1200 90

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия

Ученые из Академии наук СССР обвиняли режиссера фильма «Начальник Чукотки» в исторической профанации, но он знал, какими методами пользоваться, чтобы отстоять картину. Подробности в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

21081

О чем кино

1922 год. Комиссар Алексей Глазков получает от советской власти мандат на управления делами Чукотки. С ним в путь отправляется писарь Алексей Бычков. В пути Глазков умирает от тифа. Алёша, с пламенным сердцем и горящими глазами, понимает: задание нужно выполнить. И берет все обязанности погибшего на себя.

Поздний, но яркий

Режиссер Виталий Мельников после окончания ВГИКа в 1952 году много лет снимал документальное кино. На «Ленфильме», ему позволили впервые выступить в качестве постановщика полнометражного художественного фильма лишь в 1965 году, когда мужчине было под 40 лет. Он долго искал тему для своего дебюта. Однажды приятель, литератор Виктор Викторов, принес газету «Известия» со статьей об А. Бычкове, который вместе с несколькими комиссарами в 1920-м получил назначение на Чукотку с целью установления там советской власти. Дело было опасным, так как над теми большевиками, кого туда посылали до него, расправились местные торговцы и их единомышленники. К тому же, в отличие от ленты, где чукчи показаны миролюбивыми, неспособными выстрелить в человека, на практике этот народ — воинственный и волевой. Край у них богатый. По воде до США всего 86 км. Американские дельцы в те годы с удовольствием за бесценок скупали там моржовые клыки, мясо, жир шкуры писца. Бычков первый, кому пришло в голову собирать с американских коммерсантов налог. Но, уж конечно, не 40 %, как в ленте, а всего 10 %. А когда до мест, где происходили события, добрались полки белогвардейцев, Бычков действительно бежал на Аляску, а затем в Лос-Анджелес. Собранная казна налогов находилась при нем. Его целью стало возвращение в СССР с этими деньгами. Он не тратил их, перебивался мелкими заработками, действительно сумел вернуться в Союз. Но сумма, привезенная им, отнюдь не составляла миллион долларов, как в картине. Он писал: «Прибыв в Москву, я сдал деньги в количестве 1 250 американских золотых и 1 400 бумажных долларов под расписку 6434 в НКФ». Но это тоже хорошая сумма. Например, автомобиль «Форд-Т» стоил тогда 490 долларов.

Виталий и Виктор решили снимать об этих событиях картину и заявили: она приурочена к 50-летию Октябрьской революции. Начальство «Ленфильма» согласилось. Немного сомневались авторы. Первое кино, и сразу такая щекотливая тема. Поэтому обратились к более опытному сценаристу Владимиру Валуцкому. Он вместе с Викторовым создал литературную основу будущего фильма.

657f4f556b5e187406437050ae8630ce

Пародия на комиссара

Мельников не хотел видеть в роли Бычкова прямолинейного актера, типичного большевика. Ему нужен был максималист, желательно юный. Ведь прототипу тоже было всего 22 года, когда происходили подлинные события. Смешного и нелепого Кононова с трудом удалось утвердить на роль комиссара. И сейчас можно с уверенностью сказать: сыграй Бычкова кто-то иной, кино стало бы другим, не таким обаятельным.

Актер Алексей Грибов в 1960-е был корифеем советской театральной школы. Начинал во МХАТе еще при Станиславском. Поэтому режиссер-дебютант волновался, приглашая его сыграть Храмова, противника и союзника главного героя. Но народные артисты устают от типовых ролей и любят экспериментировать. Алексей Николаевич дал согласие.

Еще один опытнейший артист в команде — Николай Волков, прекрасно перевоплотившийся в старика Хоттабыча в одноименной ленте 1956 года.

Считалось, что у него не советский типаж. Ему доверили роль мистера Стенсона, обманывающего чукчей.

Алексей Кожевников незадолго до описываемых событий снялся в Минске в картине «Красные листья». В фильме Мельникова он играл одного их красногвардейцев.

Для аутентичности происходящего нужны были северные народы с характерной внешностью. Авторы понимали, что на месте будет сложно с массовкой. Поэтому группа везла с собой из Ленинграда и Москвы студентов и рядовых граждан корейского и китайского происхождения.

76052

В распоряжении — СССР

Сначала кино и правда хотели снимать на Чукотке. Но туда съездил оператор Эдуард Розовский. Вернулся с воспалением легких и выводом, что там организовать съемочный процесс невозможно. Тогда отправились на Кольский полуостров, в район города Апатиты. Летние сцены запечатлели в Крыму в районе Судака, в Лисьей бухте. Однако сначала, когда группа высадилась на берег, который казался диким, всех задержал военный патруль. Выяснилось, рядом находится секретная военная база. Но в ту пору армейское начальство было благосклонно к кинематографистам, тем более кино к юбилею революции. И группе разрешили остаться в выбранном месте. Америкой в кадре стал Ленинград. На Вознесенском проспекте (тогда проспект Майорова) заменили вывески и названия магазинов на англоязычные. В Кейптаунский порт в кино преобразили Ленинградский. Для пущей убедительности из цирка привезли слона, водили его на первом плане.

И в Мурманск, и в Крым операторская группа возила с собой большой специализированный кран с площадкой для камеры. Хотелось запечатлеть просторы с высоты. В сцене погрузки парохода в порту камера залетает в трюм, потом движется над палубой и опускается на землю. В те годы подобное удивляло.

Грибов, согласно репертуару, дважды в неделю играл спектакли во МХАТе. После садился в «Красную стрелу» ехал в Ленинград. С вокзала мчал в аэропорт. Через четыре часа полета он на Кольском. После часа отдыха артист в кадре. Через несколько суток все повторялось в обратном порядке.

