1200 90

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Кто изображен на холсте Ильи Машкова «Женский портрет», и при чем здесь Третьяковка

В Национальном художественном музее Республики Беларусь экспонируется экспрессивная, выразительная, притягивающая к себе внимание картина «Женский портрет» (1908 г.) русского и советского художника,  одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Машкова. Как работа оказалась в музее, и кто на ней изображен, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

1 24

В числе «динозавров»

Произведение тесно связано с историей становления музейного дела в Беларуси, а еще – это чудом выживший шедевр.

В 1918 г. Марк Шагал становится витебским комиссаром по делам искусств. Он инициирует создание Музея современного искусства в Витебске, и в 1919 г. пишет запрос в Москву в отдел изобразительного искусства Наркомпроса с запросом на картины ведущих современных художников. Ему присылают 29 работ 12 «современных русских мастеров», в числе которых – Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Александр Шевченко, Роберт Фальк… Это были картины ведущих художников начала ХХ века, которых мы впоследствии назовем «динозаврами» современного искусства, – говорит ведущий научный сотрудник отдела зарубежного искусства Национального художественного музея Юлия Лисай.

Однако с музеем идея прогорела: картины хранились в учебном заведении, где преподавал Шагал. Некоторые холсты перерезали – студентам не на чем было рисовать.  И вот оставшееся, выжившее в 1939 г. передали в только что созданную Государственную картинную галерею (Национальный художественный музей Республики Беларусь. – Прим. авт.), а во время Второй мировой войны лучшие произведения были вывезены в Германию. Среди них был и «Женский портрет» Ильи Машкова. В музее Великой Отечественной войны картина хранилась после возвращения из Германии и была передана учреждению как произведение, до войны принадлежавшее его коллекции.

Судьбоносная встреча

Многие посетители главного музея страны часто останавливаются возле «Женского портрета». Так чем же привлекает работа? Колоритом? Манерой исполнения? А кто изображен на ней?

Никто не надеялся, что когда-нибудь удастся установить личность натурщицы, если бы не одна судьбоносная встреча.

–  В Государственной Третьяковской галерее хранится картина «Дама с китаянкой» авторства Ильи Машкова.  На ней изображена та же женщина, что и на «Женском портрете». До недавнего времени о модели ничего не было известно. И вдруг на пороге Третьяковки появляется внучка изображенной дамы  Анна Кирилловна Быстрова (в девичестве Снесарёва).  С документами, фотографиями, семейной историей –  говорит Ю. Лисай.

Оказалось, на картинах «Женский портрет» и «Дама с китаянкой», выполненных Ильёй Машковым, изображена его ученица Евгения Ивановна Киркальди.

Илья Машков несколько раз пишет ученицу в своей мастерской. Она занималась у него живописью около двух лет и после замужества к ней не вернулась. К слову, фамилия Киркальди (Churchallday) необычная. Она шотландского происхождения и дословно переводится «церковь весь день» (по-шотландски «церковь» kirk).

По воспоминаниям внучки Анны Кирилловны, Евгения Киркальди имела филологическое образование, знала английский, немецкий и французский. До конца жизни (не дожила всего двух месяцев до 100-летия) сохраняла ясную память и читала литературу на иностранных языках. 

Обман зрения

Помните рассказ мастера иронии, каламбура и остроты Аркадия Аверченко «История одной картины»? В «Женском портрете» тоже есть хитрость, не без этого! Посмотрите внимательно на портрет. Как вы думаете, сколько лет Евгении Киркальди? 30? 40? Увы, я тоже не угадала. Искусство обманчиво.

–  На фотографиях Евгения тонкая, изящная и еще незамужняя. На момент написания произведения (в 1908 г.) ей всего 19 лет, однако с полотна на нас смотрит не «звонкая» девчонка, а зрелая женщина с зелеными и малиновыми рефлексами (рефлекс в живописи — явление отраженного света, отсвет. — Прим. ред.) на лице и руках. Мы видим большую разницу между изображениями на фотографиях и тем, какой ее видит художник. Портрет интересен с живописной точки зрения, –  продолжает Юлия Владимировна.

А все началось еще в 1905 г. в Париже, когда на «Осеннем салоне» экспонировались фовисты: Анри Матисс, Морис де Вламинк, Андре Дерен. Это в художественном мире вызвало скандал. Яркие, мало соответствующие реальности женские портреты Матисса вызывали у современников множество вопросов (если не возмущения). На что он отвечал: «Если б такая женщина встретилась мне на улице, я бы удрал от нее в страхе. Но ведь я создаю не женщину, а картину».

Вот и Илья Машков в данном случае тоже пишет картину, а не женщину – идет за новейшими тенденциями в живописи. Его интересует не сходство с реальным прототипом, а зеленые рефлексы и в целом игра с оттенками.  Посмотрите, орнаментальный фон даже на обои и на ткань не похож. Это отдельный элемент, в котором еще сохраняется объем и привязка к реальности. Еще немного и в 1910 г. Василий Кандинский напишет первое абстрактное произведение, и реальность перестанет быть основой для создания картины. Живопись начнет решать новые задачи, не связанные с воспроизведением реальности, – продолжает ведущий научный сотрудник Национального художественного музея.

