История одного подвига. Почему минчанка Галина Тищенко 75 лет хранит память о летчике Александре Мамкине
Последние 75 лет минчанка Галина Тищенко 11 апреля отмечает свой второй день рождения. Тогда, в далеком 1944 году, она едва не погибла в горящем самолете на пути к Большой земле… Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Знакомство с Галиной Петровной состоялось в стенах Белорусской государственной академии искусств. Сюда она пришла, чтобы рассказать студентам 3-го курса кафедры скульптуры историю своего удивительного спасения.
Беда-разлука
— Родилась в Полоцке 28 января 1933 года, — рассказывает собеседница. — Родители были педагогами: отец преподавал в школе физику и математику, мама — химию. С первых дней войны папа ушел на фронт, мы же остались в городе. В семье было трое маленьких детей, я — старшая. Немцы захватили Полоцк через три недели после начала Великой Отечественной. Эвакуироваться не смогли, остались жить в оккупации. Маму фашисты расстреляли в 1943 году как раз в пасхальные дни. Получилось так, что она подобрала советскую листовку, которую сбросили с самолета, и об этом рассказала соседям. Кто-то из них донес в гестапо. Меня, сестричку Регину и братика Володю забрал в Полоцкий детский дом его директор и наш родственник Михаил Форинко. Жили мы впроголодь. Михаил Степанович пытался как-то поддерживать воспитанников едой, да и местные жители тоже проявляли заботу и смекалку. Хорошо помню, как привозили бидончики с сывороткой. Женщины с молочного комбината добавляли в отходы производства творог. От слабости и недоедания многие (а в детском доме находились почти 200 воспитанников в возрасте от 3 до 14 лет) переболели тифом.
Операция «Звездочка»
Поздней осенью 1943-го, не желая больше кормить ребятишек, фашисты перевезли детский дом в деревню Бельчица южнее Полоцка. Там они должны были сами добывать себе еду. В последующем больных малышей могли уничтожить, а здоровых либо сделать донорами для солдат вермахта, либо вывезти в рабство в Германию. Об этом узнали партизаны. Для освобождения советских детей разработали операцию «Звездочка». В ночь с 18 на 19 февраля ребят вместе с воспитателями переправили в партизанскую зону.
— Директор накануне сообщил: как стемнеет, будем уходить к партизанам, — продолжает Галина Петровна. — К счастью, всё прошло успешно. Партизаны на санях повезли нас в деревню, а затем вглубь Полоцко-Лепельской партизанской зоны. Теперь стояла задача вместе с ранеными переправить детей и воспитателей за линию фронта на самолетах.
Ценой жизни
— Настала и моя очередь лететь на Большую землю, — вспоминает Галина Тищенко. — Было это в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Меня и других детей посадили на место штурмана за спиной у летчика. Взлетели с озера. В какой-то момент мне показалось, что по корпусу что-то застучало — то ли камушки, то ли горох. Оказалось, при перелете через линию фронта наш Р-5 был подбит и загорелся. Впереди вспыхнуло синее пламя. Огонь добрался до кабины пилота, перешел на его руки, ноги и одежду. Под воздействием высокой температуры комбинезон лопался, а мех выворачивало наружу. Но наш спаситель не выпустил штурвал и посадил пылающую машину в нескольких километрах от линии фронта. Все 13 пассажиров выжили. А вот летчик из-за сильных ожогов через несколько дней скончался в госпитале. Из документов узнали имя нашего героя. Им оказался гвардии лейтенант Александр Мамкин из 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота. До этого он уже совершил 9 ночных рейсов. Наш, десятый, оказался последним в его жизни.
В мирное время
— До окончания войны мы жили в детском доме. Отец, вернувшись с фронта, получил квартиру и забрал нас. После школы и я, и сестра Регина окончили педагогические вузы. Обе вышли замуж за военных. В Минске работала в средней школе № 57, преподавала географию, затем перевелась в СШ № 109. На пенсию ушла в 1988 году. У меня двое сыновей, правнук оканчивает 11-й класс.
Чтобы помнили
— Наша встреча не случайно проходит в стенах Белорусской государственной академии искусств, — включился в разговор член Минской городской организации Белорусского союза офицеров Сергей Соболев. — Приглашены студенты 3-го курса кафедры скульптуры. Ребятам было предложено поработать над эскизом мемориальной доски с барельефом, изобразив подвиг легендарного летчика и историю спасения детей. Планируем установить ее в Полоцке на месте, где в период фашистской оккупации находился детский дом. Для молодых скульпторов было очень важно перед началом работы пообщаться с человеком, который пережил личную трагедию на войне. В тексте мемориальной доски упоминаются не только воспитанники полоцкого детдома, но и 15 детей еврейской и цыганской национальностей, которым посчастливилось накануне бежать из Полоцкого гетто. Одна из спасенных — жительница Батуми Хайя Иссаевна Мордохаева, с которой нам довелось пообщаться в 2019 году во время телевизионного моста Минск — Батуми.
История с продолжением
В местной восьмилетке юные следопыты оборудовали уголок памяти Александра Мамкина. Они собрали информацию о герое, разместили в экспозиции обломки его самолета. Это сделано и благодаря поисковой и воспитательной работе местного участкового майора милиции Андрея Героева.
По согласованию с администрацией Малоситнянского сельского Совета, где в районе озера Болныро приземлился горящий самолет, в музейную экспозицию при крипте Всехсвятского храма-памятника торжественно передана деталь двигателя самолета Александра Мамкина. Память о жертвенном подвиге гвардии лейтенанта теперь будет храниться и в Минске.
Гвардии лейтенант Александр Мамкин спас более 80 детей. Все они с гордостью называли себя детьми Мамкина, а когда стали взрослыми, его имя давали своим сыновьям.
Справочно
В истории Великой Отечественной войны это был не единственный случай, когда из плена и условий вымирания партизаны вызволяли целый детский дом. В ночь с 25 на 26 февраля 1944 года партизаны бригады «Штурмовая» под руководством комиссара Ильи Федорова на 60 подводах вывезли в Логойскую партизанскую зону 274 воспитанника Семковского детского дома, обреченных на уничтожение в концлагере «Тростенец». Ежегодно у мемориальной доски на месте бывшего детского дома в Семково проводится митинг памяти.
Фото Сергея Пожоги и из Интернета