Во время премьеры фильма в Доме кино на входе стояли статисты, переодетые в комиссаров с плакатами: «Мандат на кинопремьеру!», «Махорку не курить!», «На пол не плевать!», «Семечки не лузгать!». Но идея не нова. Ее использовали уже в Театре на Таганке перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир».

679957472113

Неожиданностью для чиновников стало то, что фильм к юбилею революции получился с комедийным оттенком. Даже судачили, что Мельников снял анекдот. Но о запрете речь не шла. Однако, группа историков из Академии наук СССР опубликовала открытое письмо с требованием закрыть картину, изобилующую историческими неточностями. Тем более главному герою дали подлинную фамилию прототипа. Причем, ученые писали зло, в традициях сталинской эпохи: «Наши враги — колчаковцы, капиталисты США — в фильме представлены добродушными людьми, безропотно выполняющими распоряжения подростка». По этому поводу на «Ленфильме» собрали совещание, на котором Мельников, знавший азы советской риторики, ответил в том же духе: «История Бычкова — всего лишь повод, а не основа нашего кинорассказа. Главное в нем не исторические события, а характер героя, его бескорыстие, чистая вера в коммунистические идеалы молодых солдат революции, таких как Гайдар, Лазо и другие». Ученые умолкли. А картина пришлась по душе как детям, так и взрослым. Такая уж она вышла, универсальная, для всех возрастов.

Еще материалы рубрики:

Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов

Фильм «Мой младший брат» открыл для кино трех знаковых актеров

«Ленин в октябре». Во время съемок этого фильма кинематографистов преследовал злой рок

В этой мелодраме Ирина Алфёрова сыграла двух героинь. Как снимался фильм «Предчувствие любви»

«Странная женщина». Увидев съемку этого фильма, пожилая дама начала креститься — она решила, что настал конец света

minsk novosti 910 110
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Доля Минска в объеме инвестиций в основной капитал по стране превысила 21 %

Удельный вес столицы в республиканском объеме инвестиций в основной капитал составил 21,1 % за январь — октябрь 2024 г., сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на данные Главного статистического управления Минска.

gorod gostinicza belarus bank dabrabyt 01

В столице использовано инвестиций в основной капитал 7 169,2 млн рублей. На строительно-монтажные работы пришлось 45,5 % общего объема инвестиций, на машины, оборудование, транспортные средства — 49,4 %, прочие работы и затраты — 5,1 %.

Доля государственной формы собственности в структуре таких инвестиций по городу составила 47,6 %, частной — 41,2 %, иностранной — 11,2 %.

По информации Национального статистического комитета, в Беларуси за десять месяцев использовано инвестиций в основной капитал 34 млрд рублей.

Совет МПА СНГ принял обращение в связи с 80-й годовщиной Великой Победы

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств принял обращение в связи с 80-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

photo 2024 11 21 17 14 11

Документ принят на заседании Совета МПА СНГ в Санкт-Петербурге. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова поддержала принятие обращения.

— Мы должны сделать все, чтобы не допустить искажения истории. Нам нужно объединиться в стремлении сохранить историю, память погибших во имя счастливой и мирной жизни наших народов, — отметила Н. Кочанова.

В обращении сказано, что героическая, самоотверженная борьба с германским нацизмом, его союзниками и пособниками на полях Великой Отечественной предопределила судьбу мира, опрокинула человеконенавистнические планы завоевания мирового господства, спасла Европу и другие регионы мира от порабощения и уничтожения.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ выступает против реабилитации фашизма на государственном уровне, деятельности партий неонацистского толка и проявлений насилия, спровоцированных неонацизмом, расизмом и ксенофобией, пропаганды нацистской символики, использования парламентских трибун для оправдания нацистов.

«Наш священный долг перед павшими на полях сражений, замученными в концентрационных лагерях, погибшими от голода и невзгод — защищать правду о войне и значении Победы, решительно противостоять тем, кто оскверняет славу героев, разгромивших фашизм», — сказано в обращении.

Совет МПА СНГ выступает за укрепление международного сотрудничества в сохранении исторической памяти путем поддержания в надлежащем состоянии мемориалов, музеев и архивных материалов, связанных со Второй мировой войной, за проведение совместной скоординированной военно-мемориальной работы по восстановлению имен советских воинов, которые покоятся в братских могилах, недопущение уничтожения памятников и актов вандализма в отношении воинских захоронений и обеспечение беспрепятственного доступа к ним независимо от их местонахождения.

Решением Совета глав государств СНГ 2025 г. объявлен в Содружестве Годом 80-летия Победы в Великой Отечественной войне — Годом мира и единства в борьбе с нацизмом.

Отмечено, современные агрессивные националистические и неонацистские тенденции создают прямую угрозу демократии, ведут к сворачиванию демократических процедур, наступлению на свободу слова, масштабному нарушению прав человека. Идеология и практика нацизма вновь становится главной опасностью для мира, генератором угрозы третьей мировой войны.

Совет Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ обращается к государствам мира, международным организациям и мировой общественности с призывом рассматривать празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне как важный исторический момент для утверждения атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в международных отношениях, выступает за разрешение возникающих конфликтов мирными средствами, за использование потенциала парламентской дипломатии.

«Восемьдесят лет назад советские люди добились общей Победы над общим врагом, — подчеркивается в обращении. — Это Победа, которая сплотила наши народы и которой нынешнее и будущие поколения не только вправе, но и обязаны гордиться. В наших силах сделать так, чтобы новое смертоносное столкновение миллионов солдат стало немыслимым, чтобы День Победы в 1945 году остался Днем Победы на века».

Фото Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь