Гидромассаж, тренажеры и сенсорная комната. Как работает детсад № 65 для особенных детей
В столичном специальном детском саду № 65 ставят на ноги в буквальном смысле слова. Как воспитанникам с различными патологиями помогают улучшить состояние здоровья, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
«Ракета», фитбол и гидромассаж
В тренажере «Ракета» крутится юный «космонавт». Балансируя и удерживая равновесие, семилетний Максим старается, почти как спортсмен на тренировочной базе. Не отстает от него и сверстник Дима. Поди попробуй поработай на «Педалях»: ноги двигаются, как при катании на велосипеде, хотя мальчик стоит, а платформа при этом ходит вверх-вниз. Только четырехлетнему Тимофею, считай, повезло. Он нырнул в сухой бассейн и оттуда наблюдает за передвижениями товарищей.
— Мне 10 лет, — с хитрой улыбкой отвечает он на вопрос нашего фотокора о возрасте. Мы, конечно, «поверили» и просим мальчишек показать класс на гимнастических ковриках.
— Плывем, тя-я-я-немся, — задает темп руководитель физического воспитания Ольга Капитула. — Тимофей, крепче сжимай пальцы. Молодцы, ребята. А теперь качаем руки: раз-два, раз-два.
Дети и «плавали», и прыгали на фитболах с рожками, и занимались на беговых дорожках — зал лечебной физкультуры оборудован всевозможными тренажерами под потребности воспитанников.
В кабинете гидромассажа — маленький Алексей. Ему положены водные лечебно-профилактические процедуры, и мальчик с удовольствием наблюдает, как в «морской пучине» пузырьки выталкивают разноцветных рыбок, плавают кораблики, а ласковая водичка нежно щекочет его стопы. Есть в кабинете и специально оборудованная ванна для полного погружения, но Леше на данном этапе она не показана.
— Детям нравится посещать кабинет гидромассажа, — рассказывает заведующая дошкольным учреждением Инна Сорокина. — Когда родители приносят справки из поликлиники, где прописано, что у ребенка нет противопоказаний и ему назначен гидро- или общеукрепляющий массаж, наши медсестры, которых в саду три, проводят курс этих процедур. Как правило, все воспитанники 2 раза в год получают такие назначения. Благодаря современному оборудованию, которым оснащены и зал ЛФК, и кабинет гидромассажа, работа на результат идет еще быстрее.
Для снятия психоэмоционального напряжения оборудована сенсорная комната, работает центр сенсомоторного развития. Чтобы детки реже сталкивались с простудными заболеваниями, функционируют физиотерапевтический кабинет и медицинский блок.
— Вся среда в саду предназначена для детей с особенностями развития, — рассказывает заведующая. — Даже на уличных игровых площадках установлены особые тематические комплексы для сюжетно-ролевых игр: кафе, магазин, в прошлом году появился театр. Для малышей устроены специальные песочницы на ножках и качели с платформой.
Свой маршрут развития
Основной диагноз, с которым дети поступают в сад № 65, — ДЦП. Причины его возникновения разные: у одних паралич развился из-за родовой травмы, у кого-то, например, вследствие перенесенного менингита. Комплектование в учреждении образования городское, но около 60 % воспитанников проживают в Заводском районе. Сегодня в специальном саду насчитывается 40 ребят, но заведующая отмечает, что эта цифра не окончательная и постоянно меняется. Например, если у ребенка сильно выраженные нарушения передвижения, значит, в группе таких ребят будет три или пять. Когда же малыш ходит, пусть и с поддержкой, с ним в группе могут быть еще восемь воспитанников.
В группе, которую посещает Ваня, еще пять ребят. Но сегодня на занятиях только двое: остальных подопечных родители отправили на реабилитацию в санаторий. Собирается на оздоровление и Ванечка. А сейчас он на «рыбалке». Мальчишка стоит в вертикализаторе и старается поймать рыбку на удочку. У него это не сразу получается. Но учитель-дефектолог Наталья Кухто рядом, а значит, результат не заставит себя долго ждать: карасик на крючке!
Трехлетняя Верочка, подружка Вани, пока отдыхает в специальном ортопедическом кресле, но скоро и ее поместят в вертикализатор. Детям с серьезными двигательными нарушениями нужно менять положение тела через 20 минут.
— За каждой группой закреплен свой учитель-дефектолог, также он ведет индивидуальные занятия в подгруппах, — говорит Инна Сорокина. — Как только ребенок поступает в сад, специалисты проводят диагностику и составляют план исходя из заключений коррекционного центра. У каждого воспитанника свой маршрут развития. Более того, в новой редакции Кодекса об образовании прописано, что во всех специальных садах возможно открытие и других групп. А это значит, педагоги должны быть мобильными и быстро реагировать на особенности развития подопечных. Сегодня, например, к учителю-дефектологу пришли ребята, с которыми надо заниматься по программе для детей с интеллектуальной недостаточностью, а завтра — с нарушениями речи. Следовательно, педагог быстро подбирает нужный учебный план.
Работа на результат
Заведующая отмечает, что очереди в сад нет: все, кто нуждается в специальном образовании, его получают. А благодаря слаженной работе профессионалов итог их труда виден невооруженным глазом.
— Мы работаем как одна команда, где каждый четко понимает свои обязанности и добросовестно их выполняет. Коллектив стабильный, надежный, на всех вместе и на каждого в отдельности смело можно положиться, — уверяет Инна Владимировна. — А насколько улучшается состояние здоровья наших воспитанников, во многом зависит от изначального диагноза. При некоторых формах ДЦП поддержание имеющегося состояния — уже прогресс. Шансов восстановить нейронные связи больше у тех детей, у которых двигательные нарушения не врожденные, а возникли вследствие перенесенных заболеваний. Главная задача — поставить ребенка на ноги. И большинство наших воспитанников уходят от нас в общеобразовательные школы. Поверьте, за этим стоит титанический труд коллектива.
Радостные моменты
Любой родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Но уж если так сложились обстоятельства и первое невозможно, нужно приложить все усилия, чтобы сбылось второе. Вот мамы и папы воспитанников специального сада делают все, чтобы их дитя на любом этапе жизненного пути получало только положительные эмоции и радость от жизни. А воспитатели в этом помогают.
— В каждой группе мы в вайбере создали свой чат, снимаем самые яркие и радостные моменты пребывания деток в саду и отправляем фотографии родителям. Они очень благодарны за это. Ведь, оставляя своего ребенка на попечение других людей, хоть и профессионалов с соответствующим образованием, сердце мам и пап особенных деток все равно не на месте. А тут видишь: у малыша все хорошо — вот он рисует, лепит, вышел на прогулку или занимается в музыкальном зале. И родителям становится спокойнее. Мы это понимаем и не скупимся на яркие фото. А я не устаю благодарить родных наших воспитанников. Хотя пребывание детей с инвалидностью в саду полностью бесплатное, за счет государства, родители создали попечительский совет, где каждый по мере желания и возможностей может оказать учреждению посильную помощь. За это мы очень признательны.
Инна Владимировна подчеркивает, что в саду созданы все условия, которые позволяют воспитанникам максимально удобно и безопасно передвигаться: широкие коридоры и дверные проемы, стесанные бордюры и лестничный подъемник «Барс», поручни в холлах и группах. А воспитанники, которые по медицинским показаниям не могут посещать детский сад, специальную программу на уровне дошкольного обучения осваивают на дому.
Фото Тамары Хамицевич
Смотрите также: