Хранитель истории: старейший минский парк отметит 210-летие в этом году
На самом деле у Центрального детского парка им. М. Горького два юбилея: 215 лет как он был заложен и 210 лет с момента открытия.
POST LABOREM REQUIES
В переводе с латыни означает «После работы – отдых». Когда в Минске открылся Губернаторский сад – нынешний парк им. М. Горького – у ворот его красовалась табличка с таким изречением. Это действительно место, созданное для комфортного отдыха: в сердце города, вблизи метро, с десятком аттракционов, планетарием, велосипедной дорожкой, кафе… По парку можно гулять с другом, подругой, гостем. А можно и наедине с самим собой. Идти и вспоминать старину.
Губернатор – садовая голова
Если был Губернаторский сад, значит, был и губернатор.
Захарий Корнеев (1747–1828) – первый глава Минской губернии. Многое сделал в нашем городе энергичный администратор, не зря потом главная улица долго именовалась Захарьевской. Информация к размышлению: улица названа не по фамилии, а по имени! Одно из славных деяний Корнеева – закладка в 1800 г. (по другим сведениям – в 1799 г.) на берегу Свислочи тенистого сада.
Когда деревья были маленькими
Парк во времена Корнеева занимал 18 гектаров на одной из городских горок, подтверждая миф, что Минск стоит на семи холмах, как и Рим. Красоту Губернаторского сада подчеркивала живописная, стремительная, непредсказуемая Свислочь, еще не взятая в бетонные «вожжи». Набережная появилась здесь только в середине ХХ века.
Входили горожане в парк от перекрестья улиц Подгорной (нынешняя Карла Маркса) и Полицейской (улица Янки Купалы).
Губернаторский сад открылся в 1805 г. Именно сад. Парком он стал называться спустя полтора века.
Минск утопал в садах. Но зелень домашних яблонь и груш не смыкалась с зеленью Губернаторского сада. Он строился по всем правилам ландшафтной архитектуры. Его 18 (в наши дни уже 28) гектаров делятся на две террасы: верхнюю и нижнюю. Хочешь экстрима – иди на верхнюю, к аттракционам. Хочешь лирики – на нижнюю, где и сегодня есть искусственные ручьи и декоративные водоемы, скамьи на уютных аллеях – «аллеях любви».
В парке – старинные липы и клены, сосны и кедры. Когда-то это были просто рассаженные в регулярном порядке деревца. Надо полагать, не очень большие. По крайней мере, они не помешали 26 сентября 1891 г. минскому аэронавту Древницкому совершить подвиг: отважный испытатель поднялся на воздушном шаре до облаков, а потом спустился на собственного изобретения парашюте. Дамы рукоплескали, но чепцы и шапочки вверх не бросали: было уже прохладно.
Граф Чапский крутит колеса
От стелы в честь Захария Корнеева идем по просторной аллее вглубь парка и вспоминаем другого исторического человека – мэра города Карла Чапского (1860–1904). Граф, крупный помещик, капиталист, предприниматель, но в то же время коррупционер, властный глава города, авантюрист. А еще – большой поклонник спорта. Благодаря Чапскому в Губернаторском (Городском) саду на переломе XIX и XX вв. появилось первое в городе специальное физкультурное сооружение – велотрек, построенный Минским обществом велосипедистов-любителей.
Эти сорвиголовы, гоняющие на странных двухколесных аппаратах со скоростью почти что призовой лошади, стремились всех вовлечь в сие рискованное занятие: на велотреке можно было получить велосипед напрокат. Но в 1970-е годы велотрек снесли, на его месте построили крытый каток.
Все желающие могли сыграть в теннис, крокет, посетить кегельбан. Те молодые люди, кто не увлекался спортом, направлялись на танцплощадку – в Губернаторском саду играл духовой оркестр. По праздникам открывались буфеты, где продавались исключительно безалкогольные напитки. В сад народ шел за хорошим настроением, и вход сюда в выходные и праздничные дни был платным.
Щербатые подмостки
Где-то здесь был и деревянный Летний театр (появился в 1880 г.). К концу ХІХ в. он настолько прогнил, что в дождливую погоду через дырявую крышу на головы зрителям и актерам лилась вода. Осенью из-за грязи к зданию нельзя было ни подойти, ни подъехать. Положение «выправил» мощный пожар…
В саду всегда что-то представляли и разыгрывали. Театральные представления продолжились и при советской власти: например, здесь показывали впечатляющий спектакль «Труд и капитал».
Примыкали к саду
Деревянная плотина через Свислочь была возведена еще до революции. После Великой Отечественной войны дерево заменили камнем. Благодаря плотине здесь всегда незамерзающая полынья. Рай для уток – «серых шеек» и, как оказалось, для неустрашимых любителей граффити.
