Из бузотерки в театральную диву. Как жила и работала народная артистка БССР Зинаида Броварская
Ехала поступать в ГИТИС с ватным одеялом под мышкой, чтобы в случае провала продать его и купить обратный билет. Истории из жизни народной артистки БССР Зинаиды Броварской — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Профессия голодранцев
З. Ивановна, как почти все белорусские актеры в советский период, в кино снималась не так много. В фильме «Часы остановились в полночь» (1958) запомнилась ролью взбалмошной и заносчивой фрау фон Кауниц — экранной жены гауляйтера оккупированной Беларуси. Броварская вспоминала, что после премьеры прохожие и соседи по дому порой смотрели на нее с ненавистью, словно она на самом деле супруга садиста-демагога, раздававшего детям конфеты накануне их казни.
Родилась З. Броварская 31 августа 1916 года на железнодорожной станции Одесса — Дачная, начальником которой являлся ее отец. Брат и сестра будущей звезды ушли из жизни в детском возрасте из-за скарлатины и дифтерии. Папа считал актерство профессией голодранцев. Он театралом не был, однако видел бродячие труппы. Так и не посетил ни одного спектакля с участием дочери. Тем не менее спустя годы, когда отец работал в управлении железных дорог в Кишинёве, Броварская приехала туда на гастроли. Он водил Зинаиду по кабинетам своих коллег и гордо представлял ее: «Вот моя дочь, народная артистка!».
Любовь к музыке и театру девочке привила мама. Та прекрасно музицировала и знала много языков. Впервые будущая актриса вышла на сцену в 5 лет обритой наголо, читала стихи. Озорница обожала играть с бродячими кошками и собаками. В итоге подхватила от них стригущий лишай. Она мечтала стать пожарным или ветеринаром. За неуемную энергию ей во дворе дали прозвище Зинка-бузотерка.
Когда Броварской исполнилось 7 лет, семья перебралась в Одессу. В 1933-м девочка окончила там школу. На тот момент она уже определилась с выбором профессии, но в городе у моря не имелось театрального вуза.
К этому времени родители развелись. Мать, стесненная в средствах, собрала дочери деньги на билет до Москвы, а также на пропитание. На случай провала вручила Зинаиде дефицитное ватное одеяло, чтобы та могла продать его и купить обратный квиток.
В ГИТИСе не хотели принимать документы девушки, так как ей еще не было 17 лет. Она штурмом брала кабинет начальника учебной части. Аргумент, что 17 исполнится до начала учебы, 31 августа, убедил приемную комиссию. На экзаменах Броварская читала стихи, показывала этюды и даже танцевала «Яблочко». Пройдя успешно все три тура, она увидела в списках зачисленных свою фамилию. Телеграфировала маме: «Одеяло не продаю. Меня приняли. Целую и обнимаю до хрусту. Твоя Зина». Но вечером ее охватила тревога: а вдруг все прочла неверно? Ворвавшись в пустой коридор ГИТИСа, вновь подошла к спискам. Произнесла собственную фамилию медленно, по слогам, а потом опустилась на ступеньки и заплакала.
Вслед за супругом
В годы учебы Броварской в Белокаменной еще были живы Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров, Мейерхольд. Начинающая актриса каждый вечер ходила на их спектакли, наблюдая за одними и теми же постановками десятки раз.
К слову, студенческий билет ГИТИСа обеспечивал бесплатный вход в театры столицы. Ее педагогами являлись Михаил Тарханов и Николай Плотников, оба мхатовцы. Они открыли в юной коллеге умение управлять актерскими красками и постепенно обретаемыми навыками. В выпускном спектакле «Мещане» Зинаида играла немолодую кухарку Степаниду. После репетиций она ходила на рынки, чтобы подслушать деревенский говор, понаблюдать за походкой и повадками пожилых торговок и покупательниц, похожих на ее персонажа. В 1937-м Броварская получила красный диплом. На последнем курсе вышла замуж за вдовца, уроженца Червеня Оскара Гантмана.
У мужчины остался малолетний сын. Удивительно, но сразу после окончания экономического факультета ГИТИСа он был назначен директором оперной труппы Большого театра БССР. Потому Зинаида получила распределение в минский ТЮЗ. В скором времени режиссер Константин Санников пригласил актрису на главную роль в постановке «Екатерина Жерносек» в 1-м Белорусском государственном драматическом театре (ныне — Национальный академический театр им. Я. Купалы). С некоторыми перерывами она прослужила в нем более 60 лет.
Не сойти с ума
22 июня 1941-го Броварская с театром находилась на гастролях в родной Одессе. В 9 часов ее соседка по гостиничному номеру Стефания Станюта ушла на утренний спектакль «Кто смеется последним?». Зинаида Ивановна в полдень услышала по радио выступление Молотова о начале войны и побежала в театр. За кулисами ей никто не поверил, но сомнения быстро развеялись. Вскоре коллектив отправился в Москву, а в сентябре эвакуировался в Томск.
В июне муж артистки с маленьким сыном ушел из Минска на восток по Могилёвскому шоссе. Добрался до Белокаменной. Там его назначили директором русского театра в Ашхабаде. Броварская уехала с ним. Однако в 1942-м, как она шутила, ей показалось, что Главнокомандующий не справится без нее. Увидела объявление о приеме артистов во фронтовой театр «Огонёк». Через месяц актриса уже работала там. Зинаида колесила по фронтам с концертами, выходила из окружений. Получила медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После этого Броварская вернулась к супругу, который к тому моменту управлял сначала Пензенским, а потом Куйбышевским театрами. Родила сына Олега.
В 1950-м приехала в Минск, в родной Купаловский. Сыграла на легендарной сцене свыше сотни ролей. Среди них — царица Клея в постановке «Лиса и виноград» (пьеса «Эзоп»). С ней связана трагическая страница жизни Зинаиды Ивановны. 12-летний Олег любил погонять на велосипеде возле дома около цирка на проспекте Ленина (ныне пр. Независимости). Последние его слова: «Мама, я скоро вернусь». Мальчишка угодил под пятитонный грузовик и погиб. Руководство театра готово было отменить назначенный в тот вечер спектакль. Тем не менее Броварская вышла на сцену в образе Клеи, сохраняя горделивую осанку. Многие обвиняли ее в бессердечности… В действительности актриса сделала это, дабы не сойти с ума.
С тех пор она окружала студентов в театральном вузе материнской опекой, следила за их судьбами, вела переписку с выпускниками. Кроме ежедневных спектаклей взвалила на себя должность парторга театра. Все для того, чтобы заглушить боль утраты.
В 1990-е, когда артистке было за 70 лет, Геннадий Давыдько поставил для нее два шикарных бенефисных спектакля — «Игра в джин» и «Смех лангусты». В ту пору она, занимаясь йогой, долго могла стоять в гримерной на голове. Коллеги-ровесницы причитали: «Зина! Так можно инсульт заработать!». А в 85 лет, почти утратив зрение, звезда выходила на сцену в постановках «Павлинка», «Поминальная молитва».
Без малого 20 лет Зинаиды Ивановны нет с нами. Многие помнят ее всегда ухоженной, подтянутой, целеустремленной и бойкой.
Читайте также:
Как Игорь Лученок придумал «Майский вальс», и кто обнаружил у него музыкальный слух
Они могли уйти в другие государства, но стремились в СССР. Как еще до войны поляки бежали из страны
Пела песни отца и участвовала в конкурсах. Каким был путь звезды эстрады 1990-х Анжелики Варум
«Ну не подрывать же там ядерный заряд!». Как советские ученые осваивали Луну