Художница создает живописные картины и иконы из полудрагоценных камней и минералов
Художница Алена Гордон создает живописные картины и иконы из полудрагоценных камней и минералов. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала, как самоцветы превращаются в краски и в чем уникальность каменных полотен.
Ее проект называется Gordon’s Gemstone Art. Картины выглядят как классические живописные работы — написаны очень выразительно, живо и изящно. Сложно поверить, что вместо красок — самоцветы, а холст заменен мраморной пластиной. Авторская технология живописи признана уникальной и не имеет аналогов в мире.
Создает шедевры Алена в обычной квартире. В комнате светло и уютно, играет музыка. О том, что здесь творит живописец, можно понять по расставленным на столе карандашам и кисточкам, миниатюрным бутылочкам и крышечкам с цветными порошками. Это и есть краски, вернее, измельченные полудрагоценные камни. Палитра впечатляет: изумрудный малахит, небесный лазурит, красная киноварь, золотой янтарь, рыжая охра, зеленый волконскоит, сиреневый чароит, темно-синий родусит….
— Минералы бывают разнообразнейшей цветовой гаммы. К тому же их можно перемешать и получить новый оттенок, — объясняет Алена Гордон. — Самоцветы заказываю у геологов, потом их дробят до мельчайших частиц и просеивают. Драгоценные камни, такие как гранат, хризолит, аметист, измельчаю сама вручную. Самое сложное — просеять камень. Для рисования использую мельчайшие фракции: 0,1-0,75 мм, пыль. Важно, чтобы порошок легко сыпался, не создавая комков. Им и создается изображение на мраморной основе. В работе я использую тончайшие кисти и стоматологические инструменты. Каждый слой закрепляю специальной эмульсией — очень прочной и долговечной.
Ее состав художница держит в секрете, как и саму технологию создания картин. Каменную живопись Алена Гордон придумала около 17 лет назад, когда работала в мастерских по изготовлению панно из декоративно-поделочного камня. Будучи выпускницей художественного училища им. А. К. Глебова по классу живописи, она долго искала свой стиль. Рисовала карандашом, писала маслом, акрилом, работала в компьютерных программах. Трудилась художником на картографической фабрике, иллюстратором, веб-дизайнером, декоратором, занималась росписью стен, преподавала изобразительное искусство в школе. Самоцветы появились в ее жизни совершено случайно.
— Я искала подработку и устроилась в мастерскую, где делали пейзажи и сувениры из каменной крошки. Со временем мне захотелось создавать из этого материала что-то более художественное и эстетичное. Стала экспериментировать и постепенно усложнять технику, открывая новые способы работы с самоцветами. Хотелось, чтобы картины выглядели как живописные, а не как декоративные панно, — рассказывает художница. — Однажды знакомые попросили написать образ Семистрельной Богородицы в камне. Для меня это было в новинку, пришлось изучить каноны иконописи. Я очень прониклась работой и образом, и когда икону показали специалистам, то они сказали, что она «намоленная». Не знаю, как так получилось – на тот момент я даже не была крещена. Видимо, так происходит, когда пишешь сердцем. Это придало мне уверенности в своих силах.
В камне Алена Гордон создала галерею святых образов – Иисуса Христа, Богородицы, Николая Чудотворца, Андрея Первозванного, Антония Великого, Георгия Победоносца…
— Когда пишу икону, всегда изучаю житие святого. Соблюдаю церковные каноны, но как художник привношу в образ что-то свое. В последнее время больше нравится создавать портреты и картины с мистическими сюжетами, — делится собеседница. — Идею могу долго вынашивать, но потом быстро рисую эскиз на бумаге и переношу изображение на мрамор — хочется скорее начать сыпать камнем, приступить к работе с цветом.
Процесс создания произведения занимает несколько месяцев, работа очень кропотливая и трудоемкая. Каждый элемент, линия или деталь засыпаны по отдельности. Нанесением камней различной степени крупности создается объем и глубина рисунка. В работе используются более 30 разновидностей минералов.
На вопрос, не жалко ли ей крошить полудрагоценные самоцветы, отвечает:
– Жалко конечно. Дробить, например, бриллианты вообще глупое и сложное занятие, но они придают картине роскошный блеск.
Готовое каменное полотно вставляется в оправу из дерева и становится вечным произведением искусства.
Такие картины не подвержены воздействиям окружающей среды. Однако с годами изображение может меняться.
— Рисунок становится мягче, тоньше, теплее. Он живой. С одной стороны, сказываются процессы диффузии, все-таки камень — это природное химическое соединение, с другой — так проявляют себя энергетические свойства кристаллов, — отмечает художница. — Иногда вижу свои работы у заказчиков. У одних они преображаются, оживают, свежеют с годами, а у некоторых, бывает, теряют свой свет. Хотя это единичные случаи. Например, я дважды забирала икону у одного человека, чтобы ее подправить, дописать, техника позволяет это сделать, но все равно через некоторое время образ становился колючим и злым. Предполагаю, что камни впитывают энергетику владельца.
Алена Гордон признается, что ощущает энергетику не только камней, но и всего, что ее окружает.
– Скорее, это кристаллы выбрали меня, а не наоборот. Есть такое понятие, что сила выбирает того, через кого она будет транслироваться. Я никогда не предполагала, что буду работать с этим материалом, писать иконы. Хотя с детских лет меня интересовала природа, всё живое и красивое. Я люблю носить украшения из камней и отдыхать в горах, – дополняет художница.
Большинство ее работ находятся в частных коллекциях Беларуси, России, Литвы, США, Германии, Франции, Швеции, а также в некоторых православных храмах, один из которых располагается в Антарктике. Одна икона хранится в фонде Художественной галереи Михаила Савицкого.
Персональные выставки она устраивает нечасто – нужное количество работ набрать непросто из-за длительности и сложности технологии.
— Предпочитаю трудиться на заказ, а не в стол. Материалы дорогостоящие. Если произведение остается в Беларуси, могу попросить его для экспозиции, но чаще всего их увозят за границу, — уточняет художница.
Тем не менее в планах Алены организовать осенью выставку в Вильнюсе.
К этому времени она надеется закончить новую картину.
В Минске увидеть уникальные каменные полотна можно на выставках, организуемых Союзом мастеров-миротворцев «Свет», участником которого является Алена Гордон. Несколько ее работ сейчас представлены в экспозиции «День восьмой» в галерее «Лабиринт» Национальной библиотеки Беларуси. Выставка продлится до 20 марта.
Фото Андрея Мицкевича (из архива художницы)