«Изобличить шутника можно в течение нескольких минут». Сотрудник угро рассказал о лжеминерах
Какой ущерб влечет за собой шутка о заложенной где-то бомбе и какая ответственность за это предусмотрена, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в ГУВД Мингорисполкома.
В прошлом году злоумышленники сообщали о минировании различных столичных объектов восемь раз. По каждому факту проводилась тщательная проверка: к местам, где якобы находилось взрывное устройство, выбывали наряды милиции, сотрудники МЧС, КГБ, работали саперно-пиротехнические группы внутренних войск, кинологи, дежурили бригады скорой помощи… Во всех случаях, к счастью, тревога оказывалась ложной. Все авторы таких несмешных шуток были найдены и привлечены к уголовной ответственности.
— Тактика раскрытия подобных преступлений отлажена на самом высоком уровне. Сегодняшние возможности силовых ведомств и их техническое оснащение позволяют установить, откуда были переданы сообщения или совершены звонки, а также изобличить самих злоумышленников, не выходя из служебных кабинетов, — говорит заместитель начальника управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома Евгений Зузёнок. — Как правило, неизвестные звонят в экстренные службы и сообщают, что где-то в местах большого скопления людей заложено взрывное устройство. Случается, отправляют сообщения через Интернет, полагая, что так их будет сложнее найти. Уверяю вас, даже во Всемирной паутине сегодня затеряться нереально — возможно лишь, на поиски такого шутника уйдет немного больше времени.
Чаще всего в Минске «минируют» станции метрополитена, торгово-развлекательные центры, реже — вокзалы. В 95 % случаев «минерами» оказываются нетрезвые либо не совсем психически здоровые граждане, дети. Но на все подобные сообщения спецслужбы реагируют незамедлительно. Пусть даже это будет шутка, невольно отпущенная пьяным человеком.
Такие сообщения об опасности серьезно вредят экономике якобы заминированных организаций и объектов, нарушают их работу и доставляют неудобства гражданам. У сотрудников милиции есть четкие инструкции, регламентирующие их действия в чрезвычайных ситуациях, которые позволяют минимизировать негативные последствия. При этом нужно понимать, что проверка подобных сообщений требует немалых усилий со стороны различных служб.
— Заведомо ложное сообщение об опасности влечет уголовную ответственность (ст. 340 УК Республики Беларусь), которая наступает с 14 лет. Предусмотренное наказание в зависимости от размера причиненного ущерба, тяжести наступивших последствий и других обстоятельств — от штрафа до семи лет лишения свободы, — уточняет сотрудник угро. — Под крупным размером ущерба, который повлекло подобное сообщение, подразумевают урон на сумму, которая в 250 и более раз превышает одну базовую величину. Под тяжкими последствиями можно рассматривать нарушение работы вокзалов, общественного транспорта, аэропортов, срыв массового мероприятия и т. д.
После последних эвакуаций на железнодорожном вокзале и в торгово-развлекательных центрах интернет-сообщество пришло к выводу, что это были учебные тревоги, мол, милиция отрабатывает свое мастерство в реальных условиях.
— Вы думаете, у нас другой работы нет? Если мы и проводим учения, то не в таких масштабах, — говорит Е. Зузёнок. — Эвакуировать на безопасное расстояние из торгово-развлекательного центра 6 тыс. человек, да так, чтобы не посеять панику (вспомните, чем обернулась массовая давка в подземном переходе возле станции метро «Немига» в 1999-м!), — это, поверьте, непросто. Кто-то в это время смотрит фильм, кто-то трапезничает в ресторане, кто-то примеряет платье в примерочной — и вдруг нужно экстренно покинуть здание. Представьте, какие мысли у граждан!
После же подтверждения ложности поступившего сообщения об опасности необходимо первым делом запустить в здание продавцов и обслуживающий персонал, чтобы предотвратить хищения из торговых точек и совершение каких-либо других противоправных действий.
К слову, по решению суда расходы на работу стражей порядка и спецслужб на «заминированных» объектах рискует понести обвиняемый. Только 2 часа работы одной саперно-пиротехнической группы обойдутся в сумму от 300 рублей и выше: стоимость зависит от того, в какой местности им приходится работать — в открытом поле или многоэтажном здании. Например, при последнем поиске взрывного устройства на железнодорожном вокзале было задействовано более 30 саперов.