1200 90

Как одевалось привилегированное сословие на территории Беларуси

После языка важнейшей этнической приметой считается костюм: он отражает менталитет, характер, уровень духовной и материальной культуры народа. Впервые эволюцию одежды основных социально-сословных групп городского и сельского населения Беларуси с раннего средневековья до современности проследили ученые-этнологи Валентина Белявина и Любовь Ракова в фундаментальной работе «Белорусский костюм». Исследователи собрали огромный материал. Корреспондент агентства «Минск-Новости» попросила старшего научного сотрудника отдела народоведения Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидата исторических наук Валентину Белявину совершить небольшую экскурсию в прошлое и дать представление о том, как одевалось привилегированное сословие.

Belyavina Valentina Nikolaevna copy

Влияние восточно-византийских традиций

Парадно-церемониальный костюм князей и княжеской знати на территории Беларуси до конца XIII века развивался под влиянием восточно-византийских традиций. Этому содействовали древние торговые пути, пролегавшие через Беларусь, принятие христианства, родственные связи полоцких князей с византийским императорским двором. Характерные черты как мужского, так и женского византийско-древнерусского парадного костюма – закрытые верхние и нижние конечности, грудь, плечи.

75 copy

Парадно-церемониальный княжеский костюм XI века

Сочетание длинной одежды с роскошью шелковых и парчовых восточных тканей, затканных или вышитых золотыми либо серебряными нитями, обилие ювелирных украшений, пышность декоративной отделки подчеркивали богатство и божественное происхождение княжеской власти, символом которой была пурпурная мантия на горностаевой подшивке с застежкой-фибулой на правом плече.

22 copy 1

Парадный костюм времен древнерусского государства: «Владимир и Рогнеда». Художник А. Лосенко

Повседневный костюм князей и знати был более простым и удобным. Он состоял из рубахи, нешироких штанов, верхней распашной одежды типа кафтана, шапки со сферическим верхом и меховой опушкой, безрукавного плаща – корзно.

В XIII веке под воздействием промышленного и торгового развития городов в Западной Европе длинная, византийского покроя одежда феодальной знати сменилась принципиально новым типом мужского костюма, известного под названием «готический европейский костюм». Его отличали короткий облегающий жакет, узкие штаны-чулки из эластичного сукна, кожаная обувь с низким голенищем и длинными острыми носами, шляпа с высокой тульей и узкими полями.

Влияние Европы и местные традиции

В XIII – первой половине XIV века белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. Феодалы, которые формировали военно-служилое сословие, постепенно стали именоваться шляхтой. Понятие «шляхта» (от нем. slahte – род, порода) объединяло в единое сословие магнатов, владевших огромными земельными угодьями, владельцев поместий и деревень с зависимыми крестьянами, обедневших безземельных представителей служилого сословия, своими силами обрабатывающих землю.

Kazimir 4 s suprugoy copy

Королевский костюм с жупаном и делией середины XV века: «Король польский и великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик с супругой среди бернардинцев»

Согласно историческим источникам, великий князь Витовт в конце XIV – начале XV века и его придворные носили как местные, так и западноевропейские наряды. Однако массовое распространение на территории ВКЛ среди знати различных форм западноевропейского костюма исследователи связывают со временем правления Сигизмунда I Старого и приездом в Польшу из Италии его второй жены Боны Сфорцы. С нею прибыли и приглашенные Сигизмундом архитекторы, скульпторы, поэты, ученые.

