Где смогут отдохнуть белорусы летом, и как сейчас живут туркомпании
Европейские страны заговорили о скором открытии границ, но могут ли белорусские туристы уже заказывать туры и чем живет отечественный турбизнес в условиях мировой пандемии, разбирался корреспондент агентства «Минск-Новости».
Председатель Республиканской ассоциации туристических агентств Елена Кудлакова кроме выполнения общественных обязанностей еще и возглавляет одно из столичных турагентств. В офисе, который снимает ее компания, сегодня немноголюдно. В основном приходится отвечать на звонки. Бывшие клиенты и будущие пока не заказывают туры, но активно «ведут разведку» по телефону.
— Так же, как и вас, всех интересует, когда же сможет принять белорусов дальнее зарубежье, — улыбается Елена.
— Какие страны уже заявили о такой готовности?
— Многие европейские страны, которые заявили об открытии, все же отворяют границы только для соседей. Так, например, скооперировались Литва, Латвия и Эстония. С 21 мая открывается визовый центр Италии. Краткосрочный шенген будет действовать с 16 июня 2020 г. Новость, безусловно, позитивная. Однако пока не озвучены официальные сроки открытия границы этой страны для граждан Беларуси, а это тоже немаловажно.
К слову, появилось сообщение о том, что с 15 июня планирует открыть свои границы Польша. Пока озвучившая эту новость вице-премьер и министр развития страны Ядвига Эмилевич осторожна. Польский чиновник считает, что, скорее всего, доступ в страну будет открыт только гражданам некоторых государств-соседей. Да и туризм возобновится только с некоторыми странами, в которых «контролируемая эпидемиологическая ситуация». Входит ли в их число Беларусь, по мнению поляков, пока не ясно.
— По неофициальной информации, Турция предполагает открыть свои границы для белорусских туристов с 15 июня, но пока мы ждем официального подтверждения, — продолжает Елена. — Но вопрос, как там будут принимать туристов, ведь есть ряд ограничений. Поэтому пока полетные программы туроператоров по странам, заявившим об открытии границ, назначены на июль. Остаются вопросы: как все это будет организовано? Будут ли пускать страны всех граждан? Точной информации нет. Есть хорошая тенденция по открытию границ. Понятно, что это происходит поэтапно, но говорить о возобновлении полноценного туристического потока и о полном снятии запретов на въезд пока не приходится.
По словам Е. Кудлаковой, поэтому не спешат бронировать туры и белорусские туристы.
— Люди изучают предложения. В основном это постоянные клиенты, которые интересуются нашими делами и общей ситуацией в туризме, — добавляет собеседница.
Что касается внутреннего туризма, компания Е. Кудлаковой предлагает отдых в белорусских санаториях на конец лета и осень.
— Для многих белорусских турагентств не характерен такой продукт, поскольку наши клиенты больше ориентированы на выезд за рубеж. Тем не менее люди изучают предложение как альтернативу, сравнивают плюсы и минусы.
По словам Е. Кудлаковой, экономическая ситуация у всех агентств почти одинаковая. Руководство ассоциации постоянно мониторит и анализирует положение вещей среди 118 членов. Статистика показывает: с середины марта и до, скорее всего, июня, выручка останется нулевой.
— Все компании, которые сегодня не закрыли офисы, максимально сократили операционные расходы и существуют за счет запасов, которые смогли накопить в докризисный период. Ситуация не самая лучшая, а самый насущный вопрос — ожидаемый пакет мер либо принятие нормативно-правового документа, который позволил бы нам на законном основании отсрочить выплаты по аннулированным турам. Они не смогли состояться из-за снятия полетной программы и закрытия границ. Физически агентства не могут вернуть деньги одновременно всем клиентам и сразу в таком большом объеме, — поясняет Е. Кудлакова.
По словам собеседницы, руководители турфирм с нетерпением ожидают, что подобный документ будет принят и позволит турфирмам выжить и осуществлять свою деятельность, когда откроются границы.
— Лично в моей компании многие клиенты входят в положение, поскольку у нас клиентская база наработана годами, и нашими услугами пользуются постоянные путешественники, — делится собеседница. — Они доверяют нам и готовы либо перебронировать тур на новые сроки, либо сохранить деньги, чтобы потом их списать, когда смогут определиться с отпуском, вплоть до конца 2021 года. В некоторых организациях, знаю, ситуация совершенно иная. Там клиенты хотят деньги здесь и сейчас. И в нашей компании есть такие клиенты, и их тоже можно понять, но даже одна такая выплата для турагентства может привести к банкротству. Мы, агенты, получаем комиссию от тура в пределах 5–10 % от всей суммы. Остальное переводим туроператору, и физически у нас нет этих денег. Между тем туры бывают достаточно дорогостоящими, поэтому даже один из них может привести к тому, что турагент не сможет исполнить свои обязательства по возврату денег.
Вторит Елене и директор столичной туркомпании Ольга Кислюк:
— Все туристические компании пробуют переориентироваться на внутренний продукт — отдых в санаториях. Однако не все клиенты готовы принять такую замену: основная часть туристов все же ожидает открытия границ. Поэтому из-за нулевой выручки приходится вести бизнес в основном за счет крайне ограниченных собственных средств. Сегодня мы можем пока только лишь предположить, куда полетим после пандемии. Возможно, это будут Черногория, Албания, Тунис или Турция… Пока туристические компании находятся в роли наблюдателей. Ситуация меняется изо дня в день, но май должен показать направление дальнейших действий.
Говоря о насущном, О. Кислюк присоединяется к словам коллеги:
— Туристические компании Беларуси ждут принятия мер — отсрочки по обязательствам перед клиентами. Его принятие позволит туротрасли выстоять и поможет не допустить ее банкротства. Для потребителя такой документ также станет гарантией того, что турист не потеряет деньги. Сегодня тур можно перенести на более поздние сроки (включая 2021 год) или зафиксировать денежные средства, чтобы позже приобрести на них туристическую услугу.
— Если говорить о перспективах, турагентства очень ждут разделения ответственности между агентом и оператором. О таком разделении уже много и долго дискутируют перед принятием новой редакции Закона «О туризме», — подчеркивает О. Кислюк.
Смотрите также: