Эту постановку отвергало Госкино, но фильм все-таки сняли. Он принес прибыль, превышавшую бюджет картины в 6 раз
На экранизацию «Угрюм-реки» выделили 240 тыс. рублей — ничтожно мало. Но, несмотря на это, четырехсерийный сериал возымел успех и принес прибыль, превышавшую бюджет в шесть раз. О съемках картины — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Конец XIX — начало XX века. Умирая, пожилой Данила Громов признается сыну Петру, что в молодые годы занимался грабежами и нажил состояние. Указывает место, где спрятал краденое добро. Петр вкладывает полученные средства в предпринимательство. Его сын Прохор успешно помогает в коммерческих делах. Оба влюблены в Анфису Козыреву, которая пользуется их чувствами. Несчастья в семье Громовых случаются одно за другим. Словно зло, содеянное когда-то Данилой, преследует их род.
Отказ и удача
В 2019-м режиссер Юрий Мороз снимал под Минском на натурплощадке киностудии «Беларусьфильм» новую экранизацию романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Построенные декорации существуют по сей день, их используют для иных проектов. Премьера вызвала много споров. Кому-то приглянулось новое кинопрочтение книги, а кто-то посчитал, что четырехсерийную версию 1968 года нельзя превзойти.
У некоторых литераторов сюжеты и герои — плод авторской фантазии. Других можно назвать собирателями фактуры. К таким относился Шишков. Еще в 1890-х он, работая в Томском округе, познакомился с потомком енисейского купеческого рода. Тот много рассказал будущему романисту о жизни золотопромышленников. Писатель 20 лет совершал экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Нижней Тунгуске, общался с людьми, накапливая материал.
В 1928 году вышла первая часть романа. В 1933-м свет увидела окончательная версия. Книгой, полной страстей, предательств и любви, зачитывались. Но экранизировать ее не собирались: история о русском капитализме не укладывалась в повестку соцреализма. Даже в 1967 году, когда режиссер Свердловской киностудии Ярополк Лапшин подал заявку на фильм по мотивам романа, в Госкино СССР ему отказали, посоветовав снимать о революции или Великой Отечественной.
Как раз в ту пору начиналась эпоха советского многосерийного телевизионного кино. Гостелерадио СССР заинтересовалось идеей саги о Громовых и предложило Лапшину снять четырехсерийную картину для эфира.
Свердловская киностудия была открыта в период войны для съемок документалистики. Первую художественную ленту там выпустили лишь в 1957-м. Но на проекты, способные задействовать все мощности кинофабрики, заказов из столицы не поступало. И вдруг удача: многосерийный фильм, который может стать визитной карточкой организации и режиссера!
Ярополк Леонидович вместе с литератором Валентином Селивановым взялись за написание сценария. Роман (двухтомник) требовалось как-то спрессовать в четырехсерийку. В результате линии из первой книги растянули на три серии, а вторая уместилась в четвертую. Ведь залог успеха любой экранизации не в точной иллюстрации написанного. В ленте должен оставаться дух произведения. На этапе сценария у соавторов получилось его сохранить.
Просьба звезды
Когда в СССР шла речь о кино для большого экрана, бюджеты нередко исчислялись миллионами советских рублей. Телефильмы финансировали скромнее. На четыре серии Москва выделила всего 240 тыс. рублей. Это ничтожно мало. Например, лента Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» стоила 4 млн рублей.
Лапшин не мог пригласить знаменитых актеров, так как ставка одного их съемочного дня могла составлять до 56 рублей в день, а их могло быть и сто! Пришлось создавать своих звезд. До этой картины Людмила Чурсина снималась немало, но звездой советского экрана стала именно после «Угрюм-реки». Постановщик ее увидел в ленте «Донская повесть» (1964) и сразу понял, что не найдет никого интереснее на роль Анфисы. Чувственная женщина с внутренним накалом заворожила мужское население страны.
Впрочем, звезды в картине все же снимались, но в необычном амплуа. Александр Демьяненко (он же Шурик из фильмов Гайдая) родом из Свердловска. Он приехал повидаться с родителями. Узнав, что на местной студии снимают кино по одной из любимых книг, отправился к постановщику и попросил задействовать его. Образ комика ему уже тогда изрядно поднадоел. Лапшин предложил гротескную роль провинциального франта — приказчика Ильи Сохатых.
Деда Данилу Громова, заработавшего миллионы грабежами, сыграл Афанасий Кочетков. В нем чувствовалась крепкая сибирская порода.
Образ его сына Петра предложили примерить на себя Виктору Чекмарёву. Это стало неожиданностью. Артист играл в кино негодяев: на экране вечно был то мошенником, то предателем, то уголовником. Лапшин знал его потенциал, так как тот долго работал в театрах.
Роль младшего из Громовых, Прохора, предложили Георгию Епифанцеву (отец ныне известного Владимира Епифанцева).
Артист с белорусскими корнями Евгений Весник воплотил Амбреева, а уроженец Слуцка Григорий Гецов появился в кадре в качестве доктора, фамилия которого в повествовании не упомянута.
Признали ошибку
У группы не было средств ехать в Сибирь в экспедицию. Оказалось достаточно среднеуральского колорита. Ленту снимали под Свердловском рядом с рекой Чусовой. Кстати, Угрюм-реки на карте не существует. Это вымышленное название Шишков взял из сибирских песен. В романе описана река Нижняя Тунгуска, находящаяся в Восточной Сибири.
Как и в 2019 году, в 1968-м в месте съемок построили много декораций, возвели целое село. Эти сооружения позже киношники многократно использовали в других проектах.
Фактурный Епифанцев, по свидетельствам очевидцев, «хромал» в вопросах дисциплины. В некоторые съемочные дни он просто не являлся на площадку. Артист то улетал к невесте в Москву, то еще куда-либо, никого не предупреждая. Но было поздно заменять его в середине проекта. Тем более с ролью он прекрасно справлялся и гармонично смотрелся в кадре с высокой статной Чурсиной.
Картину приняли руководители Гостелерадио почти без замечаний. Премьерный показ по Первой программе ЦТ состоялся в апреле 1969-го. Вся страна ожидала развязки волнующей детективной истории. Когда сериал возымел успех, в Госкино СССР поняли ошибку и попросили смонтировать двухсерийную версию для проката. В результате за год показа в кинотеатрах по всему Союзу фильм принес прибыль, превышавшую бюджет картины в шесть раз. Сюжет, конечно, притягательный, но, по мнению большинства зрителей и критиков, самая сильная сторона этой ленты — яркие актерские работы.
Еще материалы рубрики:
Фильм-катастрофа о крушении целой страны. Как снималась картина «Остановился поезд»
Почему Ивану Пырьеву не понравился фильм, снятый по повести Достоевского с Марчелло Мастроянни
Вместо Евстигнеева сыграл Ролан Быков: как снимали выстраданный дебют Германа «Проверка на дорогах»
Роль Ефремова должен был сыграть Охлобыстин. Как снимали сериал «Граница: Таежный роман»
Смоктуновский был против роли главаря мафии, а в итоге переиграл Абдулова. Как снимали фильм «Гений»