73 copy

Портрет Сигизмунда I Старого в капюшоне

74 copy

Костюм по польско-литовской моде. Бона Сфорца

Западноевропейское влияние на костюм ВКЛ усилилось при Сигизмунде II Августе. В книгах счетов его двора за 1544–1567 годы зафиксированы три группы стилистически разных костюмных комплектов. К первой относились костюмы по местной польско-литовской моде, вторую составляли по итальянской и испанско-немецкой моде, третью – по венгерской моде. Дворцовую и европейскую моду подхватывали богатые горожане. Беднейшая часть горожан одевалась в основном в местных народных традициях.

shlyahta pervaya polovina 16 veka copy

Шляхта, первая половина XVI века

В XVI веке в Европе самой влиятельной стала испанская дворцовая мода, сформировавшаяся под жестким диктатом католической церкви, запрещавшей женщине открывать шею, руки и ступни ног. Особенностями этого костюма, затягивавшего фигуру женщины, как в футляр, были колоколообразная юбка на обручах из ивовых прутьев, проволоки или китового уса, туго затянутая корсетом грудь, узкие рукава с буфами на плечах и круглый, накрахмаленный воротник-фреза, на котором голова лежала как на блюде.

32 copy 2

Костюм по испанско-австрийской моде. Портрет Констанции Австриячки, второй жены короля Жигимонта III Вазы

34 copy 2

Костюм по испанско-польской моде. Портрет Катажины Острожской

80 copy

Костюм по испанско-польской моде. Портрет Гризельды Сапеги

Мужчины носили короткие обтягивающие кафтаны, подбитые ватой в области груди и плеч, и воротник-фрезу, мода на который продержалась в Европе до 1630-х годов. Костюм украшали серебряными и золотыми пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом.

18 copy

Костюм с воротником-фрезой горожанина Речи Посполитой. Портрет Генриха Стробанда Старшего

В середине XVI века в Европе стала распространяться немецкая мода. На мужском и женском костюме появились многочисленные разрезы-насечки для демонстрации богатства тонких тканей подкладки и нижних одежд. Разрезы делали на головных уборах и даже перчатках, чтобы продемонстрировать драгоценные кольца и перстни. Для дворцовой женской моды того времени характерны пышные съемные рукава, украшенные многочисленными насечками, золотой вышивкой, драгоценными камнями. При помощи завязок и заколок их прикрепляли к лифу то одного, то другого платья, что позволяло разнообразить гардероб.

83 copy

Костюм по испанско-немецкой моде. Елизавета Австрийская

85 copy

Костюм по испанско-немецкой моде. Барбара Радзивилл

С XVII века на мужской костюм европейской знати сильное влияние стал оказывать французский придворный костюм. Он состоял из короткой курточки-пурпуэна с завышенной незафиксированной талией и расклешенными полами, большого отложного воротника, украшенного кружевом, пышных рукавов и кружевных манжет-раструбов. Зауженные вниз штаны заправляли в сапоги, отвороты голенищ которых тоже украшали кружевом.

1 copy 3

Западноевропейский дворцовый костюм. Портрет Владислава Доминика Острожского

44 copy

Западноевропейский дворцовый костюм. Портрет Альбрехта Станислава Радзивилла

28 copy

Западноевропейский дворцовый костюм. Портрет Януша Радзивилла

Если костюм знати ВКЛ развивался в русле европейской дворцовой моды, то костюм служилой шляхты в XVI–XVIII веках сохранял восточно-византийские черты, постоянно пополняясь во время войн и стычек с татарами и турками предметами их одежды. Для этого костюма характерен длинный, расширенный книзу от линии талии силуэт. На рубаху и штаны шляхтичи надевали подпоясанный жупан, а сверху различные виды верхней одежды (делии, ферези, газуки, чуги, чамары, шубы и т. д.) из восточных узорчатых тканей, подбитые мехом рыси, бобра, куницы, белки, лисы.

sluzhilaya shlyahta konets 18 veka copy

Служилая шляхта, конец XVIII века

21 copy

Королевский костюм с жупаном и делией. Портрет короля Речи Посполитой и великого князя Литовского Яна II Казимира

Верхней одеждой для верховой езды служили суконные армяки, подшитые мехом бекеши, безрукавные плащи (епанчи). Обязательно дополняла костюм шляхтича сабля. Головные уборы – различной формы шапки, украшенные пером черной цапли, коршуна или плюмажем из перьев.

В 1640-е годы в моду шляхты и магнатерии (аристократии) Речи Посполитой вошел кунтуш, заимствованный у венгров. Это был кафтан с разрезными рукавами, которые забрасывали за плечи и сзади заправляли за пояс. Костюм с кунтушом, надетым на жупан и подпоясанным широким восточным или слуцким поясом, быстро стал основным комплексом этнично неоднородной шляхты Речи Посполитой до конца XVIII века. Его носили и богатые горожане, служащие городских магистров.

42 copy

Кунтуш с откидными рукавами. Портрет Августа III

В стиле рококо

В XVIII веке господствующим стал стиль рококо. У женщин в моду вошли широкие юбки на каркасе из китового уса. Надеть их самостоятельно, без горничной, было невозможно. Чтобы сесть в экипаж, тоже требовалась помощь. Платья этого периода имели глубокое декольте, жесткий корсет, чтобы туго затягивать талию, узкие до локтя рукава, украшенные внизу пышными оборками из кружева.

5 copy 1

Платье по французско-немецкой моде. Портрет Теофилии Вишневецкой, 1750 год

26 copy

Костюм по дворцовой французской моде. Портрет Кристины Магдалены Радзивилл

19 copy 2

Платье на широком каркасе-панье

Мужчины начали носить кафтан-жюстокор без воротника с широкими обшлагами-раструбами на рукавах, узкие штаны, заправленные в высокие сапоги.

11 copy 2

Парадный костюм высшего сословия с жюстокором. Портрет Михала Казимира Огинского

С 1780-х годов в среде магнатов и верхушки горожан в моду вошел европейский костюм с фраком. В комплексе с ним стали носить жилетки, узкие штаны-панталоны, ботинки.

66 copy

Костюм высшего сословия конца XVIII – начала XIX века. Павел I освобождает Костюшку из Петропавловской крепости

Культ женственности и строгой мужской элегантности

На рубеже XVIII–XIX веков в женской моде началось увлечение античностью, греческим стилем.

grecheskiy stil 2 copy

Греческий стиль

grecheskiy stil copy

Греческий стиль

Аристократки носили платья свободного силуэта с пояском под грудью. Но уже в середине XIX века вернулись к нарядам, состоявшие из сформированного корсетом лифа и пышной на обручах юбки, с узкими у плеча и расширенными к локтю рукавами, под которые надевали дополнительные рукавчики из тонкого материала или кружева.

10 copy 3

Костюм дворянки. Гродно, 1863 год

В 70-х годах XIX века им на смену пришли платья с турнюром (приспособлением в виде подушечки, которая подкладывалась ниже талии, делая фигуру более пышной).

96 copy

Костюм с турнюром. Гравюра из журнала 1884 года

У горожанок конца XIX века были четыре обязательные формы туалета: утреннее домашнее платье; платье для прогулок, похода по магазинам и визитов; для домашних приемов; для балов, званых обедов, театра.

scan0001 copy

Бальный костюм

scan0003 copy

Вечернее платье в стиле модерн. Начало ХХ века

gorodskoy kostyum dlya ulitsyi copy

Городской костюм для улицы

20 copy 1

Городской женский костюм. Гродно, конец XIX – начало ХХ века

В деловой жизни XIX века фрак у мужчин заменился сюртуком, оставаясь праздничной одеждой для театра, званых обедов. Сверху надевали редингот, плащ-каррик с несколькими пелеринами и шубу. Головной убор — цилиндр.

Gorodskoy svadebnyiy kostyum s frakom . Grodno Konets 19 nachalo 20 veka copy

Городской свадебный костюм с фраком. Гродно, конец XIX — начало XX века

Kostyum muzhskoy s syurtukom Grodno 1863 god copy

Костюм мужской с сюртуком. Гродно, 1863 год

Letniy kompleks muzhskoy odezhdyi Pervaya polovina 1860 h Grodno copy

Летний комплект мужской одежды. Гродно. Первая половина 1860-х

С середины XIX века в мужской гардероб входят пальто и пиджак, фетровая шляпа, а летом шляпа, плетенная из соломки.

