ИМЕНА-ЛЕГЕНДЫ. Как Лариса Александровская покорила не только минчан, но и весь мир
Ларису Александровскую называли белорусской примадонной и всегда с восторгом встречали зрители на Родине и за рубежом. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Многие годы эта женщина — сочетание огромного таланта и невиданной красоты — оставалась символом белорусской культуры, визитной карточкой Беларуси. И вполне закономерно, что Лариса Александровская в нашей республике стала первой женщиной, удостоенной звания народной артистки БССР, а потом и народной артистки СССР.
В июне 1940 года в Москве проходила Декада белорусского искусства. В правительственной ложе — члены Политбюро ЦК ВКП(б) и советского правительства Сталин, Молотов, Ворошилов, Будённый. Немного дальше — руководитель белорусской делегации Пантелеймон Пономаренко, первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии.
Вождь народов лично тепло поприветствовал руководителей партии и правительства БССР. Хитро прищурившись и ласково пожав руку Ларисе Александровской, Сталин восхитился ее пением. Тем более что он не впервые слышал ее голос на сцене: за несколько дней до выступления Сталин уже имел счастье любоваться ею в главной партии оперы Тикоцкого «Михась Подгорный», которая прозвучала в день открытия декады.
За спектакли со своим участием примадонна белорусской оперы была удостоена высокой правительственной награды — ордена Ленина, а Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено почетное звание «Народный артист СССР». В январе 1941-го она стала еще и лауреатом Сталинской премии второй степени.
По официальным данным, Лариса Александровская родилась 15 февраля 1904 года в Минске в семье железнодорожного служащего. В действительности же Лариса появилась на свет на два года раньше — 15 февраля 1902-го. Ошибка — вольная или невольная — произошла в январе 1942-го. Находясь в эвакуации в Алма-Ате без документов (они остались в осажденном Минске, так как уходить пришлось прямо из бомбоубежища в театре, не заходя домой), артистка получила новый паспорт, где и произошло смещение даты рождения на два года. Поэтому в последние десятилетия в энциклопедиях присутствуют две даты рождения — 15 февраля 1904 (1902) года.
Когда началась Первая мировая война, семья Ларисы переехала в Петроград. Там она впервые ознакомилась с основами нотной грамоты и начала петь в церковном хоре. Незабываемое впечатление оказало на нее посещение оперного спектакля с участием Федора Шаляпина.
Вернувшись в Минск в 1919-м, Александровская стала готовиться к сцене. Окончила музыкальный техникум, специальный вокальный класс В. Цветкова, совершенствовала мастерство как оперная певица в Белорусской студии оперы и балета.
В 1927 году на Международной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне (Германия), тема которой была определена как «песня и танец в жизни народов мира», Лариса одной из первых выступила с исполнением белорусских народных песен. А спустя год уже гастролировала во Франции, в Великобритании, Швеции, Болгарии, Румынии, Югославии, Чехословакии, Польше. Белорусские народные песни в ее исполнении постоянно звучали на радио, которое в довоенное время было одним из основных источников информации.
25 мая 1933 года в Минске открылся первый в истории Беларуси стационарный репертуарный театр оперы и балета. Первой его постановкой стала опера Ж. Бизе «Кармен», в котором роль главной героини исполнила блистательная Лариса Александровская. При этом Кармен в ее исполнении не роковая личность, губительница мужских сердец, а гордая женщина, впервые в жизни по-настоящему полюбившая, полная горячего всепоглощающего чувства.
Музыкальные критики подчеркивали, что Лариса Александровская всегда тонко чувствовала суть произведения, никогда не выбивалась из общего контекста и в творчестве не допускала штампов и схематизма.
Во время Великой Отечественной войны Лариса Помпеевна выступала в составе фронтовых концертных бригад перед солдатами, в госпиталях и партизанских отрядах, на оборонных заводах нашей Родины и в ее столице — Москве. Сохранилась знаменитая фотография Ларисы Александровской в туфельках на каблучках и в платочке, стоящей на танке. Спев песню, она по-девичьи легко спрыгивает с грозной боевой машины.
В 1951–1960 годах Лариса Александровская не только солистка, но и главный режиссер Государственного театра оперы и балета БССР. Утонченный художественный вкус, могучий творческий темперамент, глубокие знания сцены позволили ей осуществить на сцене этого театра постановку оригинальных и интересных произведений национальных, российских и лучших зарубежных композиторов. К примеру, «Аида» Дж. Верди, поставленная Ларисой Помпеевной в 1953-м, с успехом шла в театре 55 сезонов!
Чудесную оперную певицу и талантливого режиссера не просто любили. Ее обожали, ею гордились.
Мало кому известно, что место для строительства здания Белорусского театра оперы и балета в 1935 году выбрала сама Лариса Александровская.
В 1950–1960-е годы я довольно часто имел счастье видеть Ларису Александровскую на сцене Большого театра. Это была статная, очень красивая и стройная, выше среднего роста женщина, которая буквально излучала позитивную энергию.
— То, что называется сейчас харизмой, проявлялось в каждом ее жесте, в каждом повороте, — вспоминала белорусский искусствовед Надежда Ювченко. — Как, впрочем, и интеллект, ведь его не спрячешь и не скроешь, подспудно он всегда ощутим. Это была женщина с большой буквы, и никакая не пожилая (хотя, как оказалось, ей было уже за семьдесят), и совсем не молоденькая, а просто красивая, даже прекрасная какой-то доброй, благородной красотой. Она совсем не работала на публику, а просто говорила, но так искренне, темпераментно и естественно это было…
Ее не стало 23 мая 1980-го — на 79-м году жизни. Белорусский народ бережно хранит память о своей примадонне. В 1945-м ее имя было присвоено Детской музыкальной школе № 1 г. Минска. Его носит и одна из улиц столицы. В 1982 году на доме № 27 на улице Захарова, где она жила, установлена мемориальная доска (скульптор Г. Муромцев). С 1987-го проводится республиканский конкурс вокалистов ее имени, а в 1992-м учреждена премия имени Л. П. Александровской в области театрального искусства.
Читайте также:
- Минский окружной суд, переливание искусственной крови и «Волчье логово». Этот день в истории: 20 ноября
- Одну из улиц в столице хотят назвать именем Ивана Баграмяна. Чем прославился этот выдающийся военачальник
- Арест Циолковского, создание Конной армии, возрождение спиртовой отрасли. Этот день в истории: 17 ноября
- Отец Моцарта и министр культуры СССР, которому «не хватало мужества». Этот день в истории: 14 ноября
- Курсант Сталин, поэт Уткин и создатель лунохода Бабакин. Этот день в истории: 13 ноября