Художник, что рисует Минск. Алексей Корабельников — про счастье и любовь к живописи
Город, теплый и таинственный, лиричный и вдохновенный, в котором спальный район может превратиться в загадочный уголок, а знакомый с детства старый квартал — в завораживающую легенду. Таким можно увидеть Минск в произведениях художника и преподавателя Алексея Корабельникова. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал, как рождаются картины творца и что делает его счастливым.
— Алексей, почему рисуете именно Минск?
— Это моя родина. Он у меня в крови. Приходилось бывать в разных городах и странах. Небольшая серия моих картин посвящена Кракову, Праге, Санкт-Петербургу, но, наверное, каждый художник больше всего любит родные места. Мне дорог именно Минск, особенно район Театра оперы и балета, пр. Независимости. Безусловно, Немига, которая для меня как Крещатик для киевлян, Невский для петербуржцев, Арбат для москвичей. Еще люблю бульвар Шевченко. С учениками часто выхожу на пленэр к этим местам.
— А сами пишете с натуры?
— Создаю этюды на открытом воздухе. Затем какие-то из них дорабатываю в мастерской, а некоторые оставляю как свежий взгляд на пейзаж.
— Прохожие не беспокоят вопросами?
— Меня — нет. А к моим ученикам, особенно к девушкам, иногда подходят, хотят с ними познакомиться. Тогда приходится отваживать ухажеров. Наверное, в этот момент я сурово выгляжу (улыбается).
— Какой у вас характер?
— Я терпеливый и в меру спокойный человек. Бываю чрезмерно эмоциональным, но редко. Наверное, все зависит от общества, в котором нахожусь. Много тружусь и стараюсь не впускать в жизнь негатив. Еще я романтик, люблю лирику.
— Как давно вы преподаете в гимназии-колледже искусств?
— Работаю здесь третий год. В учреждении сложившийся профессиональный коллектив, и мне все нравится. До этого три года трудился в художественном колледже им. А. К. Глебова. Везде, где пришлось преподавать, были хорошие отношения с коллегами и учащимися.
— Обучение молодого поколения не отвлекает от творчества?
— Мне удается совмещать. Есть сложившийся четкий график. К тому же преподавание организует и в то же время вносит разнообразие в повседневность. Нравится, когда ребята воспринимают мои идеи, мысли, слова. Информацию излагаю на профессиональном языке, который порой сложно понять. Но они стараются, и у них получается. Поработав в мастерской, с удовольствием иду на занятия, а пообщавшись с учащимися, скучаю по мастерской и живописи.
— У вас есть любимчики?
— Конечно, как и у любого преподавателя. Однако во время занятий стараюсь никого не выделять и не ругать, чтобы не обидеть. Художники — люди ранимые. А получать знания все должны одинаково. Остальное зависит от прилежания, таланта и других факторов. Пока ребята не дают скучать, с ними интересно. Между нами доверительные отношения. Если у ученика что-то пошло не так, помогаю разобраться. Советую поменять подход, не зацикливаться и продолжать путь.
— Алексей, когда вы почувствовали в себе художника и решили связать жизнь с искусством?
— В детстве. Учился в художественной школе. Потом были училище им. А. К. Глебова, которое укрепило мой выбор, педагогический университет, магистратура, преподавание и поиск пути как художника. Сейчас все продолжается.
— Что вдохновляет, а что, наоборот, мешает?
— Я очень люблю музыку. Работаю в основном под романтичную и инструментальную, слушаю советских и зарубежных эстрадных исполнителей 1980-х. Нравятся песни Игоря Талькова. Музыка помогает мне быть более чувственным, проникновенным в образах, которые создаю на холсте.
Чтобы творить, мне требуется уединение.
В мастерской отключаю телефон: не нравится, когда тревожат по пустякам, мешают монологу. Картины рождаются в тишине.
Любовь и солнечные дни, безусловно, вдохновляют. Иногда пасмурная погода навевает грустные сюжеты. Главное — найти идею и тему.
