Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров
Олега Даля, Александра Збруева и Андрея Миронова открыл для советского кинематографа фильм «Мой младший брат», снятый по мотивам романа Василия Аксёнова «Звездный билет». Действия картины разворачиваются в Эстонии, куда главные герои отправляются в путешествие. Подробнее об истории создания ленты читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Два брата — старший Виктор и младший Дмитрий — находятся в поисках себя. Виктор — молодой ученый, готовится к защите диссертации, но обнаруживает в своих расчетах ошибку. Пытаясь ее исправить, погибает во время эксперимента. Дмитрий с несколькими вчерашними одноклассниками решает не поступать в вуз. Друзья отправляются в путешествие в Эстонию. Компания оказывается на рыболовецком траулере в шторм и помогает спасти норвежское судно, терпящее бедствие.
Скандальный роман
Роман Василия Аксёнова «Звездный билет» сначала назывался «Орел или решка?». Когда герои решают, куда им поехать, они подбрасывают монету. Но поэтическая аллегория одного из персонажей о том, что ночное небо похоже на трамвайный билет, пробитый звездным компостером, редакторов впечатлила больше. Произведение опубликовали летом 1961 года в журнале «Юность». Оно сразу стало культовым. Им зачитывались. Автор тогда отдыхал в Прибалтике и увидел, что пляж буквально пестрит желтыми обложками этого издания в руках курортников. Действующие лица романа ведут себя вольно, как персонажи Хемингуэя. А еще книгу сравнивали с «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера. Аксёнов угадал нерв времени.
Молодые читатели видели в персонажах себя. Однако на сюжетные перипетии и моральный облик героев истории набросились критики. Ведь юноши оперируют жаргоном: «Конь (отец) мой сейчас дома», «Были бы деньги, накирялся бы я сейчас», «Всё будет тип-топ!» А долгую дорогу в Эстонию газетчики ассоциировали с диссидентством. Звучали реплики: «Для них комсомола словно не существует!» Не нравились и второстепенные персонажи: «Интересны люди, которые попадаются «беглецам» во время их странствий. Среди них выделяются рыбаки, направляющиеся в столицу Эстонии на выставку графики, «а после идут обедать. И — выпив за обедом «несколько бутылочек» — следуют в концерт, где внимают скрипкам, виолончели и пению… Чудные рыбаки!».
Все закончилось тем, что главного редактора «Юности» Валентина Катаева за публикацию романа сняли с работы.
В кино одобрили
Вместе с изменениями в обществе перемены наступили и в кинематографе. Режиссер Александр Зархи не принадлежал к поколению шестидесятников, но давно хотел снять молодежную картину. Почувствовал перспективу именно в произведении Аксёнова. Смог уговорить руководство «Мосфильма» разрешить сделать по нему ленту. Он утверждал, что героям книги хочется жить — и всё. Они желают быть людьми, соблюдающими моральный этикет, и в то же время оставаться свободными. Тем более существовали альтернативные критическим мнения: «Непослушные-то детки, хлебнув свободы, уясняют: кто не работает, тот не ест, — приобщаются к труду, даром что выделяются модной одеждой и говорят на жаргоне».
Чтобы лучше почувствовать атмосферу, постановщик взял в команду молодого оператора Анатолия Петрицкого. А художником-постановщиком картины стал уроженец Минска Лев Мильчин, сын известного белорусского живописца Исаака Мильчина, погибшего в Минском гетто в 1941-м.
Роман Аксёнова для экрана переработал известный в те годы сценарист Михаил Анчаров.
По дружбе и протекции
Олег Ефремов в творческом сообществе Москвы начала 1960-х был небожителем. Всего несколько лет работал открытый им театр «Современник». В кино актера звали наперебой, но соглашался он далеко не на все роли, да и времени не хватало. Однако сыграть трагическую фигуру Виктора Денисова Ефремов согласился.
Самым сложным стал поиск исполнителей на роли главных героев — вчерашних школьников. Приглашать опытных молодых артистов, которым далеко за 20 лет, казалось неприличным. Режиссер пообщался с руководителями курсов из разных театральных вузов. Так, Димой Денисовым на экране стал студент Александр Збруев, а Аликом Крамером — Олег Даль. Кстати, картина дала им путевку в жизнь не только в кинематографе. Анатолий Эфрос, на тот момент руководитель Ленкома, посмотрев фильм, пригласил Збруева в свою труппу.
А Ефремов, заметив Даля на съемках, позвал того в «Современник». В некотором роде белой вороной в этой компании стал исполнитель роли Юры Попова 20-летний Андрей Миронов. Его на съемочную площадку за руку привела мама Мария Владимировна, дружившая с Зархи. Постановщик был не против талантливого, но слегка застенчивого юноши. А вот Даль за эту протекцию невзлюбил Андрея и не разговаривал с ним за кадром. Еще больше Олег презирал 21-летнюю Людмилу Марченко. Она в то время принимала ухаживания директора студии Ивана Пырьева, который был старше ее на 39 лет. Он навязал свою любовницу Зархи. Правда, Марченко с образом Гали Бодровой справилась неплохо.
Миронов на каблуках
Кино снимали в Москве, Таллине и в одном из рыбацких поселков. В конечном счете Даль подружился и с Мироновым. Вечерами они собирались компанией. Збруев даже устроил забастовку в связи с тем, что их троих поселили в маленьком домике без удобств. Тогда ребят перевезли в городскую гостиницу.
Збруев отказывался от дублеров. Когда по сюжету его девушка уезжает с другим, Александр с разбегу цепляется за бампер, и машина долго тянет его по брусчатке. Актер ободрал себе локти, колени, но этого в кадре не видно: все снято сзади на общем плане.
По сценарию герой Миронова высокого роста, баскетболист. Артисту специально сшили туфли с каблуком 8 см, и Андрей на них часто подворачивал ноги.
Ефремов по понятным причинам бывал на съемках наездами. Работа и спектакли не позволяли ему отправиться в экспедицию надолго. Пообщаться и выпить с кумиром хотел каждый, и тот охотно шел навстречу. Олегу было интересно в компании совсем юных коллег. Он присматривался и слушал, чем живет поколение вчерашних школьников, хотя самому на тот момент было всего 34 года.
Фильм впервые показали в Москве в августе 1962-го. Почти одновременно состоялись премьеры еще двух лент, поставленных по произведениям Аксёнова: «Коллеги» и «Когда разводят мосты». Вскоре из ЦК КПСС в Союз кинематографистов СССР поступило распоряжение провести критический разбор этих трех картин. 4 января 1963 года в Центральном доме кино состоялось совещание. Больше всего от идеологов досталось фильму «Мой младший брат». А ведь он о наивной юности, дружбе, первой любви и первой боли и о том, как прожить жизнь не по-дурацки, а с пользой для страны и людей…
Еще материалы рубрики:
«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок
В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»
«Тегеран-43». На съемках этого фильма Ален Делон набросился с кулаками на советского режиссера
В 1986 году съемки этой картины в Минске едва не сорвались из-за трагедии