Искусство ХХ века непрозрачно для понимания. Нужен посредник, медиатор, тот, кто будет рассказывать, почему это произведение потрясающее и почему на него стоит обратить внимание. Расскажу жизненный анекдот. Однажды в музей пришел мой друг. Он автослесарь и совсем далек от искусства. Я поводила его по залам, и вижу – все, ему уже не интересно. Думаю: «Надо выводить». В быстром темпе веду его к выходу мимо Шишкина, и тут неожиданно он останавливается, замирает и говорит: «А вот это круто!»  Я спрашиваю: «Почему?» А он мне: «Не, ну как на фотографии!» Вот это «как на фотографии» до сих пор для большинства людей будет самым понятным критерием… Что можно посоветовать тем, кто хочет больше разбираться в искусстве? Заказывать экскурсии. Не факт, что вы полюбите произведения, но хотя бы сможете их понять, узнать жизнь художников, историю создания работ. Еще вариант – посещать лекции. Вдруг зацепит? – посоветовала Ю. Лисай.

Фото Алексея Столярова

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Артисты Большого театра выступят в Санкт-Петербурге с оперой «Дикая охота короля Стаха»

Артисты Большого театра Беларуси выступят на сцене Мариинского театра во время Дней Минска в Санкт-Петербурге. Национальную оперу «Дикая охота короля Стаха» покажут 24 октября, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

sczena zanaves teatr

Фото https://www.pexels.com/ru-ru/

В Санкт-Петербург выступят ведущие солисты оперы, хор театра. За дирижерским пультом симфонического оркестра — Юрий Караваев.

Премьера оперы «Дикая охота короля Стаха» в постановке главного режиссера Большого театра Анны Моторной состоялась в Минске 11 июля 2021 года. Каждый показ спектакля — аншлаг.

Справочно

В 2021 году «Дикая охота короля Стаха» победила в Республиканском конкурсе на лучший культурный проект патриотической тематики в номинации «Лучший спектакль музыкального театра». В 2023-м получила Национальную театральную премию в номинациях «Лучший спектакль оперы» и «Лучшая работа постановщика в музыкальном спектакле».

Патриотические силы Беларуси обсудили старт электоральной кампании

Представители ведущих политических и общественных сил Беларуси приняли участие в заседании Штаба патриотических сил, которое прошло в Национальной библиотеке Беларуси 23 октября. Основные тезисы беседы собрал корреспондент агентства «Минск-Новости».

23 10 2024 politika zasedanie shtaba patrioticheskih sil miczevich 9 kopiya

Гендиректор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин

gigin

— Мы не могли не отреагировать на важную новость, которая сегодня прозвучала, — депутаты Палаты представителей назначили дату голосования на президентских выборах. К предстоящим выборам нужно готовиться сразу, как только закончились предыдущие, и все патриотические силы Беларуси готовились к этому моменту с 2020 года.

Председатель Белорусской партии «Белая Русь» Олег Романов

romanov belaya rus 2

Депутаты Палаты представителей посчитали правильным соблюсти преемственность с электоральными кампаниями 2024 и 2022 годов, которые проходили в зимний период. К этому времени можно оптимально подготовить всю избирательную инфраструктуру. Также это наиболее удобно для волеизъявления граждан, потому что большинство людей зимой находится на местах, а не в отпусках и зарубежных туристических поездках.

Мы должны четко определить те принципы, на которых будет строиться наша деятельность в электоральный период. Они довольно простые — это сотрудничество, кооперация, взаимная поддержка, нацеленная на обеспечение наилучших условий для проведения выборов. Мы все патриоты, и должны работать на то, чтобы выборы в нашей стране прошли в полном соответствии с избирательным законодательством.

Заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Александр Щекович

shhekovich

— Федерация профсоюзов Беларуси планирует участие в предстоящей избирательной кампании. Мы, как составляющая гражданского общества, примем активное участие в выдвижении своих представителей как в состав избирательных комиссий, так и в наблюдатели. Как председатель Минской городской избирательной комиссии на предыдущих выборах, могу сказать, что система города полностью готова, и все люди, которые работали в избирательных комиссиях, при условии, что они будут избраны в их состав в этом году, готовы приступить к исполнению обязанностей.

Первый секретарь ЦК БРСМ Александр Лукьянов

lukyanov brsm

— Предстоящие пять лет будут насыщены различными вызовами и угрозами. Чтобы им противостоять, нужно принять главное решение, избрать Главу государства, поэтому оттягивать дату проведения выборов нет смысла. Главное, что наше общество сегодня консолидировано, мы видим это по приемам граждан в Совете Республики, об этом говорит наша молодежь. Уже видно, что избирательная кампания пройдет очень активно, с участием всех категорий нашего общества.

Ректор ГУО «Академия образования», секретарь ЦК Коммунистической партии Беларуси Ирина Старовойтова

irina starovojtova

Мы извлекли серьезный опыт из событий 2020 года, и опыт говорит нам, что возможность двигаться вперед в развитии государства предоставляется нам только тогда, когда все патриотические силы объединяются и активно работают с людьми. Единство, солидарность, общая стратегия развития — это то, что нас всех объединяет. В нашей деятельности очень важно организовать работу с молодежью, чтобы она нас услышала, стала единой патриотической силой.

Председатель Белорусского союза женщин Ольга Шпилевская

olga shpilevskaya

— Женщины Беларуси готовы к проведению избирательной кампании, мы традиционно будем представлены в комиссиях, направим наблюдателей. Уверены, что все пройдет на очень высоком уровне, согласно законам и Конституции нашей страны. Шансов сделать неправильный выбор в сложившейся ситуации у нас нет. Сегодня важна максимальная консолидация патриотических сил, нам нужно быть готовыми к любым ситуациям, выступать единым фронтом.

Фото Сергея Мицевича