Помимо этого, к созданию полотен побуждают друзья и поклонники, хорошие отзывы о работах, комплименты. Красивые слова для творческого человека необходимы (улыбается). Однако объективная критика тоже не помешает.
Спорт также поддерживает форму и настроение. Два-три раза в неделю занимаюсь в тренажерном зале. Гуляю по дорогим сердцу местам в городе. Очень люблю животных: собак и кошек.
— Расскажите о ваших выставках.
— Были три персональные. Две из них — тематические. Одну посвятил трамваям. Другую — гастрономическому натюрморту. Экспозиция имела большой резонанс. Третья — собрание картин разных жанров, прошла в 2023 году и именовалась «Живописный гурмэ». Стараюсь участвовать в республиканских и зарубежных проектах.
— Ваши произведения очень разные. Как бы вы назвали стиль, в котором пишете?
— Сложно сказать… Романтический импрессионизм, классицизм, иногда даже соцреализм. Я продолжаю традиции. Многое зависит от настроения, с которым творишь. Говорят, у художника должен быть свой почерк. Стараюсь уходить от одинаковости, штампов и клише. Хочу быть разным. Пытаюсь охватить как можно больше. Живописец на протяжении всей жизни познает себя, пробует, ошибается и снова пробует. У меня есть серии работ в одной технике, в одном колорите и с тонкой пропиской, а есть созданные иначе — более размашисто, с фрагментами детализации, недосказанностью, пересекающейся с деталью.
Я считаю, что в живописи, в отличие от фотографии, где нас интересует все, что попадает в объектив, должны правильно сочетаться произведения с элементами недосказанности, списанности. На мой взгляд, более мастеровитый художник тот, кто сумел тонко найти эти места в картине, обозначить их и связать между собой.
— Алексей, можно ли в современных реалиях заниматься только живописью и этим зарабатывать? Ведь краски, холсты, рамы, обустройство выставок, залы, мастерские обходятся недешево…
— Конечно, все это стоит немало. Например, с некоторых пор я перестал каждое из полотен оформлять в раму, учитывая то, что люди, приобретая картину, полагаются на свой вкус. Оформляю в багет только знаковые для меня произведения.
Однако я человек некорыстный — когда становлюсь к холсту, о деньгах не думаю. Больше беспокоюсь о том, сумею ли донести мысли и чувства до зрителей, поймут ли они меня. Творю с 100-процентной отдачей. Во время процесса полностью отключаюсь от материального мира. Если думать о деньгах, в результате не получишь ни их, ни качественного произведения. Сосредоточиться нужно только на том, как передать энергетику, любовь, запах цветов, шум улиц, вкус еды. А завершать работу надо тогда, когда точно выразил то, что задумал. Иначе это не искусство, а халтура.
— Как думаете, вы счастливый человек?
— Самым счастливым на земле себя не назову, но несчастным тоже не чувствую. Думаю, что больше счастливый.
Справочно
В жанровой живописи А. Корабельникова романтичные, современные персонажи. Действующие лица тонко вписаны в любимый город («Вижу свет в твоем окне»). Они вызывают понимание, сопереживание или светлую ностальгию по ушедшим детству и юности («Квас детства»). Большое место в творчестве художника занимает натюрморт. Это сложные по композиции, изысканные по цвету, прописанные с виртуозной легкостью работы («Полевые ромашки», «Блины с икрой»). Его полотна украшают частные коллекции в Беларуси, России, Украине, Болгарии, Сербии, Италии, Германии, Англии, США, Канаде, Нидерландах, Китае.
Читайте также:
- За что Рембрандт обвинялся в блуде, и как Пушкин оскорбил род Аракчеевых. Этот день в истории: 4 октября
- «Витраж — музыка цвета». Какие творческие шедевры создает столичный мастер картин из стекла
- Чай учит получать от жизни удовольствие. Рассказываем, где в Минске продегустировать ароматные напитки
Смотрите также: