряный и бронзовый призер в 2020-м и 2018-м?

r3n 4681 x5 2048x1366 1

 

Политические козни

— Но в «Шелковом пути — 2023» соперничали лишь четыре производителя грузовиков, при этом три из них — из России!

— Он открыт для всех типов машин, но опять же, вмешиваются политические силы, и команды из Европы вынуждены отказываться из-за угроз внутри своих стран. Ну а кто теперь соревновался на «Дакаре»? «Ивеко», «Татра» и все, остальное по мелочи. По сути, не было ни одной заводской команды.

— «МАЗ» капотной компоновки уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Почему же до сих пор не запущен в серийное производство?

— Он был на конвейере в начале нулевых, но снят с производства из-за малого спроса. Остались несколько экземпляров в распоряжении «красных зубров» и экспериментального цеха в качестве музейных экспонатов.

— Обращалась ли Беларусь в Международную федерацию автоспорта по поводу отстранения от «Дакара», и каковы в ней наши позиции?

— Точно не скажу, но приведу почти дословно ответ, полученный нами из этой организации: «В случае успешного выступления команды «МАЗ-СПОРТавто» в ралли-рейде на грузовиках Минского автомобильного завода это создаст дополнительную рекламу их производителю, что приведет к возможному увеличению прибыли от продажи автомобилей данной марки. Санкции введены для того, чтобы уменьшить прибыль предприятия. Поэтому ваша команда не может быть допущена к участию в «Дакаре».

Кстати, несмотря на козни политиков Запада, с нами поддерживают отношения соперники всех зарубежных дружин, многие поздравили с победой на «Шелковом пути».

Талисман Вязовича

ppp

— На домашней пресс-конференции вы заявили, что за исключением двигателя и элементов подвески все составляющие в капотном грузовике отечественного производства. Возможна ли его полная локализация?

— Использовали двигатель «Катерпиллера», от которого не осталось почти ничего американского. Наши специалисты взяли его за основу и модернизировали в спортивный.

Изначально мощность составляла чуть более 400 л. с., довели свыше чем до 1 000. По регламенту гонки объем мотора ограничили 13 л. У нас такого не было, потому вынужденно взяли за основу поддающийся тюнингу и сделали его гоночным. Так что это не иностранный «движок». О замене на белорусский пока не думали, вполне удовлетворяет имеющийся.

— Какой узел стал самым проблемным у «капотника» на победном «Шелковом пути»?

— Технических сложностей вообще не возникало, не ломались ни разу. Пробивали несколько раз шины, но это нормальная гоночная ситуация. На замене теряешь время, однако здесь скорее вина экипажа.

— В советские годы, помнится, «МАЗ» Геннадия Драбкина выступал, и небезуспешно, в кольцевых гонках в Европе. А с 1998 по 2001 год в карьере под «Стайками» проводили весьма захватывающий трак-триал. Почему бы Беларуси не возродить хотя бы последнее состязание?

— Нужно сосредоточиться на одном направлении. К тому же, это дорогостоящий турнир.

— Как удается совмещать роли ведущего пилота и начальника команды, которую вы возглавили в 2016 году?

— Нравится это дело. Хотя оно и весьма трудоемкое. Самое сложное — найти свободное время для занятий спортом, поддержания нужной физической формы. Приходится делать это в ущерб семье. У меня трое детей: 15-летняя Настя, 13-летний Кирилл и 8-летний Артем. Любимая супруга Мария работает предпринимателем. Маша, по сути, уже мой талисман. Во всем поддерживает. Накануне моего отъезда на «Шелковый путь» в Ушачах проходил этап чемпионата Беларуси в классическом ралли-спринте на легковых авто, и она впервые стала моим штурманом. Дебют оказался для нас победным.

— Вам уже 44 года, возраст для экстремальных гонок предельный…

— Еще повоюем. Пока есть силы, а тем более желаемый результат.

