Хрущёв грозит показать кузькину мать, и конец антиалкогольной кампании. Этот день в истории: 24 июля
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 24 июля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1474 год. В Венецию отправляется первый русский посол Семен Толбузин
Посольство Толбузина занимает особое место в истории дипломатии. Впервые Москва посылала в качестве посла не «фрязина» (иностранца из Западной Европы), а русского человека. Толбузин отвечал всем требованиям своей миссии. Он был умным, образованным и энергичным. К тому же из уважаемой семьи, что в те времена имело значение. Дед Семена Ивановича пал в судьбоносной битве с ордынцами на поле Куликовом, отец служил воеводой у великого князя Московского Василия Дмитриевича.
Но что же это была за миссия? Важная ее часть, помимо дипломатических дел, состояла в том, чтобы привлечь в далекую и неведомую Русь иноземных специалистов, прежде всего строителей и архитекторов.
Незадолго до этого обрушился вследствие землетрясения строившийся в Кремле Успенский собор, в котором, во временно устроенной деревянной церкви, в 1472 г. венчались Иван III и София Палеолог. Собор было необходимо достроить. Да и вообще потребность в опытных зодчих была высока. Кроме того, за годы ордынского ига многие искусства пришли в упадок, и Иван III рассчитывал, что зарубежные таланты помогут русскому возрождению.
Толбузин сделал, казалось, невозможное — привез в Московию прославленного венецианского архитектора Аристотеля Фиоравенти, «сведущего также в литье пушек и колоколов, чеканке монет». Правда, чтобы выдернуть Фиоравенти из уютной Венеции, пришлось посулить ему баснословное жалованье: 10 рублей в месяц. По курсу того времени боевой конь или маленькая деревенька на Руси продавалась за 2–3 рубля, а большое село из нескольких десятков крестьянских дворов — за 100 рублей.
Эти расходы оправдались с лихвой. Фиоравенти успешно достроил собор, искусно соединив передовую итальянскую строительную технику и принципы русской архитектуры, которые тщательно изучил, побывав во Владимире. Не только в Москве, но и в других городах развернулось строительство архитектурных сооружений, получили развитие литейное дело и чеканка монет.
Выполнив обещанную часть работ, Фиоравенти засобирался было на родину. Да не тут-то было. Иван III, не желавший терять такого специалиста, Аристотеля не отпустил. Зодчий попытался уехать тайно, но был перехвачен и посажен царем под арест.
Долго томиться взаперти итальянцу не пришлось. В 1482 г. Иван III засобирался в поход на Казань и ему понадобился военный инженер. А в 1485-м был поход уже на Тверь, и 70-летний Фиоравенти вновь отправился в путь. Вернуться в Италию ему было уже не суждено.
Воздвигнутый под руководством Фиоравенти Успенский собор является сегодня древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы.
1704 год. Объединенный англо-голландский флот под командованием адмирала Джорджа Рука отбивает у испанского гарнизона Гибралтар
Войну за испанское наследство Англия в итоге проиграла — новым королем стал Филипп V, внук французского монарха. И все же некоторых уступок британцы добились — сохранили завоеванный ими Гибралтар, который удерживали к тому моменту девять лет. Согласно Утрехтскому договору, англичанам в вечное владение достался город, укрепления и гавань. Обладание Гибралтаром во многом обеспечило морскую мощь Британии. Ведь этот скромный кусок территории, площадью менее 7 кв. км, половина из которых — скала высотой 426 метров, на самом деле имеет важнейшее стратегическое значение, поскольку позволяет контролировать Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.
Испанцы в XVIII веке предприняли несколько попыток вернуть Гибралтар военным путем, но потерпели неудачу. Версальский договор 1783 г. подтвердил, что территория остается под контролем Великобритании. А в 1830-м Гибралтар был официально объявлен британской колонией.
Напряжение между Мадридом и Лондоном по вопросу принадлежности Гибралтара сохранялось и временами даже усиливалось. Так, например, в 1969 г. Испания перекрыла сухопутную границу и обрезала паромное сообщение. Целых 13 лет попасть на полуостров можно было либо по морю, либо на самолете.
Гибралтар и по сей день остается яблоком раздора. Многие обратили внимание на то, что, празднуя победу над англичанами в финальном матче ЧЕ-2024 по футболу, Ямаль и Родри распевали: «Гибралтар — испанский! Гибралтар — испанский!» О чем это они? — удивлялись несведущие. Ну вот теперь мы знаем — о чем. Знает и УЕФА, а потому разводит команды Гибралтара и Испании при составлении сетки отборочных матчей.
1904 год. Родился выдающийся флотоводец, герой Советского Союза адмирал флота Николай Кузнецов
29 апреля 1939 г. Сталин назначил Кузнецова Народным комиссаром ВМФ СССР. В 34 года! Он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский. Оба были расстреляны, и никто не гарантировал, что и нового наркома не постигнет та же участь.
Делом всей его жизни было укрепление и развитие отечественного военно-морского флота. И этому делу Кузнецов служил верой и правдой, не идя на компромиссы и сделки с совестью, не боясь перечить вождям, и оттого судьбу его простой не назовешь. Оглядываясь на прожитую жизнь, он писал: «Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля — большого или малого — и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды — вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте — Адмирала Флота Советского Союза».
Кузнецов с детства мечтал о море. Когда ему было всего 15, он, приписав себе два года, пошел служить в Северодвинскую флотилию. Затем проходил обучение в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил с отличием. После отказа от штабной должности был направлен на Черноморский флот на крейсер «Червона Украина». На нем молодой офицер последовательно прошел все ступени флотской службы. А после Военно-морской академии, которую также окончил с отличием, и непродолжительной службы старпомом на крейсере «Красный Кавказ» вернулся на «Червону Украину» уже командиром. В тридцать один год он вывел свой крейсер на первое место среди кораблей Морских Сил СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира. Потом была сражающаяся Испания, в помощь которой отправили Кузнецова, и по возвращении из которой он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.
