izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Из Минска в Файзабад. Афганская война разделила жизни советских женщин на до и после

Вывод войск СССР из Афганистана завершился 15 февраля 1989 года. Интернациональный долг выполняли не только мужчины, но и советские женщины. Минчанка Татьяна Евпатова, два года проработавшая в Файзабаде операционной медсестрой, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» о жизни и смерти под палящим солнцем.

9 hamiczevich kopiya

Опасная командировка

Т. Евпатова трудилась медсестрой в отделении хирургии сосудов Минской областной клинической больницы.

В мае 1982 года я получила направление в Афганистан. В военкомате сказали, что там хороший климат, лето круглый год, жилье предоставляется в гостинице. Больше никакой информации. Ну что ж, все медики военнообязанные… — вспоминает собеседница.

Маме она сообщила, что уезжает на два года в Германию. Правда, в первом же письме пришлось рассказать правду.

Два хирурга, два терапевта, анестезиолог, стоматолог, пять палатных медсестер и одна операционная (она же перевязочная) — таким был состав медпункта, а размещался он в брезентовых палатках. Состоял из ординаторской, где и жили врачи, операционной, амбулатории, аптечного склада и стационарного отделения. Медсестрам была предоставлена отдельная палаточная жилплощадь, расположенная рядом со стационаром.

2 8

В операционной (Татьяна Евпатова слева)

На пределе сил

Раненых обычно доставляли на вертолетах. Взлетно-посадочная площадка располагалась рядом.

Через наш медпункт прошло много солдат и офицеров, получивших тяжелые ранения внутренних органов, потерявших конечности… Но у советских хирургов были золотые руки. Скольких ребят они вернули к жизни! — рассказывает Т. Евпатова. — На операционный стол брали и раненых афганцев. Помню, ночь, работа закончилась. Хирургам надо записать протоколы операций, а мне — навести порядок, чтобы быть в полной готовности к очередному приему раненых. Вот и все, можно идти «домой». Один из хирургов лег прямо на полу в предоперационной — не было сил дойти до своей палатки. А в нашей горит свет — свободные от дежурства медсестры делают из марли салфетки и другой перевязочный материал, помогая таким образом мне. Я же хочу только одного — поскорее лечь спать…

4 6

Нити из парашютных строп

По словам собеседницы, не хватало медицинских инструментов — тех же сосудистых зажимов, атравматических игл. Шовный материал, который был в наличии, остался, наверное, еще со времен Великой Отечественной войны, он попросту рассыпался в руках. Приходилось использовать синтетические нити, взятые из парашютных строп. Дефицитные в Афгане материалы медикам легче было привезти из Союза во время отпуска, нежели ждать по заявкам.

Кроме срочной работы в операционной надо было ежедневно принимать бойцов в перевязочной, — рассказывает собеседница. — Иногда за смену к нам приходили по 40–50 человек, у которых от длительного ношения кирзовых сапог возникали гнойные поражения кожи. Там ведь было жарко, и даже простая царапина могла воспалиться. Зато, на удивление, ни у кого не наблюдалось ни гриппа, ни других респираторных заболеваний. Лишь один раз за все время доставили нашего солдата с приступом аппендицита. Сохранилась фотография, где он улыбается сразу после операции, проведенной под местной анестезией.

1 10

Татьяна Евпатова в палаточном городке вместе с коллегами-медсестрами (крайняя справа

Помощь каждому

Медицинскую помощь оказывали не только советским и афганским военнослужащим, но и местному населению. Однажды даже пришлось принимать роды у афганки.

В медпункт ее доставили родственники на носилках. Состояние женщины было очень тяжелым — она перенашивала беременность. Но, к счастью, все обошлось, на свет появилась девочка. Отец-афганец, который все это время сидел возле операционной палатки, кинулся медикам руки целовать, ведь рождение дочери — это счастье для афганской семьи.

Местных жителей принимали и амбулаторно, — продолжает Татьяна Евпатова. — Женщины носили паранджу. Они не осмеливались показаться врачу-мужчине. Поэтому осматривать их приходилось медсестрам. Грязные, босые или в резиновых калошах (даже зимой), голодные… Одна приподняла паранджу: лицо — сплошная язва. Это была проказа, которую мы видели только на фото в учебниках. Почти у всех афганцев были вши. Давали им специальную мазь от педикулеза, через переводчика объясняли, что надо делать. Голодных кормили прямо в медпункте — для них всегда у нас были хлеб из столовой и тушенка.

Вспоминается февраль 1983-го. Проводилась боевая операция по уничтожению душманских банд в Бахараке. Днем вертолеты беспрерывно привозили раненых. К вечеру по рации сообщили, что есть очень тяжелые. Если не оказать помощь немедленно, до утра они не доживут. Доставку решили провести ночью. На посадочной площадке разожгли костры, чтобы летчики имели ориентир. Было несколько рейсов с ранеными. Почти трое суток подряд врачи и медсестры не покидали операционную. Но самых тяжелых удалось спасти.

— Тогда меня и медсестру-анестезиста Евдокию Айдарову представили к медали «За боевые заслуги», — отмечает собеседница. — Из всех медсестер за два года эту награду получили только мы. Все медики, принимавшие участие в той необъявленной войне, были награждены медалью «От благодарного афганского народа».

