Фильм «Тридцать три» 1966 года всего лишь две недели поколесил по кинотеатрам СССР — и сразу попал в категорию запрещенных не без участия советских космонавтов Юрия Гагарина и Алексея Леонова. Почему так случилось, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В городке Верхние Ямки, в полости рта совершенно обычного технолога завода безалкогольных напитков Ивана Травкина, стоматолог обнаруживает 33 зуба. Героя везут в Москву, где о нем пишет пресса, он становится популярен. А потом присоединяется к международной научной конференции! Его собираются отправить в первый космический полет, результатом которого станет контакт с внеземными цивилизациями.
Подлог и ухищрения
Георгий Данелия
В середине 1960-х режиссер Георгий Данелия решил снять приключенческое кино. В 1962-м вышла его лента «Путь к причалу» по повести моряка, известного литератора Виктора Конецкого, ранее написавшего сценарий фильма «Полосатый рейс» (1961). Постановщик пригласил его в соавторы для осуществления новой задумки. Приятели сели за создание истории о нападении на корабль в океане, с которого крадут все подручные средства, питание, даже аккумуляторы, но команда благодаря смекалке достигает берега. На каком-то этапе дело застопорилось. Еще один автор, Валентин Ежов, сценарист ленты «Баллада о солдате» (1959), предложил коллегам отложить корабельную ленту и попробовать реализовать сатирическую идею о человеке, у которого обнаруживают 33 зуба. Не то чтоб от такой новости люди способны испытать священный ужас, но наверняка могли ждать чудес, видеть в этом нечто потустороннее, а поскольку началась космическая эра, то происхождение сверхкомплектного зуба легко увязывалось в воображении с инопланетянами.
Ухватившись за сюжет, троица на несколько месяцев укатила в Ялту работать над сценарием. Успешные советские кинематографисты могли себе такое позволить. Когда материал написали, перечитали, поняли: многие сцены обречены на дальнейшее удаление цензурой. Тогда решили дополнить текст намеренно утрированными эпизодами, чтоб редакторы именно их вырезали, а на остальные перегибы не обратили внимание. Так и вышло. Проверяющие удалили линию, в которой главного героя бесконечно вызывают на беседы в КГБ, допытываются, не шпион ли он, и нет ли в 33-м зубе специального радиопередатчика. А остальные эпизоды оставили! Такой подлог кажется неправдоподобным, но он действительно работал в ту пору!
Крамаров и другие
Роль Травкина соавторы писали для Юрия Никулина. Но так совпало, что он уехал с цирком на длительные зарубежные гастроли. Конецкий, после «Полосатого рейса», считал Евгения Леонова гением актерского мастерства. Захотел доверить главную роль ему. Поскольку предложений поучаствовать в разных лентах у артиста оказалось более чем достаточно, Евгений Павлович (видимо, чтоб отказали и забыли про него) запросил оплату по первой категории. А это 56 рублей за съемочный день, огромные деньги, половина месячной зарплаты в театре! Данелия возмутился алчности исполнителя. Но, сходив на спектакль с его участием «Дни Турбиных», понял правоту Конецкого, и уже приготовился доплачивать артисту из своего кармана. Однако, после внимательного прочтения сценария, Леонов дал согласие работать за умеренные деньги. Не обладая слухом и вокальными данными, он даже спел в кадре песенку «На речке, на речке, на том бережочке…».
Режиссеру показалось, что этого эпизода не хватает для окончательного формирования характера персонажа. Почему именно этот народный хит? Дело в том, что, проходя службу в армии, будущий постановщик, чтоб избежать тягот солдатской службы, записался в самодеятельность. И именно данное произведение ему приходилось исполнять десятки раз на всевозможных смотрах. Зрителям казалось это забавным слушать из уст солдата. И тут подобное пение выглядело и проникновенно и, в то же время, комично. Это и нужно было!
Актеров на многие другие роли подбирали, что называется, на сопротивление из очевидных антитипажей. Очень красивая в те годы Ирина Скобцева стала на экране психотерапевтом Верой Фёдоровной. А Инна Чурикова, девушка с нетипичной внешностью, — соблазнительницей Розочкой. Сначала постановщик отверг ее кандидатуру. Но второй раз она пришла при полном макияже, с накинутым на плечо шарфом, и ее утвердили на роль.
Не менее заведомо потешно выглядел Фрунзик Мкртчян в образе профессора Брука. Как и Владимир Басов, сыгравший директора музея, уговаривающего Травкина завещать его учреждению челюсть, а лучше череп целиком!
И конечно, вишенкой на торте в череде антитипажей стал Савелий Крамаров, перевоплотившийся в модного поэта Хомутова, дымящего курительной трубкой! Явная пародия на Вознесенского!
Исключительно по халатности
Кино снимали в Ростове Ярославской области и в самом Ярославле. На экране очень точно показана атмосфера советского провинциального городка середины ХХ века: купола церквушек, вросшие в землю избы, административные здания в двухэтажных дореволюционных постройках.
Что примечательно, премьера кино состоялась в день рождения Ленина, 22 апреля 1966 года. И сразу после нее поднялась волна возмущений. Как отмечал в своем дневнике руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин, первый космонавт Юрий Гагарин и первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов сочли картину издевательством над их героической профессией. По их мнению, в сюжете все обставлено так, будто любой прохожий без подготовки может выйти на орбиту. Их обеспокоенность тоже можно понять. В ответ на реакцию, руководители центра полетов посмотрели фильм, но ничего крамольного в нем не нашли. С подачи уважаемых легенд советской космонавтики, или без их участия, главный идеолог страны Михаил Суслов, увидев в ленте кортеж (автомобиль «Чайка» в сопровождении эскорта мотоциклистов), узрел в этом насмешку над недавней встречей космонавтов Леонова и Беляева, да и в целом над правительственными церемониями. На требование вырезать эпизод, Данелия ответил отказом. Тогда фильм положили на полку. Но произошло невообразимое. Кино уже несколько недель колесило по городам и весям. То ли приказ прозвучал невнятно, или бесхозяйственность в сфере кинопроката достигла апофеоза. Словом, сотни из тысяч копий не были изъяты и продолжали колесить по сельским клубам, воинским частям и кинотеатрам за пределами Москвы в 1960–1970-е годы. Сам постановщик признался, что однажды, в середине 1980-х, на встрече со зрителями решил посетовать: его картина «Тридцать три» двадцать лет пролежала на полке. В ответ на это в зале поднялся смех. Большая часть зрителей видела «сверхзакрытый» фильм в разные годы! Хоть по телевизору его начали демонстрировать после начала горбачёвской перестройки.
Лента стала последней черно-белой в фильмографии постановщика. Что примечательно, начиная с нее, Евгений Леонов снимался во всех последующих картинах Георгия Данелии. Альянс двух одаренных людей и их коллег оставил для нас целую череду выдающихся фильмов: «Афоня», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!» и др.
Еще материалы рубрики:
Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров
«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок
В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»
«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света
«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера