Гагарин сдавал ему экзамен. Чем известен «быстрый разум» советской космонавтики Феоктистов
В 1942 году фашисты расстреляли его, но он выжил, стал разработчиком первого в мире трехместного корабля «Восход» и сам отправился на орбиту. Как сложилась судьба Константина Феоктистова — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Случай в разведке
Первая в истории суверенной Беларуси женщина-космонавт Марина Василевская вместе с космонавтом Олегом Новицким и астронавтом NASA Трейси Дайсон на борту трехместного транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-25» 23 марта отправилась на Международную космическую станцию.
Как мы помним, начиная с Юрия Гагарина космонавты летали в одиночку на кораблях «Восток». Ведущим разработчиком первого в мире трехместного корабля «Восход» стал К. Феоктистов.
Родился будущий Герой Советского Союза, доктор технических наук, профессор в 1926 году в Воронеже.
Когда мальчику было 9 лет, старший брат Борис подарил ему книгу Якова Перельмана «Межпланетные путешествия». В ней все изложено так легко и доступно, что даже ребенку схемы ракеты и ее двигателя показались понятными. И Костя решил, что свяжет жизнь с космосом. Тогда это было только мечтой.
В июне 1941-го брат ушел на фронт и пропал без вести. Константину хотелось драться с захватчиками, но юный возраст не позволял. Однако в июле 1942 года фашисты оккупировали правобережную часть Воронежа. Линия фронта проходила прямо в городе. Подростков стали брать в разведку. Они могли без лишних подозрений, переодевшись в бродяжек, перемещаться по захваченным немцами кварталам и добывать информацию об огневых точках противника. В течение месяца 16-летний Феоктистов выполнял задания. 11 августа его схватил эсэсовский патруль. Без разговоров Константина отвели к яме, где расстреливали пленных. Гитлеровец пальнул ему прямо в лицо. Юноша упал на гниющие тела, но понял, что остался жив. Решил притвориться мертвым. Пуля попала в подбородок и прошла из шеи навылет. Когда убийцы удалились, он, истекая кровью, выбрался из ямы. Трое суток перебежками пересекал линию фронта. Потом его доставили в госпиталь. Там мальчишку нашла мать и после выздоровления увезла в Коканд (Узбекская ССР), где он окончил 10-й класс.
Непригодный по всем статьям
В 1943-м Феоктистов поступил в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. А там случилась для него большая удача: курс по жидкостным ракетным двигателям читал Сергей Королев. После защиты диплома молодого специалиста направили под Челябинск на военное производство, имевшее отношение к ракетам. За два года он стал исполняющим обязанности главного конструктора. Потом работал в одном из подмосковных военных НИИ, занимался теорией движения крылатых ракет.
К середине 1950-х Королев начал объединять лучших, по его мнению, специалистов в области ракетостроения. Сергей Павлович вспомнил о своем одаренном студенте и пригласил его на работу в Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1). Константин быстрее других рассчитывал формы пилотируемых отсеков, траекторию снижения и торможения. Многие его идеи легли в основу создания искусственного спутника Земли и корабля «Восток-1». Первому отряду космонавтов Феоктистов читал лекции по устройству «Востока». Гагарин сдавал ему экзамен.
Молодой человек, которому еще не было 35 лет, умел оценить сложную техническую проблему целиком и дать формулировку ее решения. Начальник отдела систем управления НИИ-88 в составе ОКБ-1 академик Борис Черток вспоминал: «Роль главного проектанта выполнял Константин Феоктистов. На всем протяжении работ по проектированию пилотируемых кораблей от «Востоков» до «Союзов» он проявил себя самым «быстрым разумом». Королев терпеливо выносил его упрямство, излишнюю принципиальность, доходящую до фанатизма».
Однажды Сергей Павлович вызвал Чертока и, указывая на снимок спускаемого аппарата, сказал: аппарат придется переделать, чтобы разместить в нем вместо одного человека трех. Оказалось, американцы приступили к программе, по которой смогут вывести в космос корабль с двумя астронавтами. Королеву позвонил Хрущев, поставил задачу создать отсек для трех космонавтов, так как страна не должна терять первенство в отрасли. Расчеты по переделке «Востока» в трехместный «Восход» поручили Феоктистову, тем более у того имелся стимул: это был его единственный шанс получить место в экипаже. Но сроки дали сжатые. Строить принципиально новый корабль времени не оставалось. Единственный путь — усовершенствовать существующий.
В ОКБ-1 сделали что смогли. В полностью укомплектованных скафандрах трое не помещались в переработанный отсек. Приняли решение о полете в неполной амуниции. Риск большой, так как прежде при приземлении космонавт покидал корабль еще в воздухе и спускался на парашюте. Теперь демонтировали катапультное кресло. Планировалось, что экипаж приземлится в спускаемом аппарате. Помимо парашютной системы, на него установили разработанный Константином Петровичем тормозной двигатель, должный сработать у самой Земли.
Несмотря на повышенную опасность, желающих попасть в экипаж в отряде было хоть отбавляй. К тому же Феоктистов, в отличие от остальных космонавтов — военных летчиков, не имел летной подготовки. Медкомиссия пришла в ужас: близорукость, травма позвоночника и еще десяток болезней делали его непригодным по всем статьям. Но Королев хотел, чтобы кто-то из разработчиков изделия испробовал его на себе. Он считал это актом справедливости.
Единственный беспартийный
Экипаж в составе инженера-исследователя К. Феоктистова, командира корабля Владимира Комарова и врача Бориса Егорова стартовал 12 октября 1964 года. Полет продолжался 24 часа 17 минут. Константин Петрович — первое в мире гражданское лицо, отправившееся на орбиту. И он остался единственным в советской истории освоения космоса беспартийным космонавтом!
После Феоктистов продолжил научную деятельность, но не утратил надежды на повторный полет. После ухода из жизни С. Королева сменивший его на посту главного конструктора Василий Мишин много раз предлагал Константину Петровичу попробовать заявить о себе еще раз. Он хотел этого. Однако отвечавшие за подготовку космонавтов военные и медики всякий раз напоминали о противопоказаниях. В 1980-м Феоктистов, которому было уже 54 года, в течение шести месяцев готовился лететь на корабле «Союз Т-3». Тем более что задачей экипажа являлся ремонт терморегулирования орбитальной станции «Салют-6», которую разрабатывал Константин Петрович. Но на последнем этапе медики его отстранили, заменив на Геннадия Стрекалова.
Забавно, что личную жизнь К. Феоктистов сравнивал с победами и проигрышами в космической гонке. Три раза был женат. С его слов, вел себя то слишком уступчиво, то чрезмерно вспыльчиво. Трое сыновей и дочь от разных браков стали успешными, каждый в своей сфере деятельности.
Еще материалы рубрики:
Через конкурентов и бюрократию — к звездам. Как в СССР создавался прототип современной МКС
Любовь Мастера. Вспоминаем о «забытой» жене Булгакова
Ателье на Арбате и сотрудничество с НКВД. Как жил минчанин, ставший главным фотопортретистом СССР
Профессия — Ширвиндт. Как актер, сыгравший всего две главные роли в кино, сумел стать знаменитостью
Преодолевшие вето Королева. Кто из женщин покорял космос, несмотря на запрет главного конструктора