«Это ветром задуло». Экологи устроили проверку машинам, везущим отходы на полигон «Прудище»
Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в рейде с экологами на полигоне «Прудище» и узнали, что предприятия вывозят туда на захоронение.
Когда-то люди не задумывались о том, что не любому мусору место на свалке. Но времена меняются, как и отношение к отходам. Извлекать из них вторсырье начали уже давно, эта практика существует во многих государствах. Беларусь не исключение. В нашей стране захоронение вторичных материальных ресурсов запрещено.
— Каждое предприятие обязано иметь инструкцию по обращению с отходами, в которой четко прописан порядок работы с ними, — объясняет начальник отдела оперативного контроля по Заводскому, Октябрьскому, Советскому районам Минска Мингоркомприроды Дмитрий Шунькин. — Все они должны быть отсортированы и вовлечены в хозяйственный оборот. В случае нарушения этого правила предусмотрена административная ответственность.
Как выявляют нарушителей? Отслеживать, что везут на захоронение, должны контролеры полигона. Если в кузове обнаруживаются вторсырье или отходы, не указанные в сопроводительных документах, такой машине въезд на полигон запрещен. Специалисты Мингоркомприроды в свою очередь регулярно проводят рейды по контролю за недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов. Они еженедельно выезжают на полигоны «Прудище» и «Тростенецкий» и проверяют содержимое прицепов и кузовов въезжающей на свалки техники.
Во время одного из таких рейдов к экологам присоединились и мы. Отправились с ними на полигон «Прудище» УП «Экорес», что в районе Колядичей. Он принимает на захоронение исключительно промышленные отходы.
В 10:30 мы на месте и тут же становимся свидетелями того, как машину заворачивает контролер полигона. Причина — картонные коробки в кузове. В сопроводительных документах же указано, что водитель везет на захоронение старую наждачную бумагу и промасленную ветошь. Про картон, который, кстати, относится к вторсырью, — ни слова.
Сам водитель объясняет: поскольку везет два вида отходов разных классов опасности, хотя бы один из них по правилам должен быть упакован. Ему рекомендуют использовать в качестве тары специальные мусорные пакеты и внести их в документы. Когда все это будет сделано, он сможет вернуться на полигон.
На въезде останавливается трактор с прицепом. Содержимое соответствует паспорту — уличный смет. К грузу нет претензий, поэтому транспортное средство пропускают на полигон.
По гравийной дороге неспешно подъезжает следующая машина. Внутри — мукомольные отходы, как и заявлено в сопроводительных документах. Без проблем на свалку проезжают еще несколько груженых автомобилей, в них — клееная фанера от старых парт и стульев, отходы кожевенного производства из Гатово, старые железнодорожные шпалы…
А вот к грузовику с отходами полиграфии у проверяющих есть вопросы: из-под брезента, которым накрыто содержимое кузова, выглядывает кусок полиэтиленовой пленки. Водителя просят показать, что везет. Когда тот приподнимает брезент, обнаруживаем: помимо заявленных обрезков и другого полиграфического мусора внутри несколько крупных кусков полиэтилена.
— Это ветром задуло, пока сюда ехал, — пытается отшутиться водитель.
Но как попало в прицеп вторсырье, экологов не волнует. Пропускают водителя только после того, как полиэтилен из кузова переложили в кабину. После выгрузки водитель увозит эту пленку с собой.
По словам Д. Шунькина, сейчас попыток провезти на захоронение вторсырье меньше, чем, к примеру, 5–7 лет назад. Целенаправленная работа всех заинтересованных служб и ведомств, в том числе рейдовые мероприятия, дает результат. Люди становятся более дисциплинированными, понимая, что за такие нарушения их ждет наказание рублем.
И все же работы у экологов в этом направлении еще хватает.
Справочно
За неразделение отходов по видам предусмотрена административная ответственность — предупреждение либо штраф от 5 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 10 до 1 000 базовых.
Фото Сергея Лукашова