Исполняется 200 лет со дня рождения Павла Шпилевского — одного из основателей белорусской этнографии
В Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси 31 октября пройдет круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения Павла Шпилевского. О значении его творчества в изучении культуры и традиций белорусского народа корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали заведующая отделом народоведения доктор исторических наук Александра Гурко и старший научный сотрудник отдела народоведения центра кандидат исторических наук Вадим Шейбак.
П. Шпилевский — известный белорусский этнограф, исследователь культуры и традиций белорусского народа, писатель, публицист, литературный и театральный критик середины XIX века. Родился в деревне Шипиловичи Бобруйского уезда Минской губернии в 1823 г. в семье православного священника. Получил православное богословское образование, но при этом был достаточно светским человеком, стал известным литератором.
П. Шпилевский одним из первых открыл для просвещенных кругов Российской империи культуру белорусского народа. В 1840–1850 гг. XIX века он опубликовал в известных московских и столичных журналах целый ряд работ. Среди них — исторический труд «Описание посольства Льва Сапеги в Московию», «Исследование о вовкалаках на основании белорусских поверий», монография «Белорусские пословицы», «Дожинка, белорусский обычай. Сценическое представление», «Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических сказках». Самая известная его работа, ставшая настоящим бестселлером того времени, — «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю» — вышла в некрасовском журнале «Современник» в Петербурге в 1853–1855 гг.
Путевые заметки Шпилевского
По словам А. Гурко, и в наше время эта книга переиздавалась не раз, поскольку содержит яркую картину жизни людей разных сословий на территории Полесья. Она представляет собой рассказ об истории края, регионов, городов и местечек, через которые П. Шпилевский путешествовал на дилижансе. В этом повествовании талант писателя сочетается с пытливым взглядом ученого. Павел Михайлович стал первым по-настоящему популярным белорусским писателем-этнографом середины XIX века, поднявшим пласт культуры от мифологии до местых обычаев и традиций.
Есть в этой книге очень интересные заметки о Беловежской пуще. «В несколькихъ верстахъ отъ Бреста, почти въ виду самого Кобрина, начинаются огромнейшіе леса, известные подъ именемъ Беловежской пущи, которая тянется зигзагами, на пространстве 80 верстъ, или 88,000 десятинъ, до реки Свислочи. …Пуща вся изрезана озерами и особенно речками. …Почва ея довольно хорошая, кой-где песчаная, но больше болотистая, везде почти ровная и изобилуетъ самыми разнородными, вековыми деревьями, даже мачтовыми: …но больше всего сосна и отличной доброты ель. Беловежская пуща искони была обиталищемъ медведей, туровъ и зубровъ, боготворимыхъ некогда литовцами до того, что изъ роговъ туровъ и зубровъ они выделывали чаши и употребляли ихъ при жертвенныхъ возліяніяхъ.
Въ настоящее время Беловежская пуща, какъ вместилище громадныхъ, вековыхъ деревъ и обиталище зубровъ (зубры похожи на воловъ), единственныхъ въ Европе и даже на всемъ земномъ шаре. Охотиться за ними запрещено подъ опасеніемъ строгаго наказанія, определеннаго царскимъ укаэомъ отъ 10 сентября 1802 г.; убиваютъ ихъ только по особому разрешенію, для доставленія экземпляра въ какой-нибудь зоологическій кабинетъ, и тогда стекается множество любопытныхъ съ разныхъ, даже отдаленныхъ, губерній».
— Павел Шпилевский совсем немного не дожил до своего 38-летия, — отметил В. Шейбак. — Но за столь короткую жизнь успел сделать очень многое. Шпилевский стал первым известным белорусским писателем, создававшим свои произведения на русском языке. До него работы по белорусской этнографии и фольклору выходили преимущественно на польском.
Не просто «тутэйшыя», а белорусы
По словам В. Шейбака, П. Шпилевский достаточно ясно указал, что в западной части Российской империи есть территория, которая именуется как Белоруссия. И родным языком для ее жителей является именно белорусский.
— Павел Михайлович стал одним из первых исследователей, кто дал целостное описание жизни, обычаев, обрядов, традиций и преданий белорусского народа, которые существовали в первой половине XIX века, — подчеркнул В. Шейбак. — Заслуга Шпилевского в том, что в его сочинениях очень четко прозвучала мысль о самобытности белорусов, которых он считал древнейшим из славянских народов. Шпилевский также впервые отнес к Белоруссии Минск и значительную часть Минской губернии. Хотя в ту эпоху к Белоруссии относили территории Витебской, Могилевской и часть Смоленской губернии.
По словам ученого, П. Шпилевский фактически является одним из основателей отечественной этнографии. Это признавали и его современники. Известный русский этнограф XIX века Александр Пыпин в своей работе об истории белорусской этнографии отметил, что за 30 лет после выхода путевых заметок Шпилевского подобных работ больше не появилось. А книга «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», как отмечает А. Гурко, и сегодня остается для ученых ценным источником информации о жизни на белорусских землях в первой половине XIX века. Современных исследователей притягивает достоверность информации, собранной Шпилевским в этой работе. А протяженность маршрута путешествия по белорусскому Полесью — большая редкость даже по нынешним временам.
— Шпилевский был горячим патриотом родной земли и одним из первых призывал к планомерному масштабному изучению культуры белорусского народа, — отметил В. Шейбак. — А его книга о путешествии по Полесью может стать прекрасным материалом для современных исторических реконструкций или фильмов о жизни на белорусских землях в середине XIX века.
Фото предоставлено Центром белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Смотрите также: