ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Кто изображен на холсте Ильи Машкова «Женский портрет», и при чем здесь Третьяковка
В Национальном художественном музее Республики Беларусь экспонируется экспрессивная, выразительная, притягивающая к себе внимание картина «Женский портрет» (1908 г.) русского и советского художника, одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Машкова. Как работа оказалась в музее, и кто на ней изображен, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В числе «динозавров»
Произведение тесно связано с историей становления музейного дела в Беларуси, а еще – это чудом выживший шедевр.
– В 1918 г. Марк Шагал становится витебским комиссаром по делам искусств. Он инициирует создание Музея современного искусства в Витебске, и в 1919 г. пишет запрос в Москву в отдел изобразительного искусства Наркомпроса с запросом на картины ведущих современных художников. Ему присылают 29 работ 12 «современных русских мастеров», в числе которых – Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Александр Шевченко, Роберт Фальк… Это были картины ведущих художников начала ХХ века, которых мы впоследствии назовем «динозаврами» современного искусства, – говорит ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Юлия Лисай.
Однако с музеем идея прогорела: картины хранились в учебном заведении, где преподавал Шагал. Некоторые холсты перерезали – студентам не на чем было рисовать. И вот оставшееся, выжившее в 1939 г. передали в только что созданную Государственную картинную галерею (Национальный художественный музей Республики Беларусь. – Прим. авт.), а во время Второй мировой войны лучшие произведения были вывезены в Германию. Среди них был и «Женский портрет» Ильи Машкова. В музее Великой Отечественной войны картина хранилась после возвращения из Германии и была передана учреждению как произведение, до войны принадлежавшее его коллекции.
Судьбоносная встреча
Многие посетители главного музея страны часто останавливаются возле «Женского портрета». Так чем же привлекает работа? Колоритом? Манерой исполнения? А кто изображен на ней?
Никто не надеялся, что когда-нибудь удастся установить личность натурщицы, если бы не одна судьбоносная встреча.
– В Государственной Третьяковской галерее хранится картина «Дама с китаянкой» авторства Ильи Машкова. На ней изображена та же женщина, что и на «Женском портрете». До недавнего времени о модели ничего не было известно. И вдруг на пороге Третьяковки появляется внучка изображенной дамы – Анна Кирилловна Быстрова (в девичестве Снесарёва). С документами, фотографиями, семейной историей… – говорит Ю. Лисай.
Оказалось, на картинах «Женский портрет» и «Дама с китаянкой», выполненных Ильёй Машковым, изображена его ученица Евгения Ивановна Киркальди.
— Илья Машков несколько раз пишет ученицу в своей мастерской. Она занималась у него живописью около двух лет и после замужества к ней не вернулась. К слову, фамилия Киркальди (Churchallday) необычная. Она шотландского происхождения и дословно переводится «церковь весь день» (по-шотландски «церковь» – kirk).
По воспоминаниям внучки Анны Кирилловны, Евгения Киркальди имела филологическое образование, знала английский, немецкий и французский. До конца жизни (не дожила всего двух месяцев до 100-летия) сохраняла ясную память и читала литературу на иностранных языках.
Обман зрения
Помните рассказ мастера иронии, каламбура и остроты Аркадия Аверченко «История одной картины»? В «Женском портрете» тоже есть хитрость, не без этого! Посмотрите внимательно на портрет. Как вы думаете, сколько лет Евгении Киркальди? 30? 40? Увы, я тоже не угадала. Искусство обманчиво.
– На фотографиях Евгения тонкая, изящная и еще незамужняя. На момент написания произведения (в 1908 г.) ей всего 19 лет, однако с полотна на нас смотрит не «звонкая» девчонка, а зрелая женщина с зелеными и малиновыми рефлексами (рефлекс в живописи — явление отраженного света, отсвет. — Прим. ред.) на лице и руках. Мы видим большую разницу между изображениями на фотографиях и тем, какой ее видит художник. Портрет интересен с живописной точки зрения, – продолжает Юлия Владимировна.
– А все началось еще в 1905 г. в Париже, когда на «Осеннем салоне» экспонировались фовисты: Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен. Это в художественном мире вызвало скандал. Яркие, мало соответствующие реальности женские портреты Матисса вызывали у современников множество вопросов (если не возмущения). На что он отвечал: «Если б такая женщина встретилась мне на улице, я бы удрал от нее в страхе. Но ведь я создаю не женщину, а картину».
Вот и Илья Машков в данном случае тоже пишет картину, а не женщину – идет за новейшими тенденциями в живописи. Его интересует не сходство с реальным прототипом, а зеленые рефлексы и в целом игра с оттенками. Посмотрите, орнаментальный фон даже на обои и на ткань не похож. Это отдельный элемент, в котором еще сохраняется объем и привязка к реальности. Еще немного – и в 1910 г. Василий Кандинский напишет первое абстрактное произведение, и реальность перестанет быть основой для создания картины. Живопись начнет решать новые задачи, не связанные с воспроизведением реальности, – продолжает ведущий научный сотрудник Национального художественного музея.
– Искусство ХХ века непрозрачно для понимания. Нужен посредник, медиатор, тот, кто будет рассказывать, почему это произведение потрясающее и почему на него стоит обратить внимание. Расскажу жизненный анекдот. Однажды в музей пришел мой друг. Он автослесарь и совсем далек от искусства. Я поводила его по залам, и вижу – все, ему уже не интересно. Думаю: «Надо выводить». В быстром темпе веду его к выходу мимо Шишкина, и тут неожиданно он останавливается, замирает и говорит: «А вот это круто!» Я спрашиваю: «Почему?» А он мне: «Не, ну как на фотографии!» Вот это «как на фотографии» до сих пор для большинства людей будет самым понятным критерием… Что можно посоветовать тем, кто хочет больше разбираться в искусстве? Заказывать экскурсии. Не факт, что вы полюбите произведения, но хотя бы сможете их понять, узнать жизнь художников, историю создания работ. Еще вариант – посещать лекции. Вдруг зацепит? – посоветовала Ю. Лисай.
Фото Алексея Столярова