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Одна клиентка следила за мужем, другая переодевалась на ходу. Минский таксист — о пассажирах

«Женщина попросила догнать машину, в которой сидел ее супруг с любовницей». Столичный таксист поделился забавными историями из практики и рассказал, что раздражает водителей в поведении пассажиров. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

depositphotos 316707640 s

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

«Докурим кальян и выйдем»

Больше всего, по признанию таксиста Вадима, водителей раздражает длительное ожидание пассажиров, поездка с которыми будет весьма короткой. Оно часто переваливает за «бесплатные» несколько минут и становится томительным.

— Бывает, сижу и думаю: «Ну вот, за эти десять минут, в течение которых я стою под подъездом, я бы уже доехал до места назначения». А когда человек наконец появляется на горизонте, аргумент всегда один: мол, я за это плачу деньги. Раздражает и огорчает такое отношение к таксистам. Некоторые воспринимают водителей как прислугу. Нет человечности и понимания, — делится мужчина.

Собеседник отмечает: если каждый из пассажиров не будет спешить, то при 20 заказах (каждый раз по пять минут у подъезда), таксист потратит впустую 1,5 часа. А ведь за это время можно было «закрыть» поездки три-четыре. К счастью, такие ситуации — редкость. Наряду с теми, кому торопиться некуда, находятся и минчане, которые садятся в салон авто, как только транспорт подъезжает. Особенно это характерно для пассажиров, нацеленных на длительную поездку.

— Еще таксистов раздражает, когда человек находится на проспекте и вызывает машину не на остановку, хотя она рядом. Тормозить посреди дороги в час пик ни один адекватный водитель не станет, — рассказывает Вадим.

Если выполнить прихоть клиента, в лучшем случае все закончится отборными ругательствами остальных участников дорожного движения. В худшем — очевидно, аварией.

Собеседник отмечает, что есть и другая категория любителей проспектов. Они в качестве точки, что отрадно, указывают остановку. Только вот появиться на ней могут не сразу — возвращаемся к вопросу ожидания. У Вадима как-то даже была такая ситуация, когда ему сообщили: «Мы в заведении рядом. Выйдем, когда докурим кальян». И случилось это в час пик.

2149149653

Фото носит иллюстративный характер, freepik.com

— Есть, кстати, еще один момент, совсем скоро он станет злободневным. Я говорю о пассажирах, которые не отряхивают куртку и ботинки от снега, когда садятся в салон. «Летняя альтернатива» этим гражданам — минчане, которые едут с пляжа все в песке. Вот с этой категорией у меня даже связано неприятное воспоминание, — делится Вадим.

Таксист как-то вез маму с ребенком с Минского моря. Высадив их, со спокойной душой поехал на следующий заказ. Прибыл на точку. Пассажир открыл дверь и замешкался, все не садился. Когда собеседник обернулся, чтобы проверить, в чем дело, то увидел, как минчанка вытирала сидение — после предыдущих пассажиров оно было усыпано песком.

— Мне так стыдно было, словами не передать. Вышел, все вытер, извинился, но все-равно какая-то неловкость осталась, — говорит таксист.

Как в сценах из кино

За время работы Вадим пару раз становился героем забавных историй с участием пассажиров. Например, как-то он вез девушку-аниматора на детский утренник. Она опаздывала, поэтому спросила у водителя разрешение переодеть колготки прямо в машине во время поездки. Вадим посмеялся, но разрешил.

— Еще как-то была история — я просто стоял во дворах, курил, и ко мне подбежала женщина. Спросила, сколько стоит час работы. Я ответил. Незнакомка сказала, что все оплатит и сообщила, что «будем сидеть в засаде». Как оказалось, она хотела проследить за мужем. По ее рассказам, он тогда должен был встречаться с любовницей, — рассказывает мужчина.

Дальше, как подмечает собеседник, все было как в знаменитых киношных сценах: они ехали за авто, в котором сидела парочка. После таксист женщину высадил, а она побежала разбираться с неверным супругом.

такси

Фото носит иллюстративный характер

Табу на нетрезвых

В противовес веселым историям в арсенале таксиста есть и порядком грустные. Правда, негативный опыт взаимодействия с пассажирами, как признается сам водитель, у него минимальный. Во многом этому способствует один из принципов мужчины: пьяных минчан таксист старается не брать. Правда, если веселый пассажир оказывается в сопровождении второго, трезвого, то Вадим без проблем едет.