PICT0161 copy

Костюм с сюртуком. Гомель, конец XIX – начало ХХ века

12 copy 2

Костюм дворянина. Гродно, 1863 год

С начала ХХ века костюм высшего сословия и горожан становится полностью европейским.

scan0004 copy

Костюм для прогулки, начало ХХ века

nachalo 20 veka muzhchinyi copy

Мужской костюм, начало XX века

Фото автора и предоставлено В. Белявиной

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
«Динамо-Минск» выиграло чемпионат страны по футболу, став девятикратным победителем

Минское «Динамо», победив в домашнем матче 29-го тура борисовский БАТЭ со счетом 1:0, стало недосягаемым для ближайшего преследователя — гродненского «Немана», передает корреспондент агентства «Минск-Новости». Сразу после матча состоялось торжественное награждение столичной команды.

izobrazhenie viber 2024 11 25 22 04 45 594

У «Динамо» теперь 67 очков (при двух играх в запасе), в то время как у гродненцев — 62 (им осталось провести один матч).

Подопечные Вадима Скрипченко сумели блестяще защитить титул, завоеванный в прошлом сезоне. Всего за суверенную историю Беларуси «Динамо» выиграло чемпионат страны девять раз. Больше только у одной команды — борисовского БАТЭ — 15 титулов.

izobrazhenie viber 2024 11 25 22 03 59 643

По иронии судьбы, именно в матче с борисовчанами «бело-голубые» оформили чемпионство. Обычно белорусское «классико» — это особый матч, с острой борьбой и антуражем. Однако в этом сезоне Борисов лишился шансов на медали задолго до окончания сезона — сейчас БАТЭ занимает лишь девятую строчку. И, к сожалению, это похоже на «закат империи». Стоит отметить — председателю правления футбольного клуба Андрею Капскому так и не удалось достойно продолжить дело своего покойного отца Анатолия, который создал в Борисове команду приличного европейского уровня…

Что касается сегодняшней игры, то настроение главного тренера «Динамо» В. Скрипченко испортили лишь два момента — травмы, полученные игроками команды еще в первом тайме. Пришлось заменить Трофима Мельниченко и Стефана Альфреда. Без последнего играть в ближайший четверг против датского «Копенгагена» в матче Лиги конференций УЕФА будет особенно тяжело. И все же надеемся, что динамовцы наберут в турнире первые очки.

izobrazhenie viber 2024 11 25 21 42 27 542

Но вернемся к победному матчу с БАТЭ. Счет в концовке первого тайма открыл защитник Вадим Пишас, который подключился к атаке на левом фланге. Хлестким ударом с 15 метров он поразил угол ворот 19-летнего вратаря борисовчан Арсения Скопеца. Спустя минуту Павел Седько обязан был увеличивать преимущество хозяев, но не забил.

После перерыва «Динамо» играло, что называется, по счету и спокойно довело матч до победы. Острых моментов практически не было у ворот обеих команд. И если «Динамо» включило энергосберегающий режим перед еврокубковым матчем, то складывалось впечатление, что Борисов просто не мог выглядеть лучше и сегодняшняя игра — их потолок.

Отметим, что игру отлично судил могилевский арбитр Дмитрий Марков.

Нельзя не сказать о вратаре «Динамо» Фёдоре Лапоухове, который совершил в этом матче невероятное достижение. Игра стала 19-й в этом чемпионате (из 28 матчей!), в которой Фёдор сохранил ворота «на замке» — это абсолютный рекорд чемпионата.

Фото автора

Кошка стала причиной ДТП на МКАД

Кошка выпала из-под двигавшегося по МКАД автомобиля и стала причиной аварии, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

Инцидент случился вечером 25 ноября: 24-летний водитель Volkswagen ехал по внешнему кольцу МКАД, когда из-под проезжающего попутно автомобиля выпала кошка. Водитель пытался избежать наезда на нее, потерял управление и врезался в разделительное ограждение.

В результате ДТП никто не пострадал. Транспортное средство получило механические повреждения.