Игорь Тур — об информационной войне, о будущем ШОС и перспективах для Беларуси
Журналист Игорь Тур — один из тех, чьи имена зазвучали на фоне августовских событий 2020 года, вынудивших многих его коллег в корне поменять формат деятельности. Государственные СМИ стали смелее, ярче, острее. Сегодня, как и два года назад, в авторских программах на телевидении, в интервью, в своем Telegram-канале Игорь Тур обращается к самым злободневным темам, развенчивает фейки, стремится донести до читателя, слушателя, зрителя свою точку зрения, делая это жестко и бескомпромиссно. Он убежден: главное — говорить правду и не малодушничать, пытаясь сгладить острые углы.
В среду И. Тур принял участие в «Вечернем политическом канале» на «Радио-Минск» и ответил на вопросы ведущего Вадима Елфимова.
О работе СМИ и об информационной безопасности
— Александр Лукашенко на недавней встрече с государственным секретарем Совета Безопасности Александром Вольфовичем призвал показывать реальную действительность, без фейков. Я позволю себе дополнить Президента. Фейки не надо плодить не только касаемо деятельности оппонентов, не нужно заниматься ложью и касаемо нас самих. Потому что такие случаи нет-нет да и происходят. Если, к примеру, где-то состоялась диалоговая площадка, а вместо реального диалога получился монолог экспертов и даже вопросов от скучающей аудитории не было, не стоит потом во всех источниках информации трубить, как замечательно мы всё организовали, обсудили и обменялись мнениями. Ведь это неправда. Глупо рассчитывать, что мы станем малодушничать и недоговаривать в некоторых мелких вопросах, а в стратегических нам аудитория поверит безоговорочно. Нет, не поверит. Она и сама вспомнит, и ей подскажут: вот тогда-то и там-то власти не рассказали вам о чем-то. Попытались юлить, когда цены росли, а кто-то заявлял, что они на прежнем уровне. Так подрывается доверие к СМИ и государству в целом. По тем же ценам, к примеру, надо было объяснить, почему растут, и рассказать, что делается в качестве контрмер.
Если, как сейчас, Совбезу поручается присмотреться к информационному полю, значит, мы косвенно переходим в режим военной пропаганды. Безоговорочное исполнение государственно важных инициатив выходит на первое место.
Я глубоко убежден, что объем расходов нашего бюджета на оборонный сектор недостаточен. Я как гражданин страны в текущей ситуации готов лично платить на процент, на два больше подоходного налога, потому что времена сейчас лихие. И если вдруг, не дай бог, на территории Беларуси начнутся боевые действия, то всё остальное — социальная сфера, школы, дороги — отойдет на второй план. Теперь главное — это не допустить военных провокаций. Надеюсь, что в одном из ближайших докладов Совбеза, который ляжет на стол Президенту, Александр Вольфович укажет: для успешного ведения информационной войны нужно большее финансирование медиасферы. Давайте об этом говорить прямо. Нас, журналистов, критикуют, почему вы, мол, не делаете какие-то интересные ток-шоу. Потому что не хватает ресурсов. Наши оппоненты для того, чтобы выдать минутный материал с откровенным бредом, задействуют съемочные бригады с кучей людей. А мы тут на коленке героически отбиваемся от врагов. Попытки с саперными лопатками бросаться на танки могут плохо закончиться.
О будущем ШОС и перспективах для Беларуси
— Если на азиатском рынке рано или поздно сформируется некая общность доминирующих государств (Россия, Индия, Китай), это может стать более чем разумной альтернативой для стран, сотрудничающих сегодня с Соединенными Штатами Америки. Той же Европе будет куда выгоднее сотрудничество с ШОС, от которого она получит больше бонусов: и политических, и экономических. При общем в политико-экономическом пространстве от Лиссабона до Владивостока Беларусь заняла бы козырное место, оказавшись посередине между технологической Европой и ресурсной Азией. Соответственно, в одном направлении через нас пойдут ресурсы, которые мы станем получать, и нам это будет выгодно. В обратном направлении, с запада на восток, пойдут технологии, которые мы также будем получать. Так что для Беларуси усиление роли ШОС и сотрудничество с этим союзом Европы и Европейского союза было бы идеальной схемой.
Я убежден: то, что называется специальной военной операцией, со стороны Москвы с большего специальная экономическая операция против устоявшихся правил на мировой арене. Так или иначе, экономика всего мира будет перекраиваться.
О мелких личностях в большой политике
— Настоящих личностей в мировой политике становится меньше. Взять того же Макрона… Недавно опять запросил экстренный телефонный разговор с Путиным, и я безумно рад, что его отклонили. Ведь всё, что создает Макрон постоянными звонками в Кремль, — это некая аура. Никто не знает, о чем они говорят. Затем Макрон «сливает» полученную информацию в выгодном для себя векторе, и создается впечатление, будто он что-то решает. Но это чушь.
А взять канцлера Германии, названного обиженной ливерной колбасой. На это откровенное оскорбление с украинской стороны он никак не реагирует. Лишь смеется и ничего не может сказать в ответ, потому что это Украина, а ругать ее никак не позволительно.
А Борис Джонсон. Последние годы его премьерства — это разговоры только об Украине. Он хотя бы что-то концептуальное по развитию Великобритании предложил? Однако после выхода страны из Евросоюза там хватает внутренних проблем, требующих решения. Никто и не скажет навскидку, что он говорил о Великобритании — лишь об Украине.
О Зеленском как ставленнике Госдепа
— Возможно, для кого-то это станет сюрпризом, но на месте Владимира Зеленского должен был находиться Святослав Вакарчук, лидер группы «Океан Эльзы». Именно он рассматривался Госдепом в качестве того президента, который попсово будет избран для выполнения функционала, сегодня осуществляемого Зеленским. Однако Вашингтон своевременно для себя обнаружил, что Вакарчук для этой роли является слишком националистичным в здравом понимании этого слова, который в какой-то момент может не подчиниться и заявить: «Вы, американцы, делаете плохо для моей Украины». К тому же обладает определенным внутренним стержнем и далеко не глуп. Поэтому экстренно достали из рукава Зеленского. Он работает строго за деньги и изначально не настолько сильно, как Вакарчук, был вовлечен в политику: таким человеком гораздо проще управлять.
Владимира Александровича мне по-человечески жаль. Может, он в принципе не плохой человек и даже хотел чего-то хорошего для Украины, однако не смог понять очень важной вещи. Помните фразу из сериала «Бригада»? «Бывают расклады, когда ты играешь. А бывают наоборот — когда играют тебя». Вот этого Зеленский в свое время не понял, а соскочить уже нельзя.