КАБ ЛЮБIЦЬ БЕЛАРУСЬ НАШУ МIЛУЮ. Рассказываем про Ивье-де-Жанейро
Этот город еще называют маленьким Иерусалимом. Многие века здесь в мире, согласии и веротерпимости живут татары, белорусы, поляки, евреи. Подробнее об Ивье — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Собрались компанией и отправились в путешествие на Гродненщину. С нами знаток Ивьевского края Ольга. Пока мчимся по трассе, она посвящает нас в историю местечка, насчитывающую более шести столетий. Поселение не раз подвергалось нападению врагов, но всегда восставало из пепла. Статус города Ивье получило только в начале 2000-х. Сейчас там около 8 тыс. жителей.
Дорога заняла два часа с небольшим, мы в пункте назначения. Чистые улицы, застройка в основном одноэтажная, домики аккуратные, много кирпичных. На берегу реки в центре — летний амфитеатр. Здесь проходят районные мероприятия, праздники, фестивали.
Святыни
В Ивье до Великой Отечественной войны жило много евреев. Уцелела одна из трех синагог, сейчас она недействующая. В здании обустроили спортивный зал.
В городе есть и мечеть, которая никогда не закрывалась. Объект вряд ли можно отнести к какому-то архитектурному стилю. Скорее, это народное зодчество. Деревянное здание с минаретом и высоким шпилем на крыше. Два входа: правый — для женщин, левый — для мужчин. Возведен храм в начале 1880-х годов на средства владелицы Ивья графини Эльвиры Замойской (кстати, католички) и подарен местным татарам. Их 500–600 лет назад сюда привез князь Витовт после одного из походов на Азов. За помощь в Грюнвальдской битве отдал чужеземцам урочище Муровщизна, которое располагалось в километре от Ивьевского замка. Татары занялись огородничеством, стали жениться на белорусках и постепенно ассимилировались среди местных. Вообще, жители Ивья давно не делят друг друга по национальности. Дружат, ходят в гости, вместе отмечают праздники. Живя веками в Беларуси, татары забыли свой язык, зато белорусским владеют хорошо. Им даже пришлось перевести на мову свои священные богослужебные книги.
Кстати, на одной из площадей Ивья в 2012 году установлен единственный в мире памятный знак религиозной толерантности. Это четыре величественные стелы с арками, каждая из которых посвящена одной из четырех конфессий — православной, католической, иудейской и мусульманской.
Проезжаем по Муровщизне. Огороды сплошь в теплицах. Особенно там удаются помидоры — сочные, сладкие. Торговля полным ходом идет прямо возле некоторых домов. Ну как не попробовать? Останавливаемся.
— Раньше семена готовили сами, и томаты были вкусные, но не транспортабельные, быстро портились, — объясняет Хадижа, у которой мы купили целое ведро помидоров. — Теперь приобретаем голландские гибриды. Но и свои секреты помним.
— Какое у местных татар самое популярное национальное блюдо? — спрашиваем у хозяйки.
В ответ слышим:
— Драники!
Костел
Подъезжаем к католическому храму святых апостолов Петра и Павла, который включен в список историко-культурных ценностей Беларуси. Был освящен в 1787 году. У входа внимание привлекает высокая статуя Христа с распростертыми руками. Почти копия той, что в Рио-де-Жанейро, поэтому местные в шутку именуют свой город Ивье-де-Жанейро.
Входим внутрь. Настоятель костела Ян показывает реликвию — одну из 60 икон Казанской Божией Матери, побывавших в космосе и более 100 раз облетевших Землю. Ее подарил сотрудник космического агентства России, уроженец Ивьевщины… Священник охотно рассказывает об истории и о сегодняшнем дне храма, о себе. Замечаю у него в руках ключ, большущий, прямо как в сказке. Оказалось, запорному устройству уже лет 300!
— У входной двери двойной замок с секретом, без этого ключа его не откроешь, — демонстрирует раритет ксендз Ян. — Надежно, и никакой электроники!
В костеле есть старинный орган.
— Приехали как-то жених и невеста, попросили обвенчать их под звуки органа, — делится ксендз. — А музыканта не было. Что делать? Вызвал коллегу, чтобы провел церемонию. Сам поднялся к инструменту, на слух подобрал несколько аккордов. Венчание состоялось.
Субботники и Жемыславль
Нагуляв аппетит, с удовольствием обедаем в кафе в центре города. И едем в деревню Субботники посмотреть еще один католический костел. Ксендз Александр показывает нам усыпальницу рода Умястовских, расположенную под храмом. Особо впечатляет там настоящая венецианская мозаика.
Отправляемся дальше — в Жемыславль, родовое поместье Умястовских, где частично сохранился княжеский замок. Ольга рассказывает, что его последние владельцы — Владислав и Янина Умястовские — все устроили на широкую ногу. Высадили большой парк, проложили на реке Гавье каналы по типу Венеции. По ним в праздники гости катались на лодках. В советское время поместье пришло в упадок, а несколько лет назад его выставили на аукцион. Нашлись желающие объект приобрести — бизнесмен с женой из Минска. Однако, когда приехали и оценили затраты на восстановление, поняли: не потянут. Дальнейшая судьба замка пока неизвестна.
Увидели мы и другие достопримечательности Ивьевского края. В Минск возвращались уже поздно вечером.
Справочно
В Ивье из Минска можно добраться маршруткой. Стоимость проезда в одну сторону примерно 13 рублей. В пути — около 2 часов. Есть и организованные экскурсии.
Фото автора