Игра в имитацию становилась реальной. Как дети эпохи СССР учились создавать аналоги беспилотников
В СССР детям было проще выбрать будущую профессию — по всей стране действовали различные кружки и секции. Поразительно, но еще 100 лет назад ребят учили создавать предшественников современных беспилотников. Как в Союзе развивали техническое моделирование — читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Все выше и выше
В 1920–1930-е авиация для многих оставалась мечтой, часто недостижимой. Имелась альтернатива не только для детей и подростков, но и для взрослых. Правда, без обожания публики и правительственных наград. Но дело гарантировало азарт и успех при должном старании. В сентябре 1924 года в Москве прошли первые в СССР соревнования по авиамодельному спорту. Сначала в воздух запускали планеры. А после появления в 1930-х поршневых бензиновых микродвигателей увлечение вышло на новый уровень. В 1938 году советская модель сделала воздушный бросок по прямой на 21 957 м. Рекорд признала Международная авиационная федерация. В 1949-м авиамоделисты из СССР впервые приняли участие в международных состязаниях. В 1951 году созданная ими авиамодель с микродвигателем установила абсолютный мировой рекорд: 258 км движения по прямой. А в 1958-м советская команда стала чемпионом мира.
Модели, летающие на корде по кругу, получили широкое распространение, так как зрелище можно наблюдать в одном конкретно отведенном месте. Стоя на земле, пилот удерживает корд и управляет моделью, поворачиваясь вслед за ней.
В БССР авиамодельный спорт зародился в 1926 году. Правда, первые соревнования состоялись лишь в 1953-м. Белорусская команда не раз занимала призовые места на всесоюзных первенствах.
Многим взрослым кажется, что малые беспилотники появились лишь в XXI веке. На самом деле еще в 1975-м белорусская команда заняла третье место на соревнованиях в классе радиоуправляемых моделей. А еще через год юношеская сборная БССР стала первой на чемпионате Союза. В 1980-е радиоуправляемые модели могли находиться в воздухе свыше шести часов!
Но всё вышеупомянутое — вершина айсберга. В БССР к началу 1980-х в авиамодельных кружках при Домах пионеров и на станциях юных техников занимались более 19 тысяч человек. Кружки открывали даже в городских поселках. Состязались в полетах на скорость, дальность, в мастерстве исполнения фигур пилотажа. Теоретической подготовке уделяли существенное внимание. Молодые люди получали знания об аэродинамике, механике, проектировании. Это близко к уровню подготовки тех, кто создает аппараты для большой авиации.
Школьники выписывали издания «Крылья Родины», «Моделист-конструктор». Руководствуясь романтическим увлечением, создавая собственными руками любительские модели, выросло поколение, которое шло учиться в вузы, так или иначе связанные с авиацией.
Туда суда
Судомодельный спорт тоже прошел большой путь — от лодок с деревянными корпусами до крейсеров из углепластика. В августе 1949 года в Москве организовали первенство. Участвовали 15 команд, в том числе белорусская.
В 1955-м советская дружина приняла участие в международных соревнованиях. В 1964 году создали Федерацию судомодельного спорта СССР.
Это увлечение требует любви к истории, аккуратности и технической подкованности. Существуют стендовые соревнования, скорее похожие на осмотр моделей как экспонатов. Оценивают их качество, эстетику, соответствие чертежам.
На ходовых первенствах обращают внимание на управляемость, маневренность надводных и подводных моделей. Не только подростки, но и взрослые представляют свои детища с азартом в глазах. Кораблики делают в виде копий судов, существующих в мировом флоте, или разрабатывают собственные версии. Вообще, это целая отрасль. Представьте: одних спортивных моделей 36 классов! Если заглянуть в классификацию, то можно прочесть, например: «ECO Expert — гоночная радиоуправляемая модель с гребным винтом и электродвигателем свободной конструкции. Один аккумулятор 350 или более грамм. Без возможности замены, время гонки 6 минут». Согласитесь, нужно быть одержимым, чтобы заниматься подобным. Есть те, кто всю жизнь посвящает этому хобби. В советские годы, когда не было компьютеров и умных телефонов, судомодельный спорт служил отдушиной для подростков.
Сегодня, увы, он востребован гораздо меньше. И все же судомоделисты из Беларуси регулярно участвуют в чемпионатах мира и Европы, международных соревнованиях.
Рулевые игры
Автомодельный спорт в Советском Союзе появился в 1954 году. Тогда еще не существовало классификаций. Да и соревнования проходили на временных площадках. Специально подготовленных в СССР сначала было только две: в Москве и Минске.
Первые крупные соревнования состоялись в 1957-м в Белокаменной, на стадионе «Юных пионеров». Победила модель, развившая скорость почти 58 км в час! В ту пору грузовики ГАЗ-51 не ездили быстрее!
Комитет автомодельного спорта в 1960-м вошел в состав Федерации автомотоспорта СССР на равных правах с автомобильным и мотоциклетным. Это дало главное — финансирование. И уже в 1961 году советская команда заняла первое место на чемпионате мира в Познани (Польша). С тех пор сборная Союза была постоянным лидером мирового автомодельного спорта. СМИ не трубили о достижениях повсеместно. Такой спорт, в отличие от хоккея, партийные чиновники не считали частью большой политики: мол, играются взрослые и дети — пусть дальше резвятся. Акцент делали в основном на воспитании подрастающего поколения. Для мальчишек, оглядывавшихся на машины на улице, автомоделирование имело огромное значение! То же касается авиа- и судомоделирования. Создавали базы, финансировали конструирование, покупку запчастей и материалов. Только твори. Делай собственную самоходную и радиоуправляемую технику, соревнуйся, выигрывай!
Фото из интернета
Еще материалы рубрики:
Необычная фамилия не помешала успеху. Как минчанка Марина Коняшкина стала популярна на телеэкранах
Мечтал о небе, а стал легендой медицины. Собрали интересные факты о хирурге Перельмане
Почему дворовые забавы советских мальчишек сегодня могли бы шокировать
Жизнь режиссера сериала «Каменская», продюсера кинохита «Ликвидация», была похожа на триллер и драму