За плотиной, на другом берегу Свислочи, то есть вне сада, стояла электростанция. (В ее стенах в советское время было предприятие по обеспечению спортивных мероприятий, а теперь на этом месте строят отель.) Вопрос об электрическом освещении Минска возник в 1892 г. Случайно, по дешевке, купили электрооборудование, и 12 января 1895 г. электростанция на правом берегу Свислочи начала работать. Там же, кстати, находилась и водонасосная станция.
Рассказывая про легендарную электростанцию, нельзя не привести такой факт: во время войны, в октябре 1943 г., минские подпольщики Волчек и Тарлецкий вывели ее из строя, за что были казнены фашистами.
ХХ век начинается
В конце августа 1901 г. в Городском (Губернаторском) саду построили умопомрачительные выставочные павильоны. Если кто видел ярмарку в фильме «Кубанские казаки», так вот в Минске было похлеще. Минское товарищество сельского хозяйства организовало к своему 25-летию Юбилейную выставку: картошка, зерно, коллекции цветов, древесина разных пород, овцы, свиньи, чистопородные лошади и собаки, копчености, сало, масло… Ну нет слов.
Сколько памятников?
От плотины пройдем вдоль Свислочи к памятнику Максиму Горькому. (В парке есть еще и памятник Циолковскому. А когда-то здесь стоял еще Сталин.)
Памятник Максиму Горькому первоначально был иным и находился в глубине парка, ближе к плотине. Нынешний (скульпторы Н. Рыженков, А. Заспицкий и И. Миско) установлен в 1981 г. Поднимите руку те, у кого в домашнем альбоме, в коллекции компьютерных снимков нет изображения себя любимого, на фоне писателя-буревестника? То-то.
Как цирк циркулировал по городу
Между прочим, место, на котором стоит, точнее, сидит пролетарский писатель, может многое рассказать. Губернаторский сад ведь не сразу «вскарабкался» наверх, на макушку, которую сегодня украшает колесо обозрения. Раньше неподалеку от нынешнего парадного входа в парк располагались артиллерийские казармы. Потом их снесли. Было решено построить здесь цирк.
Первое упоминание о профессиональном цирке в Минске относится к 1853 г.: на привокзальной площади был раскинут шатер, где выступала труппа под руководством австрийца Карла Генне. В 1884 г. на Соборной площади (пл. Свободы) появилось деревянное здание цирка-шапито. Через несколько лет цирк перебрался в Губернаторский сад – туда, где сейчас стоит памятник Горькому. Цирк готовился открыть новый сезон 22 июня 1941 г. В Минск со своими джигитами приехал знаменитый наездник Али-бек Кантемиров. Экзотических морских львов привезла Ирина Сидоркина. Билеты раскупили моментально, прошла генеральная репетиция… А в ночь с 23 на 24 июня бомба попала в здание. Начался страшный пожар. Часть животных погибла. Артисты, ночевавшие в вагончиках, кинулись спасать животных. В безопасное место увели лошадей, а морских львов подогнали к Свислочи. Но они не пожелали идти в воду и повернули назад. В конце концов львов опутали маскировочной сетью, взятой у красноармейцев, и выпустили в реку. Артистов эвакуировали в Омск, где 6 ноября 1941 г. и начал работать белорусский цирк. Много лет его возглавлял Борис Кабищер, и, когда цирк вернулся в Минск, Борис Ефимович восстановил сгоревшее здание в парке. Минчане, уставшие от военных кошмаров, хотели зрелищ. 30 октября 1954 г. начались работы по строительству нового здания цирка на пересечении проспекта Сталина (ныне пр. Независимости) и улицы Янки Купалы. Открылся цирк 11 февраля 1959 г. и здравствует по сию пору.
Однако вернемся в парк. Фактически место цирка в парке занял деревянный кинотеатр «Летний» – многие минчане-старожилы это помнят. Открылся «Летний» весной 1951 г. и работал до начала 1970-х.
Здание было красивым. Его строили по проекту архитектора Аркадия Брегмана, одного из лучших минских зодчих. К великому сожалению, кинотеатр сгорел. А какая сегодня из него была бы туристическая «фишка»!
УЛИЦА, КОТОРАЯ СВЯЗАЛА КЛАССИКОВ
После революции Губернаторский сад переименовывают в сад «Профинтерн». В 1936 г. после смерти Максима Горького ему присваивают имя писателя, с 1952 г. называют парком культуры и отдыха, с 1960 г. – детским.
До войны аллея, вдоль которой расположены планетарий (открыт в 1965 г.) и колесо обозрения, была городской улицей. Имя ей – Садовая. Однако она не входила в состав сада. Отечественная война разрушила кварталы Садовой улицы, так что у зодчих появилась возможность расширить территорию парка, включив в нее и то, что осталось от улицы.
На месте дома, где сейчас располагается арт-клуб с творческими кружками, в 1927–1941 гг. жил Якуб Колас.
А на противоположном берегу Свислочи, если идти по Садовой улице в другую сторону и преодолеть мост, жил перед войной Янка Купала (его дом стоял примерно в том месте, где сейчас в парке Янки Купалы находится музей народного писателя).
Получается, оба классика связаны одной улицей. И бывшим Губернаторским садом!
Еще и некрополь
Вблизи колеса обозрения находятся ухоженные могилы участников борьбы за советскую власть в Беларуси: комдива Анса Даумана и начальника политотдела стрелковой дивизии Иосифа Флакса. Они погибли в Минске в 1920 г. и похоронены здесь. Рядом могила красноармейца Герасима Иванкова, освобождавшего Беларусь в 1944 г.
Почему здесь похоронены именно эти бойцы, а не другие? Так получилось. Никто не предполагал в те годы, что эта территория войдет в состав Центрального детского парка, что мимо могил будут обниматься влюбленные, гулять с мамами малышня. Волею случая имена Даумана, Флакса и Иванкова, давно почивших в бозе, ежедневно видят и читают сотни минчан.
Парадный вход
Массивный шестиколонный проезд с ротондами стал одной из визитных карточек Минска. Это центральный вход в Парк им. М. Горького со стороны проспекта Независимости. У него тоже юбилей – он был построен 60 лет назад по проекту еще одного выдающегося минского архитектора Георгия Заборского.
Душа города
Где находится центр Минска, понятно: это главный проспект. Насчет души города у каждого своя версия. Одному нравится площадь Свободы с ратушей, другому – тусовка возле универсама «Центральный», третьему – Ботанический сад, четвертому – Комаровка… А кому-то – Центральный детский парк. Когда мы маленькие, нас непременно водят сюда, к этим деревьям. А деревья помнят, каким маленьким был город. Город вырос, и мы растем. Получается, что в парке гуляют дети всех возрастов: старики – это ведь тоже чьи-то дети…
Парк так же подвижен, как вода в Свислочи. Он не может раздвинуть свои границы, но здесь всегда что-то меняется. Не так давно здесь в почете были скульптуры и так называемые малые скульптурные формы. На центральной аллее когда-то находился фонтан. Ваятели творили для парка фигуры детей и животных из самых разных материалов – камень, бетон, дерево. Но всё ветшает, и сегодня от них остались только… фотоснимки.
Зато появились нововведения: нельзя гулять с собаками и курить.
Появились новые скульптуры – взметнувшаяся волна, или капля-великан. Это открытый в прошлом году памятник минскому источнику минеральной воды.
Вместе с девочкой Машей мы читаем надпись на памятнике: «На этом месте в 1929 году под руководством академика Герасима Васильевича Богомолова (1905–1981) была пробурена скважина до глубины 353, 8 м и впервые вскрыт водоносный горизонт минеральной воды «Минская-4». В 1948 году скважина углублена до 580, 27 м и названа Минской опорной скважиной как самая глубокая буровая скважина в Минске».
Приходите!
Так хочется, чтобы уже завтра начали работать аттракционы, зазвучала музыка…
– Нет, мы планируем официально открыться только в середине апреля, – говорит начальник парка Владимир Семенюк. – Погода? Для нас это не главное. Нужно хорошо подготовить все объекты, чтобы горожане получали от парка удовольствие и радость.
…Сказать по правде, минчане получают от парка удовольствие круглый год – он ведь никогда не закрывается. И сейчас здесь не только белки и птицы. Парк наполнен людьми: бегают спортсмены, гуляют дамы с колясками, в песочнице трудятся дошколята, студенты отдыхают после лекций…
Парк, в «паспорте» которого стоит 1805 год, молод молодостью своих посетителей. И одновременно в нем чувствуется аромат столетий. Парк сохранил себя и свои традиции. Он – «классика жанра». Не оттого ли здесь так хорошо людям элегантного возраста?
И как тут не вспомнить песню Клавдии Шульженко: «Я люблю тебя, мой старый парк, и твои аллеи над рекою. Не забыть тебя, мой старый парк, – столько связано с тобою. Ты всегда красив, мой старый парк, – солнце светит иль бушует вьюга. Я пришла к тебе, мой старый парк, как на встречу с давним другом».
Фото автора и из книги «Мiнск на старых паштоўках».