Став наркомом, Кузнецов активно принялся поправлять дела флота, которые во многом оказались запущенными. Но главное — невзирая на получаемые выговоры и нарываясь на недовольство Сталина — все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. Благодаря его усилиям флот в первые дни гитлеровского вторжения практически не понес потерь и существенно замедлил продвижение нацистских войск в районе Чёрного и Балтийского морей.
После победы Кузнецов внес значительный вклад в реорганизацию военно-морских сил страны, став одним из родоначальников атомно-ракетного флота. Однако из-за склонности открыто высказывать свое мнение дважды попадал в опалу. В полной мере заслуги адмирала перед Родиной были признаны только после его смерти.
В 2024 г. вышел 8-серийный военно-исторический фильм Сергея Виноградова «Адмирал Кузнецов» с Игорем Петренко в роли легендарного флотоводца.
1959 год. На выставке в «Сокольниках» проходят знаменитые «кухонные дебаты» Ричарда Никсона и Никиты Хрущёва
Кухонными их назвали потому, что разговор американского вице-президента и первого секретаря ЦК КПСС состоялся на «кухне типичного американского дома», которая была частью американской выставки в Москве.
Это был короткий период, когда в условиях холодной войны две сверхдержавы чуть раздвинули железный занавес и открылись друг другу. Решили обменяться выставками. В конце июня в нью-йоркском Колизее открылась советская. Американцы увидели модели космических спутников и новых АЭС, атомного ледокола «Ленин» и самого большого в мире синхрофазотрона. А через месяц в Москве заработала американская выставка, которую открывали Хрущёв и приехавший по этому поводу из-за океана Никсон. В то время вице-президент готовился к борьбе за Белый дом с кандидатом от Демократической партии Джоном Кеннеди и намеревался своим московским вояжем заработать дополнительные очки. Оттого и в споре с Хрущёвым был напорист и импозантен. Знал, что каждый жест и каждое слово ловят камеры американских журналистов — советские его волновали в меньшей степени.
Жаркий спор о капитализме и коммунизме разгорелся прямо посреди образцовой американской кухни, установленной специально для выставки. Никсон, разумеется, говорил о преимуществах американской жизни. «А мы тут тоже не мух ноздрей бьем, — вспыхнул Хрущёв. — Дайте нам еще семь лет, и мы будем на таком же уровне!»
Когда Никсон принялся нахваливать вольготную жизнь в коттеджах, которую якобы может позволить себе почти любой ветеран Второй мировой войны или рабочий, Хрущёв усомнился в высоком качестве американского массового жилья. Вот в СССР, заявил он, строят прочно, на века. Когда же ему ответили, что американцам не нужно прочное жилье, поскольку через некоторое время можно взять кредит и построить новое, Хрущёв в сердцах выпалил: «Мы еще покажем вам кузькину мать!» Переводчик МИД Юрий Лепанов не был готов к подобному спичу и добросовестно отчеканил по-английски: «Мы покажем вам мать Кузьмы», чем озадачил журналистов. Переводчик, правда, сразу попытался объяснить Никсону смысл идиоматического выражения, но получилось не слишком удачно. Надо сказать, что в дальнейшем Хрущёв не раз будет употреблять сей загадочный термин, но тогда, в «Сокольниках», он впервые ввел его в политический оборот.
По итогам импровизированного диспута оба спорщика остались при своем мнении и весьма довольные собой. На следующий день «кухонные дебаты» выплеснулись на первые полосы американских газет. В Советском Союзе дебаты показали по телевидению поздно вечером 27 июля, однако не для всех реплик Никсона был дан перевод.
По словам фотографа Эллиотта Эрвитта, снявшего знаменитую фотографию, где Никсон тычет пальцем в Хрущёва, в дебатах проскочили две фразы, которые не вошли ни в одну из расшифровок того разговора. Никсон сказал: «Мы богатые, а вы бедные. Мы едим мясо, а вы едите капусту!» Хрущёв ответил просто: «Да пошел ты!»
1990 год. Выходит постановление Совета Министров СССР, отменяющее запрет на продажу алкоголя населению до 14 часов
До этого в народе ходила частушка:
В шесть утра поет петух,
в восемь — Пугачёва.
Магазин закрыт до двух,
ключ у Горбачёва.
С выходом постановления антиалкогольная кампания, затеянная в 1985 г. по инициативе членов Политбюро ЦК КПСС Михаила Соломенцева и Егора Лигачёва, была окончательно свернута, пропаганда трезвенности прекращена, а продажи алкоголя резко пошли вверх.
Борьбу с пьянством все эти годы власти вели самыми простыми методами. Закрыли большинство вино-водочных магазинов, а в оставшихся ограничили продажу спиртного периодом с 14 до 19 часов. Стоимость на водку подняли в два-три раза. Принялись вырубать виноградники. Вышел запрет на употребление алкоголя в общественных местах — парках, скверах и т. п. Народ возроптал. Но окончательно добила антиалкогольную кампанию образовавшаяся в государственном бюджете огромная дыра.
Положительные результаты у сухого закона, конечно, были: продолжительность жизни мужского населения достигла 63 лет, увеличившись на 2,5 года, в несколько раз сократилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Да и последовавший вскоре «перестроечный» беби-бум демографы считают прямым следствием антиалкогольного указа 1985 г. Но издержки перевешивали.
«Мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… А казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем», — подвел итог кампании первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Виктор Грушко.