3 10

В операционной (Татьяна Евпатова справа)

Испытания

О бытовых условиях в Афганистане женщина говорит с грустной улыбкой. С гостиницей, как обещали в военкомате, не получилось. Как уже отмечалось, медики жили в палатках. Холода там наступают уже в октябре, а в ноябре ночью столбик термометра опускался до –10 °С. Печки-буржуйки было опасно топить ночью — малейшая искра могла стать причиной пожара. Чтобы не замерзнуть, спали в теплой одежде, накрывшись несколькими одеялами. Выдали бушлаты, из ваты и марли шили себе шапки. В таком «обмундировании» и перезимовали. А летом была жара выше +40 °С. Ситцевые платья быстро износились, ведь из Союза девушки приехали налегке. Приходилось покупать ткань в полковом магазине и вручную шить для себя сарафаны — два шва по бокам и бретельки.

Но и на войне жизнь продолжалась. И дни рождения отмечали, и даже свадьбы играли. Браки регистрировались в советском посольстве в Кабуле. В 1984 году вышла замуж за лейтенанта и медсестра-анестезист Евдокия. К сожалению, их счастье длилось недолго. До окончания службы в Афгане у них оставался месяц, когда мужа Нурсултана на вертолете доставили в медпункт. Он скончался прямо на операционном столе в присутствии жены. Сын Нурик, который родился уже в Советском Союзе, увидел своего отца только на фото.

Возвращение домой

Перед долгожданным отъездом было немного грустно расставаться с теми, с кем сдружились за это время, — говорит Т. Евпатова. — Мы тогда мечтали лет через 10 (это казалось нам очень большим сроком) приехать всем составом в Файзабад и увидеть, как изменилась к лучшему жизнь на афганской земле. Наивные молодые девчонки… Эта война стала рубежом в нашей жизни, после которой жизнь разделилась на до Афгана и после. Попав туда в возрасте чуть больше 20 лет, мы возвращались домой намного повзрослевшими — столько событий произошло за два года! Приехав в Советский Союз, я осуществила свою мечту — окончила филфак БГУ, получила диплом преподавателя и состоялась в новой профессии. О чем мечтаю сейчас? Самое главное, чтобы был мир на нашей планете.

Фото Тамары Хамицевич и из личного архива Татьяны Евпатовой

Смотрите также:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Как лечить и чего опасаться родителямСиндром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Как лечить и чего опасаться родителям
Минский курьер. Обзор событий столицы с 5 по 11 февраляМинский курьер. Обзор событий столицы с 5 по 11 февраля
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Минске планируют обустроить 14 лыжных трасс, десятки катков, горок, хоккейных коробок

В столице продолжат практику использования искусственного снега при создании лыжных трасс, которых во всех районах города будет 14. Об этом рассказала журналистам директор Минского городского учебно-методического центра физического воспитания населения Ирина Ольховская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

каток коньки

В столице ежегодно разрабатывают план по проведению зимнего оздоровительного сезона. В этом сезоне в городе намерены обустроить 28 ледовых катков и 33 хоккейные коробки, оборудовать два склона для катаний на горных лыжах и сноуборде, организовать 39 горок для спуска на тюбингах и санях. Будут работать не менее 97 пунктов проката лыжного инвентаря и коньков: к зимнему сезону в Минске подготовили свыше 5,8 тыс. пар коньков. Чтобы начать заливать хоккейные коробки и катки открытого типа, должна установиться подходящая погода.

Что касается лыжных трасс, то в Заводском районе такая будет в парке им. 900-летия Минска, в Ленинском — в Лошицком усадебно-парковом комплексе и зоне отдыха «Сад Гошкевича», в Московском — в яблоневом саду вдоль ул. Рафиева и в парке им. М. Павлова, в Октябрьском — в парке «Курасовщина».

В Партизанском лыжню организуют в жилом районе Дражня, во Фрунзенском — в лесопарковой зоне «Медвежино», в Советском — в парке Дружбы народов и в жилом районе Зеленый Луг, в Первомайском — две трассы в лесном массиве Зеленого Луга и одну в Севастопольском парке. Главная городская лыжня будет пролегать в жилом районе Веснянка вокруг комплекса футбольных полей на территории футбольного клуба «Минск».

Как отметила И. Ольховская, в этом году, как и прежде, при проведении районных, городских и республиканских мероприятий будут задействованы лыжные трассы. Чтобы обеспечить их искусственным снегом, в Минске все готово, в том числе 32 снегогенератора.

Будут судить водителя, сбившего на нерегулируемом пешеходном переходе 73-летнюю женщину

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 71-летнего ранее не судимого горожанина, который на нерегулируемом пешеходном переходе сбил престарелую женщину, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре г. Минска.

10

Утром 11 сентября 2024 года фигурант ехал за рулем Citroen Xsara по ул. Байкальской в направлении ул. Ангарской со скоростью около 27 км/ч. Он направлялся в МРЭО ГАИ, чтобы снять автомобиль с учета. Подъезжая к нерегулируемой зебре, водитель проявил невнимательность и не предоставил преимущество движения пешеходу, 1951 г. р., и совершил на нее наезд.

В результате аварии женщина получила серьезные травмы, относящиеся к категории тяжких телесных повреждений по признаку опасности для жизни.

В отношении минчанина возбудили уголовное дело. Стоит отметить, что Citroen долгое время не проходил технический осмотр, у водителя не имелось страхового свидетельства.

— Обвиняемый является пенсионером, ранее к уголовной ответственности не привлекался, имеет водительский стаж более 40 лет, — прокомментировала старший помощник прокурора г. Минска по правовому обеспечению, информации и общественным связям Инна Марухина. — Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 317 УК Республики Беларусь («Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств»). Вину гражданин полностью признал, в содеянном раскаялся.

В отношении него применена мера пресечения в виде запрета определенных действий.