— В качестве исключения как-то повез парня, широкоплечего, высокого, разумеется, под градусом, с его не пившей в тот вечер миниатюрной девушкой. Запомнился этот случай надолго, — смеется Вадим. — Пассажир этот в дороге заснул, а дама не могла его разбудить. Попросила дотащить ее избранника до третьего этажа, даже заплатить предлагала. Мне стало ее жалко, согласился, только денег не взял.

Спрашиваю водителя, часто ли встречаются конфликтные пассажиры. Собеседник отвечает, что в этом вопросе многое зависит от поведения самого таксиста: если ты совершенно спокоен, не провоцируешь перепалку, вежливо общаешься, то и желания поругаться с тобой не будет. Более того, будучи уравновешенным, на каких-то моментах ты просто не заостряешь внимание. Плюс ко всему, адекватно аргументируешь, допустим, запрет на курение в салоне авто. Предлагаешь альтернативу: остановиться во дворах, чтобы пассажир мог выйти, утолить «никотиновый голод», а после снова забраться в машину.

— Справедливости ради, и водители есть разные. Некоторые сами проявляют неуважение, а потом стремятся обвинить в конфликте того, кто заказывал авто. Мне как-то девушка рассказывала, что один такой таксист открыл окно и курил прямо при ней, — делится Вадим.

depositphotos 199631946 s

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

«А это что, не деньги?»

С хамами мы разобрались, теперь коснемся хитрых пассажиров — в такси периодически встречаются и такие. Некоторые из них намеренно не предупреждают водителя о том, что купюра у них крупная.

— Однажды вез девушку, а там цена поездки, как сейчас помню, была 3,3 рубля. Мы прибыли на точку назначения, и она протягивает мне 100 рублей. Я спрашиваю, нет ли у нее купюры поменьше. Она в ответ выдает: «А это что, не деньги?», — говорит собеседник.

По поведению девушки Вадим понял, что она не обсуждала с ним этот момент намеренно, в надежде, что у него не будет сдачи. Только вот она нашлась — у мужчины в кассе обычно достаточно денег, чтобы выйти из такой ситуации. За столь откровенную наглость таксист стал отсчитывать нужную сумму по 5 рублей, хотя купюры крупнее, справедливости ради, у него были. А финальные 1,7 рубля он собирал по 5–10 копеек.

— Она, конечно, резко изменилась в лице. Ну а как еще реагировать на обесценивание чужого труда? В ее понимании, я почему-то должен был поработать бесплатно. Такое отношение всегда возмущает, — заключил Вадим.

Средняя зарплата в Минске в октябре составила 3 149,4 рубля

Номинальная начисленная средняя заработная плата работников столицы в октябре составила 3 149,4 рубля, а средняя зарплата по Беларуси — 2 363,4 рубля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления г. Минска.

dsc03116 kopiya

По сравнению с сентябрем показатель в столице вырос на 91,1 рубля, а в республике — на 49,5 рубля.

Как и прежде, лидерство по начисленной средней заработной плате в Минске за работниками сферы информации и связи — 6 517,1 рубля. Второе место занимают специалисты, которые трудятся в сфере финансовых услуг и страхования — 4 416,4 рубля. Замыкают тройку лидеров работники сферы строительства — 3 495,4 рубля.

В Минской области номинальная начисленная заработная плата составила 2 406,2 рубля, Гомельской — 2 134,6 рубля, Гродненской — 2 111,9 рубля, Брестской — 2 110,9 рубля, Витебской — 1 988,6 рубля, Могилёвской — 1 974,6 рубля.

По видам экономической деятельности самые высокие заработные платы в стране у работников сферы информации и связи — 5 646,6 рубля, финансовой и страховой деятельности — 3 578,9 рубля. Далее строительство со средней зарплатой 2 951,5 рубля, профессиональная, научная и техническая деятельность 2 919,4 рубля, промышленность 2 622,8 рубля, транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность 2